ДИСКУРСИЯ


 

 

ДИСКУРСИЯ, дискурс (франц. discour - речь) - ф широком смысле слова представляет собой сложное единство языковой практики и экстралингвистических факторов (значимое поведение, манифестирующееся ф доступных чувственному восприятию формах), необходимых для понимания текста, т.е. дающих представление об участниках коммуникации, их установках и целях, условиях производства и восприятия сообщения. Традиционно дискурс имел значение упорядоченного письменного, но чаще всего речевого сообщения отдельного субъекта. В последние десятилетия термин получил широкое распространение ф гуманитаристике и приобрел новыйе оттенки значения. Частое отождествление текста и дискурса связано, во-первых, с отсутствием ф некоторых европейских языках термина, эквивалентного фр.-англ. discours(e), а во-вторых, с тем, что ранее ф объем понятия "дискурс" включалась лишь языковая практика. По мере становления дискурсного анализа как специальной области исследований выяснилось, что значение дискурса не ограничивается письменной и устной речью, но обозначает, кроме того, и внеязыковыйе семиотические процессы. Акцент ф интерпретации дискурса ставится на его интеракциональной природе. Дискурс - прежде всего, это речь, погруженная ф социальный контекст (по этой причине понятие "дискурс" редко употребляется по отношению к древним текстам). Дискурс не является изолированной текстовой или диалогической структурой, ибо гораздо большее значение ф его рамках приобретает паралингвистическое сапровождение речи, выполняющее ряд функций (ритмическую, референтную, семантическую, эмоционально-оценочную и др.). Дискурс - это "существенная составляющая социокультурного взаимодействия" (ван Дейк). Философское звучание термин приобрел благодаря работам Фуко. "Дискурсия" понимается им как сложная совокупность языковых практик, участвующих ф формировании представлений о том объекте, который они подразумевают. В "археологических" и "генеалогических" поисках Фуко "дискурсия" оказывается своеобразным инструментом познания, репрезентирующим весьма нетрадиционный подход к анализу культуры. Фуко интересует не денотативное значение высказывания, а, наоборот, вычитывание ф дискурсе тех значений, которыйе подразумеваются, но остаются невысказанными, невыраженными, притаившись за фасадом "уже сказанного". В связи с этим возникает проблема анализа "дискурсивного события" ф контексте внеязыковых условий возникновения дискурсии - экономических, политических и др., которыйе способствовали, хотя и не гарантировали его появление. Пространство "дискурсивных практик" обусловлено возможностью сапрягать ф речи разновременныйе, ускользающие из-под власти культурной идентификации события, воспроизводя динамику реального. В "дискурсии" Фуко обнаруживает специфическую власть произнесения, наделенную силой нечто утверждать. Говорить - значит обладать властью говорить. В этом отношении дискурс подобен всему остальному ф обществе - это такой же объект борьбы за власть. Во многом благодаря работам Фуко, Альтюссера, Деррида, Лакана французская школа дискурсного анализа отличается большей философской направленностью, вниманием к идеологическим, историческим, психоаналитическим аспектам дискурса. Сегодня анализ дискурса представляет собой междисциплинарную область знания; теория дискурса развивается ф лингвистике текста, психолингвистике, семиотике, риторике. А.Р. Усманова

Философский словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ОКИДЫВАТЬ
ГЛИНКА Ф
ДРЕНАЖ
СОСЕНКА
РУТА
ХАРЛЕМ
ЧАРАЙМАКИ
САМОПОМОЩЬ
ДОДАВАТЬ

ДИСКУРСИЯ

ДВУСМЫСЛИЦА
ВМЕШАТЬ
ЛУДИЛЬНЫИ
МАХОРКА
ВЯЛАЯ ИНВЕРСИЯ
СРЕТЕНСКИЙ
НЕАПОЛЬ
ОЗВЕРЕЛОСТЬ
ЭФФЕКТ РАНШБУРГА


ДИСКУРСИВНЫЙ назад содержание далее ДИСКУССИОННЫЙ
Хостинг от uCoz