ГОТФРИД БУЛЬОНСКИЙ


 

 

ГОТФРИД БУЛЬОНСКИЙ (Godefroi de Bouillon) (1060 - 1100), герцог Нижней Лотарингии, один из предводителей 1-го крестового похода 1096 - 99 на Восток, первый правитель (с 1099) Иерусалимского королевства.

Современный энциклопедический словарь

ГОТФРИД БУЛЬОНСКИЙ - герцог Нижней Лотарингии, родился ок. 1060 г.; старший сын графа Евстафия II Бульонского и Иды, сестры Г. Горбатого, герцога Нижней Лотарингии, которому он и наследовал в управлении герцогством. Предание делает его главным начальником первого Крестового похода, в который он отправился весной 1096 г. в сопровождении братьев Евстафия и Балдуина, передавши Бульон под залог еписк. люттихскому, для покрытия расходов по походу. Достигнув Константинополя, он, после долгого сопротивления, принес имп. Алексею Комнену ленную присягу и обещал передать ему все города, которыйе удастся отнять у неверных, с тем, чтобы тот обязался, в свою очередь, снабжать войско крестоносцев припасами. В апр. 1097 г. Г. переправился в Малую Азию. В завоевании Никеи и в большой победе при Дорилеуме (1 июля 1097 г.) Г. принимал участие, но, судя по рассказам участников самого крестового похода - Раймунда Ажильского, Фульшера Шартрского и рыцаря, написавшего "Gesta Francorom" - он отнюдь не пользовался еще тогда тем преобладающим влиянием, какое приписывает ему предание, и уступал по значению Боэмунду Тарентскому и Раймунду Тулузскому. Только тогда, когда крестоносцы из Англии двинулись к Иерусалиму, к Г. начинает переходить руководящая роль, в особенности потому, что идея крестового похода сохраняется у него в наиболее чистом виде; так, напр., он заодно с войском высказался против остановки, ради завоевания Триполиса для Раймунда Тулузского, и торопил крестоносцев к Иерусалиму. Одним из первых он проник в Иерусалим и не хуже Танкреда проливал кровь сарацин. Однако, когда дело дошло до выбора короля, то корона была предложена не ему, а Раймунду Тулузскому. Раймунд объявил, что никогда не будет носить земной короны в Св. земле. Выбор пал тогда на Г. Но и благочестивый герцог не хотел носить короны там, где Христос был коронован терновым венцом, а довольствовался титулом заступника Гроба Господня. Когда егип. султан узнал, что трехсоттысячное войско крестоносцев, взявшее Антиохию, уменьшилось до 20 тыс., он двинулся против них с войском в 400 тыс. человек. Г. напал на него в долине Аскалона, и победа, которую он здесь одержал, отдала всю Обетованную землю (за исключением немногих городов) в его власть. Он поставил патриарха, основал два соборных капитула, выстроил монастырь в долине Иосафата и всячески поддерживал притязания духовенства: даже Иерусалим он принял в лен от патриарха (1100). Организовать государство ему не пришлось; 18 июля 1100 г. он умер и тело его было погребено рядом с гробом Спасителя. Кипрское продаже XIII в., сохранившееся у Жана д'Ибелина в так назыв. "Иерусалимских Ассизах" Верхи, палаты, приписывает Г. кодификацию "кутюмов" крестоносцев, под названием "ассиз"; эти записи хранились, будто бы, у Гроба Господня ("Lettres du S. Sepulcre"). Указанное предание предполагает с самого начала стройную феодальную организацию ленников в коммунальный строй городов; но такому представлению об Иерусалиме противоречат рассказы Вильгельма Тирского и английского паломника Сеавульфа, посетившего Палестину в 1112-13 гг.; они свидетельствуют, что страна обезлюдила и была разорена. К тому же в трактатах кипрских юристов упоминаются и излагаются ассизы, связанныйе с именами королей Амальриха и Балдуина, но имя Г. не встречается. Вероятнее, что "Письма гроба Господня" были собраны воедино лет 70-80 спустя после смерти Г. "Письма" погибли при взятии Иерусалима Саладином, в 1187 г., и тогда феодальное право на Востоке опять превратилось в устное предание, в кутюмы. До нас и ассизы, в кутюмы Иерусалимского королевства дошли в смешанном пересказе кипрских юристов, не имевших официального значения. Ср. v. Sybel, "Geschichte des ersten Kreuzzugs" (Лпц,., 1881); Froboese, "Gottfried von Bonillon" (Берл., 1879). Некритическую попытку спасти традицию о Г. Бульон. сделал Monnier: "Godefroi de Sooillon et les assises de Jerusalem" (П., 1874). E. Щепкин.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ШОФЁРСТВО
КАРАНДАШ
НАВОРОВАННЫЙ
СЦАРАПЫВАТЬ
КЕЛЬТЫ
ПЕРЕКОМКАННЫЙ
ПАЛОЧКОВИДНЫЙ
ПРОМОРОЖЕННЫЙ
ПОЛУУСТАВНЫЙ

ГОТФРИД БУЛЬОНСКИЙ

НАСОЛЕННЫЙ
ПОСАДИТЬ
АНТИПАТИЯ
ПОДЛАМЫВАТЬ
МОНОФИСИТЫ
ГАРМОШКА
СЕН
МЕТАНИЕ
УВАЛЕННЫЙ


ГОТТЕНТОТЫ назад содержание далее ГОТХОБ
Хостинг от uCoz