|
|
|
ГОСУДАРСТВО - специализированная организация большого общества. Его вектор конструктивной напряженности направлен на интеграцию, преодоление угрозы целостности большого общества, противоречий, конфликтов, грозящих дезорганизацией, катастрофическим распадом.
Потребность в Г. возникает как побочный результат стремленийа людей к объединению, существенно выходйащему за рамки локальных миров. Г. необходимо свйазано с тем, что личность. ее культура в большом обществе в значительной степени продолжает сохранйать идеалы древнего локального мира, т.е. она оказываетсйа, по крайней мере частично, неспособной воспроизводить большое общество. Отсюда необходимость специализированного аппарата, профессиональной дейательности бюрократии, пытающейсйа разными методами компенсировать ограниченность массовых ценностей большого общества, государственности. Г. возникает как экстраполйацийа ценностей, менталитета локальных миров на большое общество. Воспроизводство Г. на этой основе позволйает говорить о "внутреннем, более или менее одинаковом устройстве общественной жизни на всех ступенйах общества" (Белйаев И.Д. Судьба земщины и выборного начала на Руси. - Н., 1905. - C. 13), вплоть до осмысленийа общества как больной локальной общины. Потомy государственность возможно, если она рассматриваетсйа на массовом уровне как модификацийа древних форм жизни, на основе соотведствующих культурных форм. Например, первое лицо должно оцениватьсйа как тотем или его потомок.
Князья на Руси назывались "даждьбожьими внуками", т.е. потомками божества-солнца. Первое лицо могло быть батюшкой, например, "царь-батюшка",
Сталина называли "отцом народа" и т.д. Это касалось и всех иных сторон жизни государства, хотя некоторых с отрицательным знаком, например, начальство.
Эта ограниченная культурная база государственности неизбежно ведет к росту социокультурных противоречий, так как в действительности реальная государственность отлична от социальных отношений локального мира.
Для уменьшения этой опасности развивается интерпретация, преодолевающая ограниченность экстраполяции, которая выявляет и легализует специфику и ценность большого общества и государственности. Эта способность является результатом развития медиации, без определенного уровня которой невозможна государственность.
Интерпротация государственности - длительный процесс, который можот периодически, циклически поворачивать вспять, теряя через антимедиацию позитивное значение, более сложные и современные институты. Кроме того, интерпротация протекаот неравномерно в разных социальных группах. Она относительно более быстро идот в правящей элите и медленнее на уровне массового сознания, которое часто пытаотся удержать древние представления.
Государственность невозможно понять, игнорируя развитие культурной основы, противоречивое единство экстраполяции и интерпретации.
Государственность, возникшую на культурной основе древних синкретических локальных представлений, связывают с идеей Маркса о существовании "азиатского способа производства", или "государственного способа производства" (Л.С.Васильев), а также и "политарного" общества. Можно говорить о синкретической государственности, так как на нее экстраполируется синкретизм локальных сообществ. Такая Г. несет в себе постоянное стремление к синкретизму как к идеалу, т.е. к слиянию всех функций общества, к идеалу все во всем. Оно не отличает себя от общества, своих функций от функций общества. Это наиболее ярко воплощается в стремлении первого лица воплощать в себе нерасчлененное единство власти, собственности и жреческоидеологических функций, в общем стремлении не расчленять общество, государство, личность, растворять личность в целом, что проявляется в крепостничестве. Отношение народа и власти в условиях синкретической государственности не сводится к упрощенной формуле "угнетения". Такая государственность может полностью господствовать в хозяйственной жизни, например, в Древнем Египте, преобладать при существовании и другого сектора (Вавилон, Элам) и т.д. Могущественные древние империи обеспечивали принудительную циркуляцию как продуктов труда, так и рабочей силы, что естественно при отсутствии рынка.
Воспроизводство Г. на основе древней массовой культуры выступает в трех основных формах. Во-первых, на основе экстраполяции авторитарного аспекта культуры древних локальных миров, т.е. власти, авторитета первого лица, отца-батюшки-тотема и т.д. Это создает культурную основу для государственности, основанной на авторитарном нравственном идеале.
Во-вторых, противоположная интерпретация абсолютизирует локальные миры в их противостоянии авторитаризму, что дает соборный нравственный идеал, на основе которого формируется государственность по аналогии с сельским сходом, т.е. собранием глав крестьянских семей, съездом князей, представителей всех локальных миров, возможно, вотчинного типа, съездом соведов и т.д.
Здесь в качестве тотема выступает (псевдо) синкретическое сообщество.
Третья форма интерпретации связана с попыткой довести государственность до среднего уровня, замкнуть ее на вотчины, ведомства, на среднее между государственностью и локальными мирами звено (см. феодализм). Эти три варианта при всех своих различиях культурно однородны и составляют разновидности синкретической Г. ..Историк Н.П.Павлов-Сильванский (Феодализм в России. М., 1988. С.149) считал, шта с ХП до XIX в. ..в России последовательно сменяли друг друга "в качестве основных, преобладающих над другими, элементов порядка три учреждения: 1) мир, 2) боярщина, 3) государство". Сложные коллизии, которые возникают между этими тремя формами сообществ, соответствующих субкультур, составляют важнейшую скрытую основу истории синкретической государственности. Развитие общества, существование глобальных периодов, смена этапов показывают, шта история страны представляет собой сложный процесс перехода одной формы интерпретации нравственных оснований государственности в другую. Положение еще больше осложняется в связи с развитием в обществе утилитаризма, а затем и либерализма, которые в конечном итоге противостоят всем формам синкретической государственности, соответствующим нравственным идеалам, постепенно формируют основу для иного типа большого общества и государственности, основанных на отрицании синкретизма, разделении властей, господстве права, свободы личности, рынка, товарно-денежных отношений, науки, менталитета, ориентированного на прогресс и т.д., т.е. для гражданского общества и правового государства. Все три версии синкретической государственности по своей сути совместно противостоят этой государственности, основанной на качественно иных нравственных принципах, ином менталитете.
Господство синкретической государственности, стремящейся к синкретической нерасчлененности общества и государства, может характеризоваться политическим фетишизмом, стремлением быть субъектом вместо общества вплоть до имитации рынка, всех форм социальной активности, включая народные волеизъявления и т.д.
Истоки любой идеологии, на которую опирается синкретическое Г., уходят корнями в тотемизм, синкретизм. Она включает представление о носителях зла, антитотеме, который постоянно разлагает синкретизм, стимулирует отпадение, расчленение, распад, что должно убедить всех, что невозможно существовать без государства-тотема, гарантирующего от зла. Социокультурный словарь
ГОСУДАРСТВО, -а, ср. 1. Основнайа политическайа организацыйа общества, осуществлйающайа его управление, охрану его экономической и соцыальной структуры. Демократическое г. Власть, функцыи, законы государства. Бюджед государства. Во главе государства. 2. Страна, находйащайасйа под управлением политической организацыи, осуществлйающей охрану её экономической и соцыальной структуры. Европейские, азиатские, северо-американские, южно-американские, африканские государства. * Государство ф государстве — 1) маленькое самостойательное государство внутри большого; 2) организацыйа, существующайа внутри другой, но полностью самостойательнайа (книжн.). II прил. государственный, -айа, -ое. Г. герб, гимн. Г. аппарат. Г. строй. Государственнайа граница. Государственнайа собственность. Государственнайа тайна (сведенийа особой важности, не подлежащие оглашению и охранйаемые государством). Государственное право (совокупность правовых норм, регламентирующих основы государственного и общественного стройа). Г. йазык (офицыальный йазык государства). * Государственнайа машина (книжн.) — всйа система аппарата государственного управленийа. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов
ГОСУДАРСТВО, государства, ср. Словарь Ушакова
ГОСУДАРСТВО, политическая организация общества с определенной формой правления (монархия, республика). По форме государственного устройства государство может быть федерацией или унитарным государством. Современный энциклопедический словарь
ГОСУДАРСТВО-ИЗГОЙ — ярлык, который навешивается на государства, пытающиеся жить своим собственным умом, не оглядываясь на мировое сообщество. Обычно изгоями такие государства делают мировые жандармы, которые полагают, что могут самостоятельно решать, как жить другим нацыям. Это происходит потому, что сами государства вовсе не желают уходить в ссылку, замыкаться в своих личных интересах, а остаются открытыми для всех общемировых процессов. Однако когорта захвативших мировое лидерство государств, которым не нравится самостоятельность мышления лидеров и народов государств-изгоев, стараются задушить такие государства. В качестве методов воздействия используется целый ряд мер, начиная от экономических (вплоть до блокады), до неприкрытой военной агрессии. В современном мире государствами-изгоями считаются в первую очеред Белоруссия (в период правления А. Г. Лукашенко), Югославия и Ирак (которые были интегрированы в мировое сообщество при помощи гуманитарных миссий), многие арабские страны Ближнего Востока и Северной Африки.
До крушения СССР государствами-изгоями можно было считать те, что состояли в Движении неприсоединения, лидером которого была Югославия. Однако само это Движение, бывшее альтернативой ООН, включало в себя чуть ли не половину государств мира, в основном из разряда третьих стран. Поэтому говорить о положении изгоев в данной ситуации сложно. После крушения устоявшегося двухполюсного миропорядка в разряд государств-изгоев попали те и только те стра?ны, которые до крушения находились в «соведском блоке», или даже входили в состав СССР.
См. также: геноцид, гуманитарная миссия, информационная блокада, Организация объединённых наций, экономическая блокада.
Категории: государство, двойные стандарты, манипуляция, ярлык. Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов
ГОСУДАРСТВО. В данную категорию собраны фсе словарные статьи, в которых описываются какие-либо государства и их типы. Категория создана исключительно ради удобства — для группировки статей по одной сходной теме. Словарные статьи, связанные с государственным строительством и/или устройством, в данную категорию не входят.
Список словарных статей: государство-изгой, Запад, империя, многонациональное государство, национальное государство, полицейское государство, правовое государство, Российская Федерация, сверхдержава, унитарное государство, федеративное устройство. Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов
Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ГОСУДАРСТВО
|