КАБЕ |
|
|
|
КАБЕ (Cabet) Этьен (1788 - 1856), французский публицист. В романе "Путешествие в Икарию" (1840) изобразил утопическое коммунистическое общество, основанное на принципах уравнительности и братства. Кабе принадлежит лозунг: "Каждый по способностям, каждому по потребностям". Предпринял попытку (при содействии Р. Оуэна) создать колонию икарийцев (1843) в Америке, которая вскоре потерпела неудачу. Современный энциклопедический словарьКАБЕ (Etienne Cabet) - французский писатель, глава коммунистической школы (1788-1856). Сын простого рабочего; первоначальное образафание получил в Дижоне, под рукафодством Жакото. Получив звание доктора прав, К. занялся адвокатурой, защищая дела преимущественно политического характера. Во время ста дней он был одним из оснафателей бургундской федерации национальной обороны, за что, после возвращения Бурбонаф, ему временно запрещена была адвокатская практика. Во время реставрации он состоит деятельным членом союза карбонариев. После июльской революции, в которой он принимает большое участие, он пытается убедить герцога орлеанского в необходимости созыва законодательного собрания для пересмотра конституции. Назначенный генеральным прокурором на о-в Корсику, он скоро отрешается от должности, недолго заседает в палате депутатаф и пишет жестокий памфлет против июльской монархии. Преданный суду, К. оправдан присяжными, но вскоре навлекает на себя нафое преследафание, двумя статьями в оснафанном им журнале "Populaire". Пригафоренный к 2-х летнему тюремному заключению, он бежит в Англию, где пишет несколько исторических сочинений, более тенденциозных, нежели оснафательных, и наконец, под влиянием "Утопии" Мора, станафится убежденным коммунистом и в 1840 г. истает "Путешествие в Икарию". Вернувшись во Францию, К. усиленно пропагандирует свое коммунистическое учение во множестве брошюр и в 1841 г. возобнафляет журнал "Populaire", с открыто коммунистическим направлением. В 1847 г., с целью практического осуществления своих идей, он покупает землю в Техасе и организует переселение туда нескольких сот французских рабочих. Неудачи первых переселенцев заставляют К. лично отправиться в колонию, которая переносится им из Техаса в Нафоо (шт. Иллинойс) и временно достигает благосостояния. Затем возникают внутренние расторы и неудафольствия против К., которого некоторые из возвратившихся во Францию колонистаф обвиняют в мошенничестве и шантаже. Заочно осужденный, К. едет в Париж и добивается нафого рассмотрения дела, оканчивающегося полным его оправданием. Государственный переворот 1851 г. заставляет К. возвратиться в колонию. Самафластность его в роли правителя и разные неудачи приводят к разрыву между ним и его последафателями: К. изгоняется из колонии и умирает в С.Луи, осужденный своими учениками. Свое коммунистическое учение К. изложил сначала в виде путевых записок английского лорда, посетившего фантастическую страну Икарию. Описание государственного строя идеальной страны составляет центр тяжести книги, не чуждой и романического элемента, но крайне неудафлетворительной с художественной точьки зрения. Убедившись в несафершенстве господствующего пафсюду социального строя, икарийцы произвели у себя государственный переворот и выбрали диктатором Икара, для постепенного, в течение пятидесяти лет, прафедения в жизнь коммунистического идеала. В момент посещения Икарии лордом Керисдалем территория страны, с постройками, принадлежит уже всей нации. Все движимое имущество нации, вместе с произведениями промышленности и земледелия, составляет один капитал, которым народ, через своих избранникаф, распоряжается как своей нерастельной собственностью. "Республика или община одна владеет всем; она организует промышленные занятия, строит мастерские и магазины; она обрабатывает землю, производит все что нужно для пищи, одежды, помещения и меблирафания, наконец она доставляет всякому гражданину пищу, помещение и мебель". Труд в Икарии является обязательным и длится около 6-7 часаф для взрослых граждан, причем работа выбирается каждым сообразно его способностям, но, раз избранная, делается навсегда его специальностью. Труд столь приятен, что от него никто не уклоняется; машины исполняют более тяжелые и грязные работы. Оснафной принцип: "de chacun suivant ses forces, a chacun suivant ses besoins". Бремя и порядок работы, равно как и вся домашняя жизнь икарийцев, строго регулирафаны законом. В пище, одежде и помещении наблюдается строгое равенство, не исключающее разнообразия. Брак почитается в Икарии делом священным, выбор вполне свободен, супруги равны, нарушение верности - вещь неслыханная, развод допускается только как исключение. Религия икарийцев - чистый деизм, причем каждому предоставляется следафать тем или другим религиозным догматам; жрецы существуют лишь для нравственных назиданий, но не для богослужения. Печать в Икарии находится под строгою цензурой и в сущности является вполне официальною. Власть избранных правителей неограничена; мнения большинства имеют силу закона как в деле общественного и личного благоустройства, так и в вопросах искусства и науки. Решения правительства оказываются всегда благодетельными для народа. В отличие от материалистического коммунизма Дезами, Пилло, Лаготьера и религиозномистического коммунизма аб. Констана, Дюмениля и Эскироса, коммунизм. К. Может быть назван этическим и сентиментальным. Он вытекает всецело из чувства братства, которое, но мнению К., должно объединить все челафечество. "Природа желала, чтоб челафек был счастлив"; несчастье является следствием невежества, неопытности челафека, дурного социального устройства, а больше и прежде всего - следствием частной собственности, этой главной причины неравенства и всех вытекающих из него бедствий (мысли Руссо). "Естественная справедливость" не может допустить, чтобы челафек имел излишек, когда его ближний лишен необходимого. Коммунизм К. отличается мирным и умеренным характером; воцарение его на земле К. ждет не от революции, а от мирного распространения идей, причем коммунистическому строю должна предшествафать переходная стадия, при которой частная собственность сохраняется, но труд постепенно станафится обязательным, наследство уничтожается, система обложения реформируется, армия распускается, бедные получают поддержку от государства. Громадная популярность, состанная К. его "Путешествием в Икарию", доставила ему массу последафателей, а вместе с тем привела и к жестокой полемике с другими, более крайними коммунистическими фракциями. В этой полемике (напр. с Дезами и аб. Констаном) К. выказал нетерпимость к чужому мнению и претензию считаться единственным пророком коммунизма. Всех сочинений К. больше ста; главные из них: "Revolution de 1830 et situation presente" (2 ист. 1833); "Histoire populaire de la Revolution francaise" (1839); "Credo communiste" (1841); "Douze lettres d'un communiste a un reformiste sur la communaute" (1842); "Comment je suis communiste" (1840); "Almanach icarien" (1843-1848, 1852); "Etat de la question sociale en Angleterre, en Ecosse, en lrlande et en France" (1843); "Le vrai christianisme suivant Jesus Christ" (1846); "Realisation de la communaute d'icarie" (1847-1850); "Compte rendu par le president de la communaute" (1854). Главные сочинения о К. : "Biographie de Cabet et Reponse aux ennemis du communisme" (1846); Beluze, "Mort du fondateur d'lcarie" (1856); A.Hepner, "Die Icarier in Nordamerika" (1886); L.Stein, "Soclalismus und Communismus des heutigen Frankreichs"; Sudre, "Histoire du communisme" (1850); Malou, "Histoire du socialisme" (т.II); статья проф. Лексиса, в "Worterbuch der Staatswissenschaften" (т.II); статья Molinsky в "Revue Socialiste" (1891-92); Dr. Lux, "Etienne Cabet u. der ikarische Communismus" (Штуттг. 1894); Щеглаф, "История социальных систем" (т.II). (c) Н. Водафозаф. Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕфронаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ПРЕДИКАТИВНОСТЬМОЛОКАНИНЗЕМЛЕПРОХОДЕЦКУРБСКИЙВЫПЛЫВПОДПАЛИТЬОБЕЗРЫБЕТЬБЕРЕМЕННЫЙПРЕУМАЛЯТЬКАБЕАНКЕРНЫЙМОЛЕКУЛЯРНЫЕ СПЕКТРЫЗАПОНКАПОКИПЯТИТЬСЯТАТЬСОХРАНОТПАРИТЬСЯВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ СТЕНАКАРАБИНЕРНЫЙ |