ИДЕЯ |
|
|
|
ИДЕЯ, -и, ж. 1. Сложное понятие, представление, отражающее обобщение опыта и выражающее отношение к действительности. Передовые идеи. Политические идеи. 2. Основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание чего-н. Я. романа. 3. чего. Мысленный образ чего-н., понятие о чём-н. (книжн.). Я. добра. 4. Мысль, намерение, план. В голову пришла счастли- вая и. Кто подал эту идею? 5. идея! Говорится в знач.: это хорошая мысль, хорошо придумано, мысль (в 5 знач.) (разг.). По-ехать за город? Это и.! * По идее — 1) по замыслу, как задумано. По идее строение должно заканчиваться шпилем; 2) как будто бы, предположительно (разг.). Он дома? — По идее должен быть дома. II уменьш.-унич.. идейка, -и, ж. (к 1 знач.).II прил. идейный, -ая, -ое (ко 2 знач.). Идей ноя концепция. И. замысел сочинения. Толковый словарь русского языка С.И.ОжеговИДЕЯ, идеи, ж. (греч. idea). 1. Мысль, понятие о каком-н. предмете, постигаемый разумом образ (книжн.). Идея общего блага. Идея добра. Идея рыцарства. 2. В идеалистической философии - умопостигаемая, вечная сущность предмета, явления (филос.). Мир идей у Платона. 3. Основной, существенный Принцип мировоззрения. Господствующие идеи. Политические идеи. Борьба за идею. 4. Основная, главная Мысль. Идея романа. Идея пьесы. Идея картины. || Принцип устройства. Мне стала понятна идея этой машины. 5. Мысль, намерение, план. Он первый подал эту идею. Что за глупая идея пришла вам в голову? Счастливая идея Навязчивая идея - см. навязчивый. Словарь УшаковаИДЕЯ. - В древней философии так обозначается умопостигаемая и вечная сущность предмета в противоположность его чувственному, преходящему явлению. У Канта И. есть априорное понятие чистого разума, не отвечающее никакому внешнему предмету, но выражающее функцию самого разума - завершать высшим единством всякое рассудочное познание. У Гегеля своеобразно соединяются оба эти главные смысла слова И. с упразднением их ограниченности: его И. есть Платоновская сущность, но не вне процесса, а в нем самом, и вместе с тем это Кантовское понятие чистого разума, но не лишенное бытия, а создающее всякое бытие в себе и из себя. У английских и французских философов, не подчинившихся влиянию кантианства и гегельянства, И. сохранила чисто психологическое значение: идеями называются здесь не только все общие отвлеченные понятия, но и простые представления. Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
НЕСТОРДЖАМАПОЛЗКОМУТЮЖКАВРАЩАТЬСЯТРИКАЯОТПАХАННЫЙГЕНЕРАТИВНОСТЬГЕРМАНОИДЕЯБРЁВНЫШКОАМАЗОНСКИЙМНОГОРАЗОВЫЙГИРЕВОЙИЗОБИДЕТЬФАБРИКОВАТЬСЯКОРЧЕВАТЫЙПОСЕТИТЕЛЬДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |