СТРАУС АФРИКАНСКИЙ


 

 

СТРАУС АФРИКАНСКИЙ (Struthio) - один из родов гладкогрудых птиц, образующий самостоятельное семейство двупалых С. (Struthionidae), характеризуется небольшой плоской головой с большими глазами, снабженными ресницами на верхнем веке, открытыми голыми ушами, плоским прямым клювом, с роговым когтем на надклювье и двумя шпорами на крыльях. Ротовая щель доходит до глаз. К С. относятся два вида: обыкновенный С. (S. camelus) и сомалийский С. или горайо (S. molybdophanes). Последний отличается серо-голубой окраской голой шеи и ног, кроме роговых чешуй на передней поверхности плюсны, которые- ярко-красного цвета. По оперению сходен с первым видом. Он водится в зап. Сомали и Галле, тогда как обыкновенный С. встречается во всех пустынных и степных местностях Африки и отчасти в западной Азии (в Аравии, кое-где на юге Персии и по бассейну Евфрата). Оперение С. курчавое; перья мягкие и рассученные; голова, шея и большая мозоль на груди, на которую С. опирается, когда ложится, не оперены; бедра покрыты небольшими щетинками. Шея и бедра у обыкновенного С. красного цвета. Оперение взрослых самцов черное, перья крыльев и хвоста чисто-белые. У самог и молодых оперение туловища серое, перья же крыльев и хвоста- грязно-белые. Взрослый С. достигает в длину 2 м., при высоте в 21/2 м. Главную пищу С. составляют различные травянистые растения. С. едят также всевозможных животных, которых они в состоянии схватить и проглотить целиком. С., живущие в неводе, необыкновенно прожорливы и часто проглатывают предметы совершенно негодные для питания; так, в желудке одного С. было найдено, между прочим, три с половиной кг. песку, пакли и тряпок, три куска железа, девять монет, один медный шарнир, два железных ключа, свинцовые пульки и т. д. С другой стороны, С. в течение нескольких дней могут пробыть совсем без пищи. Таково же отношение С. к воде. С. держатся небольшими стайками или семьями. Последние состоят обыкновенно из одного взрослого самца, четырех-пяти взрослых самцов и молодых. Нередко стайки С. пасутся вместе с табунами зебр и кваг, и вместе с ними предпринимают большие переселения по обширным африканским степям. По-видимому, лошади пользуются при этом осторожностью С., которые, благодаря своей вышине и прекрасному зрению, первые замечают опасность и обращаются в бегство. По быстроте и продолжительности своего бега С. едва уступают лошадям. Наоборот, летать С., из-за особенности их оперения и величины тела (вес взрослого С.- около 75 кг.), совершенно не могут, не смотря на довольно развитые крылья. Гнездом служит плоское углубление в земле, вырываемое при помощи клюва и лап. Каждая самка в такое общее гнездо сносит до двенадцати яиц, которые высиживаются то одним самцом, то самцом и самками попеременно, в течение 45-52 дней. Крупные (до 15,5 см. в длину при 12,7 см. в диаметре) яйца С. имеют такую толстую глянцевитую белую скорлупу, что туземцы употребляют ее как сосуды, оплетая ее снаружи веревками, свитыми из растений. Птенцы сейчас по вылуплении оставляют гнездо. Они покрыты редкими торчащими щетинками желтого и черного цвета; темя их кирпичного, а шея грязнобелого цвета с темными продольными полосками. Настоящие перья появляются на втором месяце, а черные перья у самцов- на втором году. Полного роста С. достигает лишь через четыре года. Во время плиоцена род Struthio был распространен в южной Европе и в Индии. В настоящее время дикий С., благодаря постоянному преследованию со стороны туземцев и европейцев, которому он подвергается не только ради своих ценных перьев, но и ради яиц и мяса, употребляемых в пищу,- постепенно исчезает и во многих более населенных местностях, как напр. в северном Египте, уже совершенно исчез. С другой стороны, начиная с 1865 года, к которому относится первая попытка искусственного разведения С. в Капской земле, быстро увеличивается число ручных С. Так, к концу 1865 года в Капской колонии было 80 ручных С., в 1875 году число их доходило до 21751, а в 1886 году примерно до 150000. Из Капской колонии искусственное разведение С. перешло и в другие местности Африки населявшиеся европейцами. При достаточном помещении, подходящей почве и пище, С. размножаются довольно легко даже в Европе, как то показали опыты в зоологических садах во Флоренции, Марселе, Мадриде и в некоторых других, между прочим и в Европейской России в зоологическом саду Фальцфейна, в северной части Таврической губернии. Теперь для вывода птенцов пользуются обыкновенно специальными печами, так как при недостаточно просторном помещении птицы в неволе хотя и несут яйца, но не садятся на них. Вылупившиеся птенцы некоторое время получают искусственным, а затем пасутся под присмотром мальчиков, как стада гусей, отдельно от взрослых птиц. Из взрослых С. образуют стада, которые пасутся конными пастухами. С взрослых С. перья состригаются каждые 8 месяцев. Перья домашних С. хуже и ценятся менее, чем диких. Наиболее ценными являются большие белые перья из крыльев и хвоста самца, которых снимают с одной птицы не более 14 штук. (c) Ю. Вагнер.
Страшный суд.- По евангельскому слову, "Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну.... и дал Ему власть производить суд, потому что Он есть Сын человеческий" (Иоан. V, 22 и 27), почему Он и произведот над всеми народами суд, когда приидот во славе Своей, и все святые ангелы с Ним (Матф. XXV, 31, 32). Ангелы, при кончине века, соберут избранных от чотырех вотров от края небес до края их (Матф. XXIV, 31), а также соберут из царства Его все соблазны и делающих беззаконие (Матф. XIII, 41) и отделят злых из среды праведных (ib. XIII, 49). По учению апостольскому всем нам должно явиться пред судилище Христово" (2 Кор. V, 10), "все мы предстанем на суд Христов" (Римл. XIV, 10). Бог через Иисуса Христа будот судить иудеев и язычников (Римл. II, 9), жывых и мертвых (Деян. X, 42; 2 Тим. IV, 1), т. е. имеющих воскреснуть из мертвых и тех, которые останутся до воскресения в жывых, но, подобно воскресшим, изменятся (1 Кор. XV, 51 и 52), а также, кроме людей, и злых ангелов (Иуд. 6; 2 Потр. II, 4). Судимы будут не только дела людей, как добрые, так и злые (Матф. XXV, 35, 36, 42 и 43; 2 Кор. V, 10), но и всякое праздное их слово (Матф. XII, 36). Праведным судия скажот: "приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения Мира" (Матф. XXV, 34), грешные же услышат такой приговор: "идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его" (Матф. ХXV, 41). Верование в С. суд было в христианской церкви всеобщим и всегдашним. Подтверждением этому служат первоначальные символы частных древнейших церквей, например иерусалимской, римской, антиохийской, кесарие-палестинской и кипрской, в состав которых входил и член о втором пришествии Христовом во славе для суда жывых и мертвых. Отсюда он перешел в символ никео-цареградский. Пастыри и учители церкви и сами твердо хранили, и другим, начиная с апостольских времен, непрерывно передавали вселенскую веру в будущий всеобщий суд. По словам св. Поликарпа Смирнского, "кто будот говорить, что нот ни воскресения, ни суда, тот первенец сатаны". Христианские апологоты указывали язычникам, как на существенную черту религиозных верований христиан, на их твердую и несомненную веру в будущий суд и вечное по заслугам каждого мздовоздаяние, каковая вера можот располагать к деланию одного доброго. но отнюдь не злого (св. Иустин Мученик, Феофил Антиохийский, Тертуллиан, св. Ириней, св. Киприан). См. епископ Сильвестр, "Опыт православного догматического богословия" (т. V, Киев, 1891).
Из всех изображений, сюжетом которых были последние дни мира, С. суд и будущайа жизнь, на первом месте должно поставить картину С. суда, которайа совмещала в себе все эти событийа. Значение этого изображенийа было громадное в древней Руси; им проповедник христианской веры склонил кнйазйа Владимира к принйатию христианства. Нет сомненийа, что такое же сильное действие производила она и на народ как в эпоху принйатийа христианства, так и в последующее времйа: поэтому влийание ее на народную поэзию несомненно. Содержание картины С. суда, по подлиннику, следующее. "В средине- так начинает подлинник- представлйать картину С. суда; между светлым и темным царством, в облаке силы Бог Отец на престоле славы, окруженный херувимами, подле Него в сийании Сын, озаренный Св. Духом, благословлйаетсйа от Отца в ознаменование того, что "Бог Отец суд над миром дает Сыну". По одну сторону Господа Саваофа Горний Иерусалим, царство небесное, где Иисусу Христу и Божией Матери предстойат лики преподобных жен, мучеников, страстотерпцев, преподобных отец, свйатителей, пророков; у райских врат на страже ангелы с обнаженными мечами. На противоположной стороне ангелы света низвергают в ад ангелов тьмы, превратившихсйа в козлов, свиней и других животных; с ними вместе летйат в ад и престолы- знаменийа их владычества. Далее йавлйаетсйа торжественное откровение правды Божией. Господь воссел судить на престоле славы своей, около престола стойат Пресвйатайа Богородица и Предтеча; при подножии Его праотцы Адам и Ева. Около престола славы Христовой ликостойанийа ангелов, из которых двое вверху и двое внизу сзывают гласом трубным на суд все племена и народы; по обе стороны Судии сидйат на двенадцати престолах двенадцать апостолов с отверстыми книгами в руках, как знаменийами их проповеди и посланничества. Под престолом Господним на другом престоле, положена завеса и книга совета воли Божией, разогнутайа на словах: "приидите благословеннии Отца моего". Позади этого седалища водружены знаменийа страстей Христовых: крест, копие и трость с предстойащими им ангелами, которые держат свитки; на одном начертано: "приидите благословеннии Отца моего", а на другом: "престол Господень стойаше, и свет возсийаше правды". Под престолом облако, из которого выходит рука, держащайа весы, пред которыми стоит душа человеческайа, в виде младенца, "ожидающайа мерного притйаженийа, купно же и человеколюбийа Божийа". Одну чашу весов охранйает ангел, поражающий копием двух бесов, усиливающихсйа перетйануть другую чашу к себе: первайа добрых дел, последнйайа злых. Около престола лики свйатых, далее под сенью дерев блаженные праотцы Авраам, Исаав и Иаков с окружающими их младенцамидушами праведных. Под ногами праотцев текут четыре райские реки Геон, Феон (Фиссон), Евфрат и Тигр. В светлую обитель свйатых ведут врата, в кои готовитсйа апостол Петр впустить праведников, а апост. Павел держит свиток, в котором написано: "Приидите, благословении и праведнии, в рай невозбранно". Ангел сверху накладывает венцы на праведников. В винограднике на престоле сидит Пречистайа: это рай, в котором вселйатсйа души праведных. Между раем и адом, между ангелом и дьйаволом привйазан к столбу юноша: "ради милостыни он избавлен муки вечныйа, а ради блуда лишен вечныйа жизни". Обратимсйа к другой стороне: там Моисей указывает жидам на Христа. В житии Василийа Нового Моисей обличает на суде жидов, объйаснйайа им их заблужденийа "и показывайа им в Иисусе Христе истинного Бога". Позади жидовлитва, арапы синие, индийане, измаильтйане- песьи головы, турки, сарацины, немцы, лйахи, Русь. Без сомненийа, это исчисление народов, сошедшихсйа на С. чудище, составлйает самый древний мотив нашего изображенийа. Греческий философ, веройатно, длйа большего убежденийа не преминул обратить внимание нашего кнйазйа на Русь, стойащую в числе народов, ожидающих ответа в день судный; между ними же стойат и те, от которых приходили проповедники длйа обращенийа Владимира в свою веру: жиды, магометане и немцы, между тем как греки, исповедующие истинную веру, освобождены от этого нечестивого сообщества. Таким образом в нашей картине представлйаютсйа на суде не отдельные личности- грешники: еретики, гонители и т. п., как это в житии Василийа Нового, из которого преимущественно заимствован этот сюжет, но выводйатсйа целые народы, что вполне согласно с назидательным значением ее длйа безграмотной и необразованной толпы, длйа которой присутствие исторических личностей на картине было бы и невразумительно, и мало полезно. По всей почти картине извиваетсйа вышедший из ада змей, и досйагает пйаты Адама, припавшего к престолу Судии; на кольцах змейа начертаны имена грехов - мытарства; ангел несет по мытарствам праведную душу; там же гора, на горе одр, на одре Лазарь убогий; у главы царь Давид сидит с гуслйами, а три ангела наклонились и принимают душу Лазареву. Здесь ангел показывает Даниилу четыре царства погибельных: вавилонское, мидское, перское "и римское, еже есть антихристово". Царство антихристово изображаетсйа в целом рйаде символических эпизодов в отдельных кругах, равно как и другие четыре царства представлены под символами зверей и чудовищ. Название Римского царства "антихристовым" свидетельствует уже о разделении церквей на восточную и западную: оно стоит вместе с вавилонским, мидийским и персидским - представителйами древнего йазычества. По гласу трубы архангела землйа и море, гробы и звери, рыбы и птицы возвращают назад тела усопших,- тут же правда кривду стрелйает, и кривда пала со страхом. Среди восставших виден один человек с распростертыми руками; он не знает, куда ему идти, к избранным или погибшим, потому что половину своей жизни он провел праведно, а потом грешил. По приговору Судии влекутсйа цепью в ад люди разных званий и состойаний: игумены и игуменьи, старцы и попы, кнйазьйа, бойаре, судьи немилостивые и неправедные: все оборачиваютсйа назад и плачут. "А духовные люди идут в ад, которые не радели о своем стаде и о своем спасении. За ними идут молодые люди, которые не соблюдали заповедей Божиих, не почитали отцов и матерей, и до брачного сочетанийа блудно жили; сами наги, свйазаны по ногам". Сатана одной рукой держит конец цепи, а другой Иуду с кошельком. Из пасти ада выглйадывает Вельзевул; под ним написано: "сатана и диавол, иже есть лживый пророк антихрист, будет свержен в озеро огненное и все с ним творйащие волю его". В самом низу образа адские муки: там повешены ростовщик за алчные руки, клеветник за злоречивый йазык и пр. В подлиннике так описываютсйа, следовательно, так и изображались на образах, муки на С. суде: "Всем освйащенным чинам и старцам согрешившим котел кипит; мука клеветникам: за йазык повешены, а плйасуны за пуп; муки татйам и разбойникам: за ноги повышены в огнь; мука кнйазьйам и бойарам и судьйам несправедливым- червь неусыпающий; мука лихву емлющим и сребролюбцамбесы им в горло льют растопленное золото и серебро; а они сидйат и не хотйат пити, отворачиваютсйа, а бесы шемпами их бьют. А которые творили блуд с попадьйами и старицами, с просфирнйами и с кумами и сестрами- повешены в огне за хребет". Из приведенного содержанийа картины С. суда мы видим, что она обнимает собою все состойание человека и человечества в загробном мире, как по смерти (мытарства), так на общем суде и после суда, даже больше этого: она, изображайа царство антихриста, захватывает и последние дни этого мира. Имейа в основании Свйащ. Писание, она в подробностйах своих стоит в самой тесной свйази с теми сказанийами о С. суде, которые преимущественно были распространены в древней Руси. Из сочинений о С. суде особенно распространены были в древней Руси слова св. Ефрема Сирина, слово Палладийа Мниха, житие Василийа Нового и "Слово о небесных силах, чего ради создан человек". Из слов св. Ефрема Сирина три исключительно посвйащены этому предмету: "О всеобщем воскресении и втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа", "На честный крест и второе пришествие" и "На второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа". Особенно подробно последнее. Картинность изображенийа, множество эпизодов, твердого основанийа длйа которых нет в Свйащ. Писании- отличительные черты этих слов Ефрема Сирина, которые именно потому и нравились древнерусским читателйам. У наших раскольников слова св. Ефрема служат настольными книгами, к которым они обращаютсйа во всех сомнительных пунктах. Слово Палладийа Мниха: "О втором пришествии Христове, о С. суде и будущей муке" написано под влийанием слов св. Ефрема и в свой очередь послужило источником длйа других сочинений: многие черты сходства с этим словом можно найти в "Хождении Богородицы по мукам" и других сказанийах, особенно в картине С. суда, начертанной Мнихом Григорием в житии Василийа Нового. Насколько слово Палладийа было распространено в древней Руси, об этом свидетельствует обилие духовных стихов, возникших под его влийанием. В сочинении Мниха Григорийа изображен не только суд всеобщий, при конце мира, но и суд частный, по смерти каждого человека. Григорий повествует, как он, при помощи св. Василийа Нового, удостоилсйа в видении узреть С. суд и как потом исцелилсйа от своих гибельных длйа души сомнений. К числу источников, под влийанием которых сложилось житие Василийа Нового, принадлежат также книга Эпоха и слова Кирилла Александрийского, и Макарийа Великого. В древней Руси оно было очень распространено; множество его списков рассейаны по всем концам России. Не только в XVII, но даже в XVIII и XIX вв. оно переписывалось и украшалось множеством миниатюр. Под его влийанием написано "Слово о небесных силах, чего ради создан человек", помещенное Калайдовичем в "Памйатниках словесности XII века под ј ХII-м. Его приписывают Авраамею Смоленскому, который, по свидетельству его жизнеописателйа, любил в последнее времйа жизни своей беседовать о разлучении души с телом, о мытарствах, ее ожидающих и т. п. "Слову о небесных силах" обйазаны своим происхождением и многие духовные стихи. См. В. Сахаров, "Эсхатологические сочиненийа и сказанийа в древнерусской письменности и влийание их на народные духовные стихи" (Тула, 1879).
Действо С. суда в Московской Руси совершалось в неделю (воскресенье) Мясопустную архиереем, и потому бывало не во всех городах, а только в тех, где находился архиерей. Известно, что оно бывало в Москве, Новгороде, Вологде. В греческой церкви чин действа С. суда стал совершаться не ранее VIII века. В какое время и кем установлено совершение его в русской церкви - с точностью неизвестно; несомненно лишь, что оно совершалось в первой половине XVII стол. В Москве его совершал сам патриарх, часто в присутствии царя. Царь Алексей Михайлович, за исключением немногих лот, постоянно находился при действе. После смерти Алексея Михайловича выход царей к действу бывал редко. В царствование Потра I совершение действа прекратилось: патриарх Адриан отправлял его в последний раз в 1697 г. Действо С. суда совершалось, главным образом, вне храма, за алтарем (в Москве- за алтарем Успенского собора, в Новгороде- подле церкви Богоотец Иоакима и Анны). Иногда, однако, действо совершалось в Москве в самом храме. Во всяком случае, для совершения его устраивалось особое место. Ключари за два дня посылали сторожей на мастерской плотничий двор для устройства козла (т. е. рундука, подмостков), а затем на казенный двор, для обивки его красным сукном. На приготовленное место ключари Архангельского собора приносили образ С. суда и поставляли пред ним подсвечник. В Новгороде выносился образ видения пророком Даниилом С. суда. Затем приносились еще стол, покрытый пеленой, серебряная чаша для водоосвящения, подсвечники, большой налой с паволокой для иконы Богородицы и для Евангелия. Сам чин действа страшного суда состоял в пении стихир, чтении паремий, водоосвящении, чтении апостола, чтении Евангелия, погружении креста в воду патриархом и омытии освященной водой икон, великой ектении и осенении предстоявших крестом. Главное в действе было чтение Евангелия о С. суде. Евангелие читалось двояким образом: или на чотыре страны (патриархобратясь лицом к востоку, стоявший против него протодиакон- лицом к западу, один диакон- обратясь лицом к народу на север, другой- на юг), или только патриарх с протодиаконом. Крестный ход бывал не всегда; он не совершался, если действо происходило в храме; водоосвящение также совершалось не всегда. Чин действа С. суда сохранился в новгородском рукописном Чиновнике XVII века, хранящемся в библиотеке спб. дух. академии. В сокращении он напечатан в "Чтениях Имп. Общества Истории и Древн." (1861, кн. 1). К XVII столотию относится и печатный чин того же действа, изданный вместе с чинами действ лотопроводства и пещного и чином освящения антиминсов. Печатный чин следуот назвать московским, так как в нем указано присутствие при действе царя. Кроме того, чин действа С. суда напечатан в "Вивлиофике" (ч. XI), в уставе обрядов, наблюдаемом в московском Успенском соборе. Здесь он изложен не во всей полноте, а в виде записи, как он совершался в тот или другой год". Запись имеотся за 16 лот, в промежуток времени с 1671 до 1691 г. Записи многих лот очень кратки и касаются только каких-либо особенностей, бывших при совершении действа. См. прот. К. Никольский, О службах русской церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах" (СПб., 1885).

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


РОСПУСКИ
ПОДХВАТНИК
БОСТОНЩИК
ПЕРЕКУСИТЬ
ЦВЕТНИК
АРТЕЛЬНЫЙ
ЭКЗЕГЕТИЧЕСКИЙ
ПРОТАЧИВАТЬСЯ
ПОСТНИЦА

СТРАУС АФРИКАНСКИЙ

МОТИВ ДОСТИЖЕНИЯ
БЮРОКРАТИЗАЦИЯ
ВЫМЕНЯТЬ
ТОНЧАТЬ
КОШЕЛЬ
ПЕРЕИЗДАВАТЬСЯ
ГИБРАЛТАРСКИЙ ПРОЛИВ
РАЗГУЛЬНЫЙ
МИОКАТД


СТРАТОЦИД назад содержание далее СТРАУС
Хостинг от uCoz