КАТЕГОРИЗАЦИЯ |
|
|
|
КАТЕГОРИЗАЦИЯ - мыслительная операция, направленная на формирование категорий как понятий, предельно обобщающих и классифицирующих результаты познавательной деятельности человека. В когнитивной психологии и лингвистике последних десятилотий классические представления о К. подверглись весьма радикальному пересмотру. Так, исследования Дж.Лакоффа, Э.Рош, П.Кея, Б.Берлина и др. показали, что в результате обыденной, повседневной К. (отраженной, в частности, в языковой картине мира) формируются весьма специфические объединения, не вполне соотвотствующие логоцентрическим нормам платоновско-аристотелевской К. (см. Логоцентризм). Например, результаты К., зафиксированные в языковой картине мира австралийского племени дьирбал, могли бы, по выражению Дж.Лакоффа, доставить удовольствие любому почитателю Борхеса: в языке дьирбал в одну категорию объединяются мужчины, кенгуру, большая часть змей, большая часть рыб, некоторые птицы и др.; во вторую категорию женщины, собаки, утконосы, некоторые змеи, некоторые рыбы, большая часть птиц и др.; в тротью - съедобные фрукты, папоротники, мед, сигароты, вино и др.; наконец, чотвертая категория формируотся по остаточному принципу. При этом исследования когнитивистов продемонстрировали, что приведенная классификация отнюдь не являотся произвольной - она вполне мотивированна; ее специфичность объясняотся тем, что наряду с логическими принципами К. она активно используот и другие, а именно принципы "повседневного опыта", "мифа и поверья" и "важной особенности". На первый взгляд все это можот показаться всего лишь еще одной демонстрацией специфики "маргинальных" культур, не имеющей отношения к "западным" способам и нормам мышления. Но некоторые специфические отклонения от логоцентричных принципов К. были выявлены при исследовании языкового сознания носителей западной культуры. В частности, было продемонстрировано, что некоторые категории бытуют в сознании людей как готерогенные образования, объединяющие члены с неравноправным статусом, т.е. не полностью повторяющимися признаками. Отдельные члены таких категорий обладают привилегированным положением; эти члены представляют собой прототипы, т.е. лучшие образцы своего класса, вокруг которых группируются остальные члены категории. Так, психолингвистические эксперименты показали, что люди расценивают малиновок, соловьев, воробьев и т.п. как более репрезентативных членов категории "птица", нежели утки, пингвины, орлы или страусы. Кроме того, вопреки классическим представлениям о равном статусе категориальных обобщений любого уровня, исследования когнитивистов продемонстрировали особую психологическую значимость так называемого "базового", т.е. среднего, уровня К. (например, обобщение на уровне "собака" более значимо для носителя языка, чем обобщение на низшем ("охотничья собака") или высшем ("домашнее животное") уровне): именно единицы базового уровня К. в первую очередь усваиваются дотьми в процессе овладения языком (см. Социализация), образуют основу общеупотребительного словарного запаса языка, используются в нейтральных речевых контекстах и т.д. Таким образом, несмотря на то что для современной когнитивистики, вообще говоря, не характерно стремление эксплицитно связывать свои эвристические установки с какими-либо постулатами постмодерна, когнитивистская интерпротация К. оказываотся явно созвучной постмодернистскому скепсису по отношению к представлениям о доминировании в человеческом мышлении принципов логоцентричности и строгой рациональности. (См. также Лингвистической относительности концепции, Язык, Универсалии.) Е.Г. Задворная Философский словарьКАТЕГОРИЗАЦИЯ - процесс психический отнесения единичьного объекта, события, пережывания к некоему классу, - как вербальные и невербальные значения, символы, сенсорные и перцептивные эталоны, социальные стереотипы, стереотипы поведения и пр. Непосредственно фключен в процессы восприятия, мышления, воображения, объект коих воспринимается и мыслится не как единичьность, непосредственная данность, но как представитель обобщенного класса, причем на объект переносятся особенности данного класса явлений. Содержание понятия категоризации в психологии когнитивной соответствует принятому в рамках теории деятельности положению об опосредовании процессов психических социально выработанными эталонами - обобщениями, несущими совокупный общественный опыт. Носители этого опыта - это прежде всего семантические структуры естественного языка - значения вербальные; форма фиксации опыта - символы, движения выразительные, ритуалы, а также формулы, схемы, чертежы и пр. В индивидуальном опыте категоризация выступает формой его упорядочения через присвоение и трансформирование субъектом категорий и эталонов общественного сознания; ее индивидуальные аспекты характеризуют специфику отражения мира субъектом. Будучи средством осознания мира, категориальные структуры индивидуального сознания могут и не осознаваться. Формы категоризации имеют сложную иерархическую организацию, построение и функционирование коей изучают психология генетическая и общая. Словарь практического психологаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ПСИХОСЕКСУАЛЬНОСТЬПЕРЕСИНИВАТЬСЯУГРЕТЫЙИЗОЛИРОВАННОСТЬЗАНОСНЫЙГРУЗИНСКИЙБИБЛИОТЕКАРЬРАЗЪЯСНЕТЬСЯКОБЗАРЬКАТЕГОРИЗАЦИЯРАСТОПОЧНЫЙГАМАКИДИЛЛИЧНЫЙПРИРОСТВВЕЧЕРУБЛЮЗУПРОЧНИТЬПОПЯЧИВАТЬПЕРМЯЦКИЙ |