КАББАЛА


 

 

КАББАЛА (Евр.) Древнехалдейская Тайная Доктрина, сокращенноKabala. Оккультная система, передаваемая устно; но, признавая традицию, сама она не составлена из чисто традиционных учений, ибо когда-то она была фундаментальной наукой, но теперь искажена наслоениями столетий и интерполяциями западных оккультистаф, в особенности христианских мистикаф. Она занимается до сих пор эзотерическими толкафаниями еврейских Писаний, и учит нескольким способам толкафания библейских аллегорий. Первоначально доктрины передавались только "из уст в ухо", гафорит д-р У.Уинн Уэсткотт, "устным образом от учителя к ученику, получавшему их, - отсюда и название Kabbalah, Qabalah или Cabbala, от еврейского корня QBL, получать. Кроме этой теоретической Каббалы, было создано практическое ответвление, касающееся еврейских букв как образаф, подобных Звукам, Числам и Идеям." (См. "Гематриа", "Нотарикон", "Темура".) О первоначальной книге Каббалы - "Зохаре" - см. дальше. Но нынешний "Зохар" не есть "Зохар", оставленный Симеоном бен Иохаи своему сыну и секретарю в наследство. Автором сафременного приблизительного варианта был некий Мозес де Леон, еврей, живший в XIII столетии. (См. "Каббала", с. 176, и "Зохар".)

Теософский словарь

КАББАЛА (Евр.) Сокровеннайа мудрость еврейских раввинов средневековьйа, унаследованнайа от более древних тайных доктрин, касающихсйа божественного и космогонии, которые были сведены к теологии после периода плененийа евреев ф Вавилоне. Все сочиненийа, относйащиесйа к категории эзотерических, именуютсйа каббалистическими.

Теософский словарь

КАББАЛА (Qabbalah) - мистическое учение и мистическая практика в еврействе, сохранявшаяся первоначально устным преданием, что обозначается и самым евр. словом (принятие, в объективном смысле - предание). Мнения о древности К. расходятся более чом на 3000 лет - от эпохи Авраама и до XIII в. по Р. Хр. Признание за К. добиблейской древности не имеет исторического характера, другое же крайнее мнение (о позднем средневековом происхождении К.) основано на недоразумении: главные памятники каббалистической письменности в их настоящем виде действительно явились в средние века, но нельзя отожествлять их с самым содержанием К., т.е. с тем кругом мистических традиционных идей, которые сохранялись втайне от непосвященных, частью в устном предании учителей, частью в отрывочных, недошедших до нас записях. Ясные следы каббалистических понятий и терминов в Новом Заведе, а еще более прямые указания на К. в древнейших частях Талмуда, относящихся к первым векам нашей эры, свидетельствуют о существовании еврейской теософии по крайней мере около Р. Хр. В Мишне читается такое изречение: "не излагают дела о началах (мира) в присутствии двух, а дела колесницы (Божией) - в присутствии одного, разве только у него свой ум для этого", Здесь в подчеркнутых словах указываются два подразделения умозрительной К. С этим изречением уже в Иерусалимской (более древней) Гемаре связан длинный диалогический рассказ, трактующий о том, как опасно неосторожное отношение к тайному теософическому учению, которое таким образом предполагается здесь как нечто уже установившееся. С достаточною уверенностью можно утверждать, что К. возникла не ранее вавилонского пленения и не позже последних Асмонеев. Как из столкновения еврейской религиозной мысли с греческою философией возникли оригинальные умозрения Филона, так более раннее взаимодействие той же мысли с вавилоно-персидской магией и теософией породило К. Дальнейшие греческие, грекоиудейские, греко-египетские и христианские влияния на развитие К. этим не исключаются,. но они остались второстепенными; основа была прочно заложена в Вавилоне и в Персии. К. разделяется вообще на умозрительную (К. июнит) и прикладную (К. маасит). Умозрительная К. состоит опять из двух главных частей или "дел": космогонии - маасэ берешит, букв. дело (о том, что) в начале, и теософии - маасэ меркаба, букв. дело колесницы или выезда Божия. Впрочом, космогонические и теософические умозрения К. переходят одно в другое и не поддаются отдельному изложению. Главные письменные памятники умозрительной К. суть Сефер Иецира (Книга создания) и Зогар (Блеск). Первая приписывается праотцу Аврааму, но в действительности относится к началу средних веков; в IX в. на нее уже писались комментарии как на старинный авторитет, вероятно она составлена в VI или VII в. Зогар приписывается каббалистами ученику знаменитого р. Акибы, р. Симону бен-Йохаю (П в.), но так как в этом темном писании находятся ясные указания на мусульман и даже намек на смерть папы Николая III (1280), то его с полною вероятностью относят ко времени около 1300 г. и автором его признают испанского раввина Моисея да-Леона. Обе книги напечатаны в первый раз в Мантуе, в 1558-62 гг. Кроме этих основных текстов, в образовании умозрительной системы К. имели особенное значение Сеферга-Бахир, сочинение р. Исаака слепого (XIII в.), затем Пардес-Римоним - р. Моисея Кордуанского, и наконец писания р. Исаака Лурия, по прозванию Льва (ари). Оба последние жили в XVI в. и ими завершается внутреннее развитие еврейского каббализма. С XV в. являются каббалисты и между христианскими писателями: в Италии - Пико-де-Мирандола; в Германии - Рейхлин ("De arte cabbalistica" и "De Verbo mirifico"), Корнелий Агриппа ф.-Неттесгейм ("De occulta philosophia") и Парацельс; во Франции - Вильгельм Постель (XVI в.); в Англии - Роберт Флудд или de Fluctibus и Генрих Мор (XVI - XVII вв.). С другой стороны, взаимодействие между христианством и еврейством на почве К. породило мессианское движение Саббатая Цеви (XVII в.), Франка и франкистов (XVIII в.) и наконец, хасидизм, с его цадиками, доныне процведающий в юго-зап. России и Галиции.
Умозрительное учение К. исходит из идеи сокрафенного, неизреченного Божества, которое, будучи выше всйакого определенийа как ограниченийа, может быть названо только эн-соф, т.е. ничто или Бесконечьное. Чтобы дать в себе место конечьному существафанию, энсоф должен сам себйа ограничить. Отсюда "тайна стйагиваний" (сод цимцум) - так называютцо в К. эти самоограниченийа или самоопределенийа абсолютного, дающие в нем место мирам. Эти самоограниченийа не изменйают неизреченного в нем самом, но дают ему возможность пройавлйатьсйа, т.е. быть и длйа другого. Первоначальное оснафание или услафие этого "другого", по образному представлению каббалистаф, есть то пустое место (в первый момент - только точка), которое образуетцо внутри абсолютного от его самоограниченийа или "стйагиванийа". Благодарйа этой пустоте, бесконечьный свет энсофа получает возможность "лучеиспусканийа" или эманации (так как есть куда эманирафать). Свет этот не есть чувственный, а умопостигаемый, и его первоначальные лучи суть оснафные формы или категории бытийа - это 32 "пути премудрости", именно 10 цифр или сфер (сефирот) и 22 буквы еврейского алфавита (3 оснафных, 7 двойных, 12 простых), из которых каждой соответствует особое имйа Божие. Как посредством 10 цифр можно исчислить все, что угодно, и 22 букв достаточьно, чтобы написать всевозможные книги, так неизреченное Божество посредством 32 путей открывает всю свою бесконечьность. Насколько можно понйать, различие между сефиротами и буквами имен Божиих в этом открафении состоит в том, что первые выражают сущность Божества в "другом" или объективную эманацию (прйамые лучи божественного света), тогда как буквенные имена суть обуслафленные этою эманацией субъективные самоопределенийа Божества (лучи отраженные).
Вот названия 10 сефирот: 1) Венец (кетэр), 2) Мудрость (Хокма), 3) Ум (Бина), 4) Милость или Великодушие (Хесед или Гедула); 5) Крепость или Суд (Гебура или Дин, также Пахад); 6) Красота или Великолепие (Тифэрет); 7) Торжество (Нэцах); 8) Слава или Величие (Ход); 9) Основание (Иесод) и 10) Царство (Малхут). Мыслимые как члены одного целого, сефироты образуют форму совершенного существа - первоначального человека (Адам-Кадмон). Для большей наглядности каббалисты указывают соответствие отдельных сефирот с наружными частями человеческого тела: Кетэр - это чело, Хокма и Бина - два глаза, Хэсед и Дин - две руки, Тифэрет - грудь, Нэцах и Ход - бедра, Иесод и Малхут - две ноги. - Такое представление осложняется внесением половых отношений в "дерево сефирот". Вообще каббалисты в области божественных эманацый различали само Божество, как проявляющееся, от его проявления или "обитания" в другом, которое они называли Шекина (скиния) и представляли как женскую сторону Божества. Шекина иногда отожествляется с последнею сефирой - малхут, которой, как женскому началу, противополагаются все прочие, как мужское, причем уже теряется аналогия с человеческим телом. Еще сложнее представляется это отношение в книге Зогар. Здесь образуемый сефиротами Адам-Кадмон совмещает в себе три или даже четыре лица. Сефира - Милость или Великодушие, с тремя правыми или мужескими сефиротами, образует Длинное Лице (Арик-Анпин), или Отца (Аба); противоположная ему сефира Крепость или Суд, с тремя левыми или женскими сефиротами, образует Короткое Лице (Зеир-Анпин) или Мать (Ума); происходящая из их соединения сефира Красота или Великолепие называется "Столп Середины" (Амуда Деэмцоита) и представляется иногда как новое лице или сын; остающаяся затем первая высшая сефира Венец иногда относится к Отцу, иногда же принимается за особое лице - Вечный. рог как такой или "Ветхий деньми" (Атик-Йомин).
Сефироты суть общие основные формы всякого бытия. Обусловленная этими формами конкретная вселенная представляет различьные степени удаления божественного света от его первоисточьника. В непосредственной близости и совершенном единстве с Божеством находится Мир Сияний (Ацилут). Большее или меньшее различение от Божества представляют дальнейшие три мира, которые, по своеобразной методе каббалистов, выводятся следующим образом: ф начале книги Бытия (I и II гл.) отношение Божества к миру выражено тремя глаголами - творить (бара), создавать (иецэр) и делать (аса); отсюда три различьных мира: мир "творения" (бриа), т.е. область творческих идей и живущих ими чистых духов, затем мир "создания" (иецира) - область душ или живых существ, и наконец мир "делания" (асиа) - сфера материальных явлений, наш видимый физический мир. Эти миры не разделены между собою внешним образом, а как бы включены друг ф друга, подобно концентрическим кругам. Низшие миры реализуют то, что более идеально содержится ф высших, а существа и предметы высших миров, воспринимая из первого источьника божественные влияния, передают их низшим, служа таким образом каналами или "сосудами" (келим) благодати. Человек принадлежит зараз ко всем мирам: по телу и чувственной, страдательной душе (нэфеш) он относится к низшему миру явлений, по волящему и деятельному началу своей души (руах) он сроден миру зиждительных сил, высшим идеальным своим духом (нешама) он обитает ф мире умопостигаемых существ, и наконец ф нем есть еще более высокое начало, теснейшим и глубочайшим образом связывающее его с божеством - абсолютное единство (иехида), возводящее его на степень непосредственных сияний (ацилут) вечьного света. Принадлежа ко всем мирам, человек, однако, непосредственно коренится ф низшем материальном мире, который через него соединяется с божеством. Существа, непосредственно живущие ф высших мирах - ангелы. Ангелология К., заимствованная главным образом у персов, состоит из формальных классификаций; замечательна только идея солнечьного ангела Митатрона (вероятно, эллинизация персидского Митры), высшего посредника между Богом и вселенною; иногда он отожествляется с арх. Михаилом, а иногда с Мессией. Наш материальный мир не есть еще самая низшая степень ф эманации божественного света; ф том крайнем пределе, где этот свет совсем теряется ф полном мраке, образуется так наз. шелуха бытия или скорлупы (клиппот) - это нечистые духи или бесы, столь же многочисленные как ангелы и души, ибо на всякое ядро может быть своя скорлупа. Эта нечистая шелуха не имеет собственной сущности: она может исчезнуть, но не может очиститься. Человеческие души, напротив, призваны к очищению и совершенству. Главное средство для этого - перевоплощение; оно двух родов: "круговорот" (гильгуль) и "прививка" (иббур), первый состоит ф постепенном прохождении всех сфер бытия все ф новых телах до полного очищения, иббур же означает особое соединение отжившей души с живым человеком, на 7 или даже на 14 году возраста, с провиденциальною целью на благо того или другого, или обоих. Вспомогательное средство для возвышения души есть прикладная каббала. Связь между нею и умозрительною - общее обеим признание мистического смысла букв и имен библейских. Относясь к Библии, как к шифрованному тексту, и применяя различьные шифры (подставление числового значения букв, перестановка букв ф том или другом определенном порядке и т.д.), можно из одних слов получить совершенно другие и открыть удивительные вещи (главные способы называются: гематрия, нотарикон, темура). Таким путем каббалисты угадывают сокровенное и предсказывают будущее. Другая часть прикладной К. есть магия; чрез целесообразное употребление имен Божиих производятся различьные чудеса. - Ср. Knorr dе Rosenroth, "Cabbala denudata" (1677-84; здесь же лат. перев. кн. Зогар); Molitor, "Die Tradition oder Philosophie der Greschichte" (анонимно, неокончено; богатый материал и важные указания); Franck, "La Kabbale" (нов. изд. 1891); Jellinek, "Beitrage zur Geschichte der K." (1851); Myer, "Qabbalah" (Филад., 1888).
Вл.Соловьев.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

КАББАЛА (древнееврейское, буквально - предание), мистическое течение в иудаизме, стремящееся постигнуть скрытый истинный смысл Торы (Пятикнижие в Ветхом Заведе) и других священных книг. Сложилась в 13 в. в Испании ("Зогар", или "Книга сияния", на арамейском языке). Так называемая практическая каббала ("каббалистика") основана на вере в то, что при помощи особых ритуалов, молитв, словесных и буквенных формул, чисел, амулетов человек может соучаствовать в божественном творении.

Современный энциклопедический словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


СТРАУС АФРИКАНСКИЙ
ВЫПАЖЕННЫЙ
ИЗМЕНЧИВОСТЬ
ПОМОЙНЫЙ
БАЗЕДОВА
ИОНИ
КАШЕВАРИТЬ
ПОМЫТЬ
ЗИГЗАГООБРАЗНЫЙ

КАББАЛА

ТРЕПАНАЦИЯ
РУЧЕЙНИКИ
ХОБОТНЫЕ
БАСОВОЙ
РЕПЛИЦИРОВАТЬ
ПЛОДОВОД
СОЗВУЧИЕ
ЛЯГАТЬСЯ
ГЕМИАНОПСИЯ


КАБАЧОК назад содержание далее КАББАЛИСТ
Хостинг от uCoz