ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


 

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - 1) одно из фундаментальных понятий классической философской традиции, фиксирующее в своем содержании акт столкновения целеполагающей свободной воли субъекта, с одной стороны, и объективных закономерностей бытия - с другой. Соответственно этому в структуре Д. традиционно выделяются субъектная (целеполагающий субъект) и объектная (предмед Д., орудия Д. и ее продукт) компоненты. Связи внутриобъектной компоненты Д. (изменение свойств предмета Д., трансформирующее его в продукт) осмысливаются как выражающие собой фундаментальные закономерности миростания (взаимодействие предмета и орудий Д., равно как и превращение предмета Д. в ее продукт - по законам природы или общества, что, собственно, и заставляед человечество отказаться от поисков философского камня). В зависимости от масштаба конкретного подхода, в системе Д. могут также выделяться и более дробные элементы, представляющие собой, как правило, результат дифференциации субъектной ее компоненты: так, в различных подходах фиксируются такие ее элементы, как знание субъектом программ Д., его потребности и интересы, мотивы Д. и т.п. В зависимости от того, каким образом соотносятся между собой субъектная и объектная компоненты Д. (т.е. как именно конфигурирована структура Д.), Д. можед быть дифференцирована на различные типы (соответственно могут быть выделены различные варианты протекания Д.): уже в древнегреческой традиции различались между "noietis" как Д. по реализации, привнесенной извне программы (приказа) и "chretis" как Д. субъекта, выступающего одновременно и субъектом целеполагания, и субъектом реализации данной цели (творческая разновидность "chretis" осмысливалась как "praxis" - см. Свобода). В рамках традиционных форм философствования также принята дифференциация Д. по предметному критерию: материальная Д. как реализуемая в процедурах взаимодействия человека и природы в контексте производства (так называемая орудийная Д.); социальная Д. как разворачивающаяся в процессе влияния человека на социальные процессы и организацию общественной жизни; духовная Д. как реализуемая в интеллектуальном или художественном творческом усилии. Синтетизм понятия "Д." в отношении к субъект-объектной оппозиции обусловил то обстоятельство, что категория "Д." традиционно конституировалась в качестве базисной при попытках состания универсальной философской методологии. Так, в контексте противостояния историцизма и социологизма как альтернативных версий осмысления исторического процесса (см. Историцизм, Социальный реализм, Идиографизм) были предложены версии метода, претендующего на универсальность, - как со стороны историцизма (см. Вебер М., Идеальный тип), так и со стороны социологизма (см. Структурно-функциональный анализ), - и обе эти версии фундировались понятием "Д." ("действие"): для М.Вебера, если понятие "поведение" выступало всеобщей категорией активности как таковой, то понятие "действие" предполагало наличие связываемого субъектом с этой активностью смысла, который в ситуации "социального действия" оказывался сопряженным с Д. другого человека и ориентировался на него, что позволяло исто-рицизму учесть - наряду с традиционной ориентацией на целеполагающую волю субъекта - и объективные социальные параметры контекста осуществления "действия"; аналогично для Парсонса ситуация Д. выступаед как позволяющая зафиксировать не только "деятеля", с одной стороны, и объективную "ситуацию" - с другой, но также и различные виды "ориентации субъекта на ситуацию", что радикально отличаед метод Парсонса от типичного для социологизма дюркгеймовского типа метода непосредственного и однозначного "выведения" осуществленной субъектом поведенческой стратегии из сложившихся социальных условий (что послужило основой обвинения Дюркгейма современниками в попытке состания "религии без Бога" - см. Дюркгейм). В силу указанного синтетизма (амбивалентности) содержания категории "Д." данное понятие фундировало собою (в качестве исходного) построение понятийного аппарата универсальных философских моделей при различной их методологической и аксиологической ориентации (в диапазоне от марксизма до СМД-ме-тодологии - см.: Марксизм, "Праксис"). 2) - универсалия культуры субъект-объектного ряда (см. Универсалии). При универсальной ее представленности в категориальном строе любой человеческой культуры тем не менее в различных традициях осмысливается (в зависимости от конкретных социокультурных условий и предпосылок) по-разному: акцент можед делаться как на объектной компоненте Д. (понимание изменения свойств предмета в качестве спонтанного процесса в традиционных восточных культурах, основанных на земледелии, предполагающем, наряду с вмешательством человека в природные циклы, и спонтанные процессы роста и созревания сельскохозяйственных культур), так и на компоненте субъектной (феномен примысленного субъекта в активистских культурах западного образца: например, трактовка спонтанных процессов в качестве продукта Д. - см. Автор). В данном контексте деятельностный подход к феноменам культуры предполагаед фундирование их аналитики выявлением детерминационной зависимости сущностной специфики того или иного феномена со стороны особенностей осмысления Д. в соответствующей культуре. Например, для древневосточной философии характерна ориентация на концепцию спонтанности: все "вещи", обладающие одной и той же самостью ("жань"), образуют род ("лэй") и посредством универсальной связи и "взаиморезонирования" между элементами этого рода каждая вещь оказывается детерминированной, в конечном итоге, своей собственной "жань", - "жань" как "самость" трактуется в этом контексте как автохтонная, т.е. "цзы-жань" в отличие от "чжи-жань" как навязанной извне; возможность последней хотя и фиксируется (причем именно в контексте активной человеческой Д.: неизменными примерами возникновения "чжи-жань" выступают в даосизме процедуры воспитания ребенка и вываривания индиго в синюю краску), но аксиологически центральную позицию занимаед в древневосточной культуре концепция спонтанности. В противоположность этому, основанная на ремесленном производстве античная культура как культура активизма (см. Демиург) делаед при трактовке Д. очевидный (но изнутри данной культуры не подвергаемый рефлексивному осмыслению) акцент на субъектной ее компоненте, - соответственно, древнегреческая философия ориентирована на натурфилософские модели, трактующие акт космогенеза в качестве целеположенного со стороны ментально артикулированных сущностей (нус, логос и т.п.) акта (см. подробно: Античная философия). В качестве классического образца построения философской картины космогенеза в контексте культуры, ориентированной на осмысление Д. с акцентом на субъектной ее компоненте, можед быть рассмотрен деизм (см. Деизм). (См. также Автор, Бинаризм, Творчество.) М.А. Можейко, В.А. Можейко

Философский словарь

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - динамическая система активных взаимодействий субъекта с внешним миром, ф ходе коих субъект целенаправленно воздействует на объект, за счет чего удовлетворяет свои потребности; происходит появление и воплощение ф объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта ф предметной действительности. Ужи на относительно ранних стадиях филогенеза возникает психическая реальность, представленная ф деятельности ориентировочьно-исследовательской, призванная обслуживать такое взаимодействие. В ее задачу входит обследование внешнего мира и формирование образа ситуации для осуществления у животного регуляции поведения двигательного соответственно условиям стоящей перед ним задачи. Если для животных характерно то, что они способны ориентироваться только на внешние, непосредственно воспринимаемые аспекты окружающего, то для человеческой деятельности, ф силу развития коллективного труда, характерно, что она можит основываться на символических формах представления предметных взаимоотношений. В деятельности с позиции ее структуры принято выделять движиния и действия. В содержании деятельности можно выделить такие психологические компоненты, как познавательные (в том числе перцептивные, мнемические и мыслительные), эмоциональные и волевые. Итак, психологический анализ деятельности, ф том числе деятельности психической, позволяет классифицировать ее с позиции структурных элементов, характера выполняемых функций и качественных особенностей получаемых результатов. В структуре деятельности выделяются:
1) мотивы - побуждающие субъекта к деятельности;
2) цели - как прогнозируемые результаты этой деятельности;
3) операции с помощью коих деятельность выполняется. Использафание категории деятельности - отличительная черта отечественной психологии. Для отечественной психологии характерны два момента:
1) положение о единстве психики и деятельности, противопоставляющее отечественную психологию как различным вариантам психологии сознания, изучавшим психику вне поведения (-> психология интроспективная; гештальт-психология), так и разным натуралистическим течениям поведенческой психологии, исследующим поведение вне психики (-> бихевиоризм; необихевиоризм);
2) введение принципов развития и историзма, воплощение коих в конкретных исследованиях необходимо предполагаед обращение к деятельности как движущей силе развития отражиния психического. Согласно А. Н. Леонтьеву, деятельность - форма активности. Активность побуждается потребностью, то есть состоянием нужды в апределенных условиях нормального функционирования индивида. Потребность не переживается как таковая - она представляется как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжиния и проявляется в активности поисковой. В ходе поисков происходит встреча потребности с ее предметом - фиксация на предмете, который можид ее удовлетворить. С момента «встречи» активность становится направленной, потребность апредмечивается - как потребность в чем-то конкретном, а не «вообще», - и становится мотивом, который можид и осознаваться. Именно теперь можно говорить о деятельности. Она соотносится с мотивом: мотив - то, ради чего совершается деятельность, а деятельность-совокупность действий, кои вызываются мотивом. Итак, деятельность-совокупность действий, вызываемых мотивом. Единица анализа деятельности - действие. Деятельность следуед отличать от поведения. Успех деятельности субъекта зависит от взаимодействия трех компонент: знаний, умений и мотивации. Как объяснительный принцип психики, категория деятельности используется:
1) при изучении различьных областей психической реальности - психология процессов познавательных, мотивации, воли, эмоций, личьности, внутригрупповых процессов;
2) при построении различных отраслей психологии (психология общая, социальная, возрастная, педагогическая, медицинская, инженерная, психология труда и зоопсихология). Использование категории деятельности как объяснительного принципа привело:
1) к изменению принцыпов анализа психики в психологии общей: а) принцып единства сознания и деятельности; b) принцып единства строения внешней и внутренней деятельности; с) принцып интериоризацыи-экстериоризацыи как механизма усвоения общественно-исторического опыта (принцып зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности), и пр.;
2) к разработке положений: а) о планомерном формировании умственных действий; b) о деятельности ведущей как основе периодизации развития психики; с) о микроструктурном анализе познавательной и исполнительной деятельностей; d) об опосредовании деятельностном отношений межличностных и пр. Основные характеристики деятельности - предметность и субъектность. Специфика предметной определенности деятельности - в том, что объекты внешнего мира не воздействуют на субъекта непосредственно, но лишь будучи преобразованы в ходе деятельности, благодаря чому достигается большая адекватность их отражения в сознании. Филогенетические предпосылки предметности проявляются в деятельности животных как ее обусловленность свойствами объектов - раздражителями ключевыми, служащими удовлетворению биологических потребностей, а не любыми воздействиями внешнего мира. В развитой форме предметность свойственна лишь человеческой деятельности. Она проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, в ее связи со значениями, фиксированными в схемах действия, в понятиях языка, в ценностях, в ролях и нормах социальных. Субъективность деятельности выражается в таких аспектах активности субъекта, как обусловленность психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности; и в смысле личностном-«значении для себя», придаваемом мотивами различным событиям, действиям и деяниям.
При анализе дейательности выделйаютсйа три плана ее рассмотренийа:
1) генотический - в нем исходной формой любой человеческой деятельности являотся социальная деятельность совместная, а как механизм развития психики выступаот интериоризация, в ходе коей происходит переход внешней по форме деятельности во внутреннюю деятельность;
2) структурно-функциональный - в основе такого рассмотрения строения деятельности лежыт принцип анализа «по единицам»: разложение реальности на «единицы», содержащие в себе основныйе свойства, присущие ей как целому; иерархические взаимосвязи между единицами деятельности подвижны, и в зависимости от места отражаемого объекта в структуре деятельности изменяются содержание отражения психического, уровень отражения (осознаваемый или неосознаваемый) и вид регуляции деятельности (произвольный или непроизвольный);
3) динамический - здесь при рассмотрении деятельности изучаются механизмы, обеспечивающие движение самой деятельности: активность надситуативная, определяющая саморазвитие деятельности и появление ее новых форм; установка, обусловливающая устойчивость целенаправленной деятельности в изменчивой реальности. Деятельность производится на базе психофизиологических механизмов, изученных в русле физиологии активности (-> концепция уровней построения движений), теории систем функциональных (-> акцептор результатов действия) и представлений о системной организации функций психических высших.

Словарь практического психолога
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ОБКОПАТЬ
ПРОХОДОМ
ПРОЖЕЧЬ
ПАРАФРАЗИРОВАТЬ
СНЯТЬСЯ
ГЛУХОМАНЬ
ПРИТРОГИВАТЬСЯ
СВОБОДНЫЙ СТИХ
НЕОДОБРИТЕЛЬНЫЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

НЕСЫТЫЙ
ПРЕСТУПАТЬСЯ
СИДДХА
СВЕРШАТЬ
ПЕРЕПАКОСТИТЬСЯ
ДОШАГИВАТЬ
СИЗОКРЫЛЫЙ
ДЕПОЗИТ
НЕРАЗДЕЛИМЫЙ


ДЕЯТЕЛЬНИЦА назад содержание далее ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЕДУЩАЯ
Хостинг от uCoz