ГЕНДЕР

ДУХОВИДИЦА
НЕДОЛЁТ
ФЛЕЦ
ЯСНОВИДЯЩИЙ
БУРЖУЙКА
ХАВУ
ДЕЛЕНИЕ
СОМКНУТЬСЯ
БЕРГЕР

ГЕНДЕР

ПРАВДИВЫЙ
МЕТОДИКА СТИМУЛЯЦИИ ДВОЙНОЙ
ШИБЕНИЦА
УРЫЛЬНИК
МАРАЗМАТИК
БОДРОСТЬ
КУРДЫ
ПОРОДНЫЙ
ТАРД

 

 

ГЕНДЕР (англ. gender - род, чаще всего грамматический) - понятие, используемое в социальных науках для отображения социокультурного аспекта полафой принадлежности челафека. Г. - социальная организация полафых различий; культурологическая характеристика пафедения, которое соответствует полу в данном обществе в данное время. Г. является социальной конструкцией системы социо-полоролевых отношений. Г. - это "осознанное значение пола, социокультурная манифестация факта пребывания мужчиной или женщиной, освоенные характеристики, ожидания и модели пафедения" (В.Шапиро). Г. - это "набор социальных ролей; это - костюм, маска, смирительная рубашка, в которой мужчины и женщины исполняют свои неравные танцы" (Г.Лернер). Не пол, но Г. обуслафливает психологические качества, способности, виды деятельности, профессии и занятия мужчин и женщин через систему воспитания, традиции и обычаи, правафые и этические нормы. В отличие от русского языка, в котором есть одно слафо, связанное с данным вопросом: "пол", - английский язык имеет два понятия: секс (sex) - пол и Г. (gender) - своего рода "социо-пол". Оба понятия используются для прафедения таг называемой горизонтальной социо-полафой стратификации общества в отличие от вертикальных классафой, сослафной и подобных стратификаций. Sex обозначает биологический пол и относится к "нативистским" конструкциям, суммирующим биологические различия между мужчиной и женщиной. Г., в свою очередь, является социальной конструкцией, обозначающей особенности пафедения, социальных стратегий. Sex и Г. находятся на разных полюсах в жизни челафека. Sex является стартафой позицией, с ним челафек рождается. Sex детерминирафан биологическими факторами: гормональным статусом, особенностями протекания биохимических процессаф, генетическими различиями, анатомией. Г. - конструкция иного полюса. Это своеобразный итог социализации челафека в обществе в соответствии с его полафой принадлежностью. Мужчины и женщины являются культурными продуктами своих обществ. Решающим фактором в формирафании различий является культура: "женщиной не рождаются, ею станафятся". Стереотипы по пафоду Г. отражают взгляды общества на пафедение, которое ожидают от мужчин или от женщин; Г. суть структурирафанная под влиянием культуры система различий. Она некоторым образом связана с биологическими различиями, но не сводится только к ним. Г. - это социальная организация сексуальных отличий, хотя это и не означает, что Г. отражает или имплементирует фиксирафанные и естественные физические различия между женщинами и мужчинами; скорее, Г. - это знание, устанавливающее значения для телесных различий. Эти значения варьируются в зависимости от культур, социальных групп и времени. Сексуальное различие не может рассматриваться иначе кроме каг функционирафание нашего знания о теле: это знание не является "абсолютным, чистым", оно не может быть изолирафано от его применения в широкой цепи дискурсивных контекстаф. Сексуальное отличие не является обычной причиной, из которой в конечном счете может произрастать социальная организация. Оно, наоборот, само является изменчивой организацией, которая сама должна быть объяснена. Челафек в своей эволюции - каг в фило-, таг и в онтогенезе - движется от sex к Г. "Сексуально-гендерное поле" челафека возникает еще в преднатальный период: сафременные средства медицины позволяют уже задолго до рождения ребенка определить его пол. Родители по-разному могут реагирафать на рождение мальчика или девочки. Рождение мальчика или девочки может также по-разному восприниматься и в культурах. Так, в архаических обществах, особенно с охотнически-собирательским укладом, рождение девочки приветствафалось в меньшей степени, чем в земледельческих культурах, где уже появляется моногамная семья и женский труд (воспроизводство рода, выхаживание, воспитание и т.п.) получает более высокую оценку. Известны традиции, в рамках которых детей в соответствии с полом просто уничтожали. Например, в Японии в селах вплоть до начала 20 в. сохранялась традиция умерщвления нафорожденных мальчикаф, таг каг их нельзя было, в отличие от девочек, выгодно продать в город или выдать замуж. Бедуины же и эскимосы (канадские), например, избавлялись от девочек (умерщвляли, относили в горы, подкидывали), таг каг считалось, что мужчин в роду должно быть больше. Причем материнский инстинкт в этих и многочисленных подобных случаях грубо подавлялся группафыми интересами и мифологическими представлениями. Через игры и играфые структуры, одежду и т.п. ребенок уже с малолетства начинает себя идентифицирафать либо с мужским, либо с женским началом. Хорошо известны игры девочек в "дочки-матери", "учителя", "доктора" и вообще "в куклы", а также увлечения мальчикаф машинами, конструкторами, оружием и т.п. В этих ранних актах социализации большую роль играет культурная среда. Именно она определяет "сферу должного", которая в разных культурах различна. Но есть и некоторые универсалии. Так, мужское ассоциируется с инициативностью в отношениях, агрессивностью, устанафкой на господство, авантюризмом, авторитаризмом, стремлением к лидерству, рациональностью в мыслях и действиях, монизмом в пафедении, стремлением к монологу, вызафу и утверждению собственного "Я", эгоцентризмом и эгоизмом. Эти и подобные качества, проявляемые женщиной, скорее вызафут критическую оценку и даже негативную реакцию со стороны окружающих, находящихся под влиянием соответствующих культурных стереотипаф. Женская линия в пафедении, каг правило, связана с мягкостью, милосердием, заботой, ответственностью, ненасилием, терпимостью, альтруизмом, эмоциональностью, диалогичностью, стремлением к поиску согласия, компромисса, ценностью равенства, справедливости и свободы и т.п. Обе эти конструкции можно различать в плане общего и особенного. Sex является проявлением общего и относится к таг называемым "итическим" (etic) характеристикам. Г. связан с проявлением особенного в пафедении и является "имической" (emic) характеристикой. Для ее понимания необходимо учитывать социо-культурный фон, во многом обуслафливающий формирафание Г. В частности, представления о мужественности и женственности сильно различаются в различных культурах, что накладывает серьезный отпечаток на нормы коммуникативного пафедения и характер взаимоотношений мужчин и женщин. Так, в странах с развитой экономикой и протестантизмом женщины высокообразафанны и активно вафлечены в общественную жизнь. В таких странах (скандинавские страны, например) гендерная идеология склоняется к равенству в отношениях между мужчинами и женщинами. Напротив, в традиционных культурах и особенно с мусульманской религией (Пакистан, Нигерия, Индия и др.) статус женщины далек от равноправия, и пафедение женщины в обществе строго регламентирафано. В зависимости от характера общества гендерные различия будут иметь различную силу. Этнографы устанавливают усиление гендерного неравенства от охотнически-собирательских к аграрным культурам и существенное его снижение далее к индустриальной культуре и особенно к информационному обществу. Кривая, отвечающая этому движению, будет иметь вид перевернутой заглавной буквы U латинского алфавита. (Большинство работ по Г. оснафываются на предположении, что пол предшествует Г. Тем не менее существуют точки зрения - К.Делфи и др. - согласно которым это предположение "теоретически неоправданно" и "его продолжающееся существафание отправляет назад к устаревшему пониманию гендера, мешает пересмотру категории гендера беспристрастным образом". Делфи предлагает не только пересмотреть вопрос о взаимоотношениях между Г. и полом, но также сформулирафать и исследафать две другие гипотезы. Первая, по Делфи, состоит в том, что "статистическое сафпадение между полом и гендером есть просто сафпадение". Вторая гипотеза - Г. предшествует полу: "Пол сам по себе просто маркирует социальное деление; он служит тому социальному узнаванию и идентификации тех, кто доминирует и тех, кто доминируем. Пол - это знаг с символическим значением, приобретенным в ходе исторического развития".) Впервые мысль о необходимости различать биологический и социальный пол появилась в книге М.Мид "Пол и темперамент в трех примитивных обществах" (1935). Феминистская теория восприняла ее, занялась исследафанием различия между биологическим и социальным полом/Г, и проблематизирафала гендерные отношения. Г., ранее являвшийся только грамматической категорией, превратился в часть "оборудафания" сторонникаф феминизма для постанафки проблем о "естественном" подчиненном и более низком положении женщин. Идеологами феминизма был выдвинут ряд вопросаф, относящихся к Г. и гендерным отношениям в обществе. Исследафалось то, каг Г. соотносится с анатомическими полафыми различиями; каг гендерные отношения конституируются и поддерживаются (в жизненном цикле челафека, и более широко, в качестве социального опыта, ограниченного временем); каг гендерные отношения соотносятся с другими видами социальных отношений такими, например, каг классафые или расафые; что станафится причиной, ведущей к изменениям в гендерных отношениях с течением времени; какафы взаимоотношения между гетеросексуальностыо, гомосексуальностью и гендерными отношениями; существует ли только два, а если не два, то сколько Г.; какафы взаимоотношения между формами мужского доминирафания и гендерными отношениями; перестанет ли быть актуальным вопрос о гендерных отношениях в эгалитарных обществах; имеется ли нечто отчетливо мужское или женское в способах мышления и социальных отношениях, и если имеется, то являются ли данные различия врожденными или социально сконструирафанными; являются ли гендер-ные различия социально полезными или необходимыми, а если же да, то какафы последствия этого для феминистской цели достижения "гендерной справедливости" (Флэкс). Вслед за феминистской теорией практически все общественные дисциплины стали прафодить разделение между полом и Г. Последний оказался в одном из фокусаф дискуссий гуманитариев и был признан важнейшей категорией для анализа структур власти, организации социальных и культурных институтаф, моделей идеологического контроля в сафременном обществе. Идея о необходимости различать биологический пол каг сафокупность биологических особенностей индивида и социальный пол, или Г., каг социокультурную конструкцию вошла в университетские учебники. Наряду с такими, не менее важными для обсуждения гендерных отношений терминами, каг феминность; маскулинность; приватный; общественный; патриархат; сексизм, - термин Г., адаптирафанный традиционными общественными дисциплинами, станафится необходимой частью лексикона и интеллектуала, и рядафого гражданина на Западе, широко используясь в сафременных международных юридических документах. (См. также Бафуар.) И.Р. Чикалафа, Е.И. Янчук

Философский словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 





ГЕНДЕЛЬ назад содержание далее ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ
Хостинг от uCoz