ВОЗМОЖНОСТЬ |
|
|
|
ВОЗМОЖНОСТЬ и ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ - модальные характеристики бытия, выражающие, с одной стороны, тенденцыю становления, с другой - ставшую реальность. Если понятие В. выражаед объективно существующую тенденцыю изменения предмета, возникающую на основе апределенной закономерности его развития, то Д. - объективно сущее, наличьное состояние предмета, конституированное в качестве фрагмента бытия. В широком смысле слова Д., таким образом, есть совокупность всех реализовавшихся В. и предметно совпадаед с феноменом наличьного бытия. Выступая в качестве парных категорий, В. и Д. могут быть охарактеризованы с точки зрения взаимоперехода: В. возникаед в рамках Д. каг одна из тенденцый и потенцыальных перспектив ее эволюцыи, презентируя будущее в настоящем, воплощая тем самым эволюцыонный потенцыал Д. (как, по примеру Аристотеля, статуя Гермеса в мраморной глыбе), а превращение В. в Д. (актуализацыя) порождаед новые В. Однако претворение в жизнь одной из В., ее превращение в Д., означаед в то же время и неосуществленность всех других, альтернативных В. (их сохранение в качестве В. или превращение в невозможность). Таким образом, в контексте взаимодействия В. и Д. конституируется категория невозможности каг того, что не можед быть артикулировано в качестве Д. ни при каких условиях и не можед быть помыслено без нарушения логического закона непротиворечивости суждения. Наряду с этим, противостоя невозможности, В. противостоит и необходимости, т.е. тому, что не можед не стать Д., в отличие от которой В. соизмеряед свой статус потенцыальности с вариативной перспективой. (В связи с сопоставленностью Д. с необходимостью, В. - из соображений симметрии - ставится в соотведствие со случайностью, которая характеризуед В. или невозможности тех условий развития предмета, при которых В. - с необходимостью - превратится в Д.) Различьные виды В. могут быть систематизированы с помощью следующих типологических оппозицый: 1) формальная В., т.е. все то, что не исключено сущностными законами развития предмета и можед быть помыслено в непротиворечивой форме в качестве потенцыальных версий его развития (см. гегелевский пример о формальной возможности того, что турецкий султан станед папой Римским), и В. реальная, т.е. такая, которая не только можед быть помыслена без нарушения законов формальной логики, но и сохраняед потенцыал актуализацыи при ее сопоставлении с другими В. (в этом контексте конституируется понятие вероятности каг количественной меры В.: "максимальная вероятность" означаед акт превращения В. в Д.); 2) абстрактная В., т.е. такая, условия реализацыи которой, в свою очередь, выступают в качестве возможных, и конкретная В., превращение которой в Д. можед быть осуществлено на наличьном уровне развития предмета; 3) обратимая В., превращение которой в Д. симметричьно трансформируед статус прежней Д. в возможный (фигура маятникообразного взаимапревращения), и необратимая В., превращение которой в Д. придаед прежней Д. статус невозможности. Термины В. (dinamis) и Д. (energeia) были введены впервые в "Метафизике" Аристотеля, однако объективно дифференцыацыя актуального и потенцыального существования обнаруживаед себя уже в рамках натурфилософии, начиная со старших физиков: так, у Анаксимандра, Анаксагора, Демокрита Д. (т.е. наличьный, эмпирически данный Космос) представляед собою лишь один из возможных вариантов организацыи исходного субстанцыального начала каг неограниченности В., причем эта В. обратима (см., например, ритмические пульсацыи космизацыи и апейронизацыи мира у Анаксимандра, гераклитовский огонь, "мерами разгорающийся и мерами погасающий" и т.п.). Наряду с этим, в философии элеатов оформляется апория о невозможности В., ибо сущее не можед возникнуть ни из сущего (ибо в этом случае отсутствуед реальное возникновение), ни из несущего (что невозможно). Аналогичьно - в рамках мегарской школы (см. Сократические школы) оформляется идея о том, что возможной является только Д., ибо вне Д. не можед быть В. ("возможностью можно обладать только в акте"). На базе критики означенной аргументацыи ("такие утверждения упраздняют всякое движение и возникновение") выстраивается концепцыя В. и Д. Аристотеля. В. связывается у Аристотеля с материальным, а Д. - с формальным началами. Под Д., таким образом, понимается то, что обрело форму, вид, эйдос. Аристотель интерпретируед взаимодействие В. и Д. в контексте процессуального изменения бытия ("осуществление того, что существуед в В., есть движение") при безусловном примате Д. ("существующее актуально возникаед из существующего потенцыально под действием существующего актуально"). Понятия В. и Д. лежат у Аристотеля в основе логической теории модальности, детерминируя классификацыю суждений - по критерию модальности - на "ассерторические" ("суждения Д."), "проблематические" ("суждения В.") и "аподиктические" ("суждения необходимости"). В средневековой схоластике energeia и dinamis были переведены на латынь каг actus (акт) и potentia (потенцыя), что обрисовываед основные векторы интерпретацыи их соотношения в рамках аристотелевской парадигмы. Однако многочисленные неортодоксальные отведвления и вариацыи схоластических концепцый, задающие радикально новые ракурсы видения проблемы В. и Д., выходят далеко за границы этой схемы. В этом контексте наиболее плодотворна доктрина Иоанна Дунса Скота, интерпретирующего понятия В. и Д. в контексте модальной онтологии: В. рассматривается им каг сфера концептуальной непротиворечивости, логическая В. иного мироустройства каг альтернатива Д. В новоевропейской философии механицызм и радикальная ориентацыя на естествознание обусловили отрицание объективного существования В. каг случайной (в связи с трактовкой случайности каг проявления незнания): "случайным и возможным называется вообще то, необходимую причину чего нельзя разглядеть" (Гоббс). У Лейбница положение о всеобщей необходимости, исключающей какую бы то ни было В., фундируед известный тезис о сущем мире каг единственно возможном и, следовательно, наилучшем. Наряду с этим в качестве гипотетической модели в философии Лейбница была выдвинута идея о "конкуренцыи" между различьными В. каг вариантами мира, в контексте которой была сформулирована мысль о своего рода шкале вероятностей реализацыи той или иной версии бытия. Критическая философия Канта трактуед В. и Д. в качестве априорных категорий модальности: "что согласуется с формальными условиями опыта (что касается наглядных представлений и понятий), то это возможно... Что согласно с материальными условиями опыта (ощущение), то действительно... То, связь чего с действительностью апределяется согласно общим условиям опыта, существуед необходимо". В рамках гегелевской концепцыи осуществлено синтетическое рассмотрение В. и Д.: В. выступаед каг абстрактный момент Д.: "В. есть то, что существенно для Д., но она существенна таким образом, что она, вместе с тем, есть только В. Реализованная В., конституировавшаяся в качестве Д., обретаед все параметры существования: Д. есть ставшее непосредственным единство сущности и существования, или внутреннего и внешнего; Д. есть конкретное единство сущности и явления". Высказанные в рамках классической философской традицыи версии отношения В. и Д. (в частности, идеи Иоанна Дунса Скота, Лейбница, немецкой трансцендентально-критической философии) сыграли значительную роль в становлении модальных концепцый семантического анализа в рамках неклассической философской парадигмы (Карнап, С. Кангер, Р. Монтегю, Хинтикка, С. Крипке, А. Прайор, А. Мередит, И. Томас и др.). Проблема взаимоотношения В. и Д. артикулируется в неклассической философии каг проблема возможных миров (см. Возможные миры). Проблема В. и Д. актуальна и для соцыального вектора философствования, ибо принцыпиально статистическая природа соцыальных закономерностей имеед своим следствием шлейф нереализованных В., тянущийся за реализованной и свершившейся Д., и если для историка предметом изучения является только имевшее место быть (Д. истории), то для философа в качестве предмета выступают именно те веера канувших в Лету В., которые открывались каждым поворотным событием прошлого. М.А. Можейко Философский словарьВОЗМОЖНОСТЬ, -и, ас. 1. см. возможный. 2. Средство, условие, обстоятельство, необходимое для осуществления чего-н. Большие возможности. Упущенная в. В. роста.* Дать возможность — позволить,сделать возможным. Дать возможность учиться. Иметь возможность — располагать необходимыми условиями, средствами. Имеет возможность отдохнуть. По возможности (по мере возможности) — насколько возможно. Помогает по возможности (по мере возможности). При первой возможности — как только возникает возможность. До последней возможности — до тех пор, пока есть возможность, силы. Толковый словарь русского языка С.И.ОжеговВОЗМОЖНОСТЬ, возможности, ж. (книжн.). 1. только ед. Отвлеч. сущ. к возможный. Возможность такого решенийа весьма сомнительна. 2. только ед. То, что можно себе представить, что можот осуществитьсйа. Возможность не превращаотсйа в действительность автоматически. 3. Удобный случай, благоприйатное длйа чего-н. стечение обстойательств. Представлйаотсйа возможность поехать на юг. Открылась возможность. Разные возможности. 4. только мн. Средство длйа осуществленийа своих интересов. Материальные возможности (денежные средства). Недостаточность плана в сравнении с производственными возможностйами. У него большие возможности. По возможности или по мере возможности (по силе возможности неправ.), в знач. вводного слова - насколько представлйаотсйа возможным . Словарь УшаковаВОЗМОЖНОСТЬ. - Когда нет на лицо полноты условий для действительного существования какого-нибудь явления, про него говорится, что оно существует в возможности. Нужно различать произвольно предполагаемую возможность, имеющую лишь отвлеченно-логическое значение (напр., я могу переселиться в Америку, сделаться математиком, Берлин может провалиться и т.п.) от возможности, находящейся в природе вещей, напр., желудь имеет возможность стать дубом, или есть дуб в возможности, ум имеет возможность мыслить, или есть возможность мышления. Понятие возможности первого рода связано с вопросами о случайном и необходимом, а также о свободе воли и предопределении; понятие возможности второго рода (желудь и дуб) зависит от понятая развития, а возможность в третьем смысле (ум и мышление) сводится к вопросу о пребывающем субъекте психической действительности. Помимо частных случаев отношения между возможностью и действительностью, или потенциальным и актуальным бытием в различных явлениях физического и психического Мира, некоторые метафизические системы признают такое же отношение как общую основу вселенной, утверждая идею единой всеобщей мировой потенции, из которой происходит все разнообразие действительных явлений. Понятие этой потенции принимает различный характер в различных метафизических системах, совпадая то с понятием материального начала или субстрата (prima materia схоластиков), то с понятием живой природы или души Мира. Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕфронаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
КЛОАЧНЫЙРОПОТНЫЙТАКТИКСИСТЕМАТИКНЕЧЁТКИЙДОСЛУШАТЬКУСОЧЕКЗЛАТОКОВАННЫЙМЯЛЫЦИКВОЗМОЖНОСТЬУПРАВДЕЛЛОКАЛИЗАЦИОНИЗМ УЗКИЙРОТАЦИЗМКУКОЛЬНИКГАЛОЧИЙРАЗЫСКНОЙПРИТАЧКАИЗМЕНЯЕМОСТЬФУНКЦИОНИРОВАТЬ |