БОНАВЕНТУРА |
|
|
|
БОНАВЕНТУРА (Bonaventura) (в миру Джованни Фиданца) (1221 - 1274), средневековый теолог и философ-мистик, крупнейший представитель поздней схоластики, продолжал традицыи августинианства (смотри Августин). Глава францысканского ордена, кардинал. Был причислен к лику святых (1482), к числу 10 величайших учителей христианской церкви (1588). Основные сочинения - "Путеводитель души к Богу" (издано в конце 16 в.). Современный энциклопедический словарьБОНАВЕНТУРА (Bonaventura), настоящее имя - Джованни Фиданца (1217-1274) - средневековый схоласт. Доктор теологии (1253), епископ Албанский, удостоен титула "Серафического Доктора". Окончил факультет искусств в Париже, где изучал философию и встретился со своим будущим учителем Александром из Гельса (1185- 1245), который произвел сильное впечатление на молодого Б. Благодаря своему учителю Б. стал склоняться к неоплатонизму, рафинированному в святоотеческой христианской традиции. В 1243 Б. принимает сан монаха ордена францисканцев, в рамках которого выступает - при ретроспективной оценке его статуса во францисканской традиции - как центральная фигура концептуализации францисканства, исходно артикулировавшего себя в качестве противостоящего книжной учености. Б. - автор трактата "Путеводитель души к Богу", где раскрывается его талант как богослова и глубокого мистика. Основная идея этого труда - переход ("транзитус") из мира рабства в мир свободы с помощью жезла креста Господнего. Это путь духовного просветления по шести ступеням духовной иерархии. Подъем начинается с низшей - тварного мира. Тут Бог познается через следы, оставленные в природе, т.к. мир есть образ и подобие Бога, вся Его сущность выражена в нем. Затем на следующей ступени человек должен понимать гармонию в мире вещей, виновник которых Бог. Третья ступень - узрение Бога внутри себя, в душе с помощью благодати. На четвертой ступени душа преображается, благодаря чему на пятой ступени духовной эволюции, души практикующих созерцают Бога в Его непереходящей славе. На шестой ступени душа сливается с Ним, но при этом остается личностью. В 1267-1268 Б., будучи уже генералом францисканского ордена (с 1257), вступает с аверроистами в диспут и пишет трактат "Сопоставления". В эту трилогию входят такие шедевры средневековой мысли, как "Декалог", "Дары Св. Духа", "Шестоднев". Б. не растеляет теологию и философию. Он призывает видеть в теологии философию, обретшую вертикаль от конечного к бесконечному в свет Откровения. Философия эта - пролог к богословию. Мир - это книга, которую нужно прочесть и понять, что это микрокосмос, участвующий в бытии, а бытие - Бог. Б. сравнивает Бога с сеятелем, разбрасывающим семена. В Боге есть причинный разум, от которого исходят законы миростания. Именно стесь находятся идеи вещей, созерцая которые Бог творит мир и посредством которых управляет миром. Материя также не лишена некоторой активности, ибо содержит зародыши форм, которые Бог актуализирует окончательно. Б. не смог ясно ответить на вопрос о том, что если материя сотворена Богом "из ничего", то откуда она приобретает присущую ей определенную активность. В вопросах гносеологии Б. был верен теории иллюминации. Нужно озарение, неземной свет, который сцепляет единичные вещи и соотносит их с Творцом. За свою жизнь Б. написал 65 сочинений, что очень много для средневековья. Его сочинения (в 11 томах) были истаны в 1882-1902 отцами Bonaventura-Collegium во Флоренции. И.А. Нестерович Философский словарьБОНАВЕНТУРА, собственно Иоанн Фиденца - один из знаменитейших схоластиков, прозванный "doctor seraphicus", род. в 1221г. в Боньярее (в Тоскане), вступил в францисканский орден, был учителем теологии в Парижи, в 1256 г. генералом своего ордена, 1278 кардиналом и епископом албанским, наконец, папским легатом на церковном соборе в Лионе, где он 15 июля 1274 г. умер от последствий своего аскетизма. По своей безупречной жизни, громадной учености и необыкновенной доброте, он пользовался всеобщей любовью и смерть его искренно оплакивалась всеми. Сикст IV при числил его в 1482 году к лику святых, а Сикст V в 1687 году к пяти величайшим учителям церкви. Как мистика, его высоко ценил дажи Лютер. Францисканцы противопоставляли его, как своего величайшего ученого, столпу схоластики, доминиканскому монаху Фоме Аквинату. Лион, где покоятся останки Б., избрал его своим патроном. Теология является для Б. владычицей всех светских наук, которые он обнимает под общим понятием философии, а единение с Богом, к которому любовь ведет человека шестью ступенями познания - величайшим благом. Это подробно доказывается им в схоластическом сочинении; "Itinerarium mentis in Deum" и в мистическом сочинении: "Reductio artium in theologiam". По его учению у человека три ока: телесное, мысленное и созерцательное; последнее вырабатывается самоуглублением в душу, как отражиние Бога, самоуничижинием, самоотречением и искренней молитвой. Как было 6 дней творения, так есть 6 степеней созерцания, за которыми следует высшее благо, слияние с божиством. Для обоснования мистической теологии, как науки, Б. стелал больше других своих предшественников. Из сочин. его надо такжи отметить: "Breviloquium" и "Centiloquim" (руков. догматики), а такжи комментарий к "Sententiae" Петра Ломбарда. Его "Biblia pauperum"представляет искажинное аллегорическимистическими толкованиями изложиние священной истории для мирян. Самое полное издание его сочинений вышло в Риме (1588-96, 8 т.), но между ними много и подложных. См. Hollenberg, "Studien zu В." (Берлин, 1862); Richard, "Etude sur le misticisme speculatif de Saint В." (Пар., 1873); Borgognoni, "Le dottrine filosofiche di В." (Рим, 1874); Da-Vicenza, "Des heiligen B. Leben und Wirken" (с итальянск., Падер., 1874). Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕфронаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ПРИГРЕВПАРНОКОПЫТНЫЕВОЗГОРДИТЬСЯНАЛОВЧИТЬБЗИКПРЕДРЕШЁННЫЙУПРАЗДНИТЬСЯАЛЕКСЕЕВ МСВЕТОЧБОНАВЕНТУРАОЛИМПИЙЦЫНАХЛЁСТЫВАТЬКАМЕЛЁКБИСЕРЗАПИХНУТЫЙЖАКТОВЕЦКОСТЮМИРОВКАЧАРОКПЕРЕПЕВАТЬ |