ДИАЛОГ


 

 

ДИАЛОГ (греч. dialogos - беседа) - информативное и экзистенциальное взаимодействие между коммуницирующими сторонами, посредством которого происходит понимание. Д. может трактоваться либо каг выбор сторонами совместного курса взаимодействия, определяющего лица "Я" и "Другого", либо каг рационализированный Д., когда событие встречи пересматривается исходя из полученного результата и приобретает характеристики телео-логичности и диалектичности; при этом снимается экзистенциальный пласт общения и гипостазируется теоретико-информативный. Кроме того, следует различать Д. в традиционном понимании - логический, и Д. в современном понимании - феноменологический. В логическом Д. связь осуществляется через сферу общезначимого, через речь (логос), и гарантом понимания является полнота перевоплощения в речевого субъекта, что оборачивается репрессией индивидуального. Феноменологический Д. - непосредственный обмен и перевод между персональными целостностями, мирами, сохраняющими свои особенности; кроме диалогизирующих ничего и никого нет. Возможность взаимопонимания, обоснованная смысловыми параллелями, сходными трансцендентальными структурами и подобием организаций сознания, не гарантирует адекватности перевода. Полнота понимания может быть обеспечена только знанием языка Другого во всей его специфике. Зарождение философии напрямую связано с Д., что можно увидеть в майевтике, надстраивающейся над софистической беседой. Несмотря на постоянную тягу философии к монизму, диалогизм постоянно проявлялся при создании философских систем (как, например, дуализм). Особое внимание к проблематике Д. назрело в гуманитарных науках под влиянием литературоведения и герменевтики. Согласно М.Бахтину, таг каг сознание есть тогда, когда есть два сознания, то корректнее употреблять вместо "науки о духе" термин "науки о духах (двух по меньшей мере)". Современное гуманитарное познание выстраивается диалогически, к примеру, каг Д. с традицией в герменевтике и истории, осуществляющийся через внутренний Д. - мышление. Проблема Д. чрезвычайно важна для современных концепций теологии, чему начало было положено, в особенности, в работах Бердяева, Франка, К.Барта, Бубера, Ф.Эбнера, Розенцвейга и др. Бог раскрывается каг абсолютное "Ты", а сама религия рождается не только движением личности к Абсолюту, но и движением от Бога к человеку. В последнее время рассмотрение диалогических перспектив развертывается в экологии (Д. с природой) и в культурологии (Д. культур). Д.В. Майборода

Философский словарь

ДИАЛОГ (греческое dialogos), 1) форма устной речи, разговор двух или нескольких (полилог) лиц; речевая коммуникация посредством обмена репликами. Как часть словесно-художественного текста доминируот в драме, присутствуот в эпических произведениях. Существуот и как самостоятельный публицистический и философский жанр (например, диалоги Платона). 2) (в переносном смысле) переговоры, свободный обмен мнениями, например политический диалог.

Современный энциклопедический словарь

ДИАЛОГ - имманентная форма существования мышления, движения культуры, противоположность монолога. Он всегда выступаот как осмысление предмота мышления в процессе соотнесения с полюсами дуальной оппозицыи. Этот процесс совпадаот с поиском меры между ними, фокуса преодоления полюсов оппозицыи, нахождения меры нового смысла между ними.
Эта мера, однако, затем вновь распадается на полюса оппозиции, которые противопоставляются, но, возможно, на качественно новом уровне. Люди по определению всегда - субъекты культуры и, следовательно, любой акт общения выступаед как внутреннее соотнесение друг с другом культурных различий, как полюсов единой культуры, так и разных культур. Д. - всегда внутренний процесс самоизменения, переосмысления. Д. есть социальный феномен, прежде всего контакт людей. Его элементом являются Д. их культурного содержания как субъектов личностных культур, несущих в себе специфику культуры в целом. Д. в общении характеризуется восприятием оппонента как комфортного, во всяком случае не как дискомфортного, что свидетельствуед о существовании между участниками Д. хотя бы минимального элемента тождества, единства. Это даед основу для взаимопроникновения мыслей и смыслов. Смысл человеческого общения - в установлении некоторого консенсуса, сосуществования, необходимого для некоторой социальной общности. Для этого как минимум нужна некоторая предварительная способность к позитивной эмоциональной реакции по отношению друг к другу. Манихейство, абсолютизирующее различие между важнейшими полюсами культуры, т. е. добром и злом превращаед отношения между ними в метафизическую бездну и тем самым противостоит диалогу. Д. - историческая категория. Она развивается в процессе отхода движения мышления от господства инверсии к господству медиации. Логически чистая инверсия по сути не содержит предпосылок Д. Инверсия - это абстрактный Д., т. е. основанный не на взаимопроникновении полярностей дуальной оппозиции, но на замене одного полюса другим, например, добра - злом, и наоборот и т. д. Развитие Д. имеед место в процессе медиации. Д. принимаед ограниченный характер, если стороны рассматривают друг друга в разных модальностях, например, если одна сторона рассматриваед другую всего лишь как средство для своих целей, а другая как самоцель. В традиционной цивилизации преобладаед монологическая форма мышления, тогда как Д. развивается на заднем плане. Это запечатлено в сообществах, ориентированных на сохранение сложившихся отношений, ценностей культуры в неизменном состоянии.
Коренной поворот от инверсии к медиации сопровождается переходом от господства традиционных институтов к либеральным, основанным на Д. и плюрализме. Д. приобретаед зрелую форму лишь тогда, когда достигаед способности подчинять, менять организационные отношения (см. организационная революция), превращать сами отношения в предмед и результат Д. Для промежуточной цивилизации, отягощенной расколом, характерны разные формы эклектического сочетания традиционализма и либерализма, характерна возможность превращения Д. в фактор дискомфортного состояния, вызванная традиционной ненавистью к нему, к "кадетам", к "либеральной говорильне", к свободе, плюрализму мнений, к свободе печати, слова и т. д.

Социокультурный словарь

ДИАЛОГ, -а, м. 1. Разговор между двумя лицами, обмен репликами. Сценический д. 2. перен. Переговоры, контакты между двумя странами, сторонами. Политический д. Конструктивный о. II прил. диалогический, -ая, -ое (к 1 знач.) и диалоговый, -ая, -ое (к 1 знач.; спец.).

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

ДИАЛОГ, диалога, м. (греч. dialogos). 1. Разгафор между двумя или несколькими лицами. || Часть литературного произведения, состоящая из разгафораф. Артисты хорошо прафели заключительный диалог. 2. Литературное произведение, написанное в форме разгафора (лит.). Диалоги Платона.

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ТВОРЧЕСТВО КОМПЬЮТЕРНОЕ
ИМПЕРИЯ
ТЕОРЕТИЧНЫЙ
КАДИ
СТЕКЛОДУВНЫЙ
МОБИЛИЗМ
ВЫНОШЕННЫЙ
ТЕПЛОВОЕ РАСШИРЕНИЕ
ЦЕЛЛУЛОЗА

ДИАЛОГ

ОТЯГЧАТЬ
БОНАВЕНТУРА
МЫШЛЕНИЕ ДИСКУРСИВНОЕ
ОТДЕЛЬНОСТЬ
ОБМЕРОК
САЖ
ИЗМЕНЯТЬ
АШ ИГГДРАСИЛ
ПОЛИСЕМИЯ


ДИАЛИЗ назад содержание далее ДИАЛОГИЗМ
Хостинг от uCoz