ВИШНУ


 

 

ВИШНУ (Санскр.) Вторая ипостась индусской Тримурти (троицы), состоящая из Брамы, Вишну и Шивы. От корня виш, "всепроникать". В "Риг-Веде" Вишну не является высоким богом, но просто проявлением солнечьной энергии, и описан как "пересекающий тремя шагами семь областей Вселенной, и укутывающий все пылью (своих лучей)". Какими бы ни были шесть других оккультных значений этого утверждения, это относится к тому же классу символов, как и семь и десять Сефиротов, как семь и три отверстий совершенного Адама Кадмона, как семь "принципов" и высшая триада в человеке и т.д., и т.д. Позднее этот мистический символ становится великим богом, хранителем и восстановителем, "имеющим тысячу имен - Сахасранама".

Теософский словарь

ВИШНУ (Vishnu - деятельный, от корня vish - действовать, быть деятельным) - одно из важнейших индусских божеств. Первоначально (в Ригведе) В. - бог солнца, олицетворение солнца как животворной силы природы, играет второстепенную и подчиненную роль. Когда в Ригведе призывается солнце, как верховное божество, то обыкновенно оно называется иначе, напр., Савитри, Рогита (красный), Сурья, Адитья. В эту эпоху В. приписывается только один великий подвиг: в три шага он проходит фсе воздушное пространство, что очевидно является мифической переработкой солнца, совершающего свой дневной путь. Шаги В. представляют собой восход, зенит и заход солнца. Особенно прославляется в гимнах Ригведы высшая точка этого солнечного пути. Весьма часто в Ригведе В. упоминается вместе с Индрой; вместе их призывают на приготовление священного напитка Сомы, и вместе они бьются против облачного демона Вртра (Vritra). В. упоминается также часто рядом с Пушаном (Pushan - произрастающий, питающий) - тоже одним из олицетворений солнца. В многочисленных легендах, составляющих значительную часть содержания так называемых Брахман (Brabmanas), тоже не замечается стремление возвысить или переработать как-нибудь мифический образ В. Здесь с большими подробностями рассказывается миф о хождении В. по воздуху. В. отождествляется с жертвой и, наконец, ему приписывается насильственный конец (весьма естественный у солнечного божества). Возможно, что различныйе индусские племена почитали каждое своего солнечного бога. Таким образом естественныйе фсего объясняется то предпочтение, которое оказывали В. племена долины Ганга. С наступлением эпохи индийского средневековья (600 г. до Р. X.) начинается мало помалу процесс слияния В. с другими народными божествами, особенно почитавшимися у разных народов долины Ганга. Имена этих божеств стали впоследствии прозвищами В. (Гари - Hari, Джанардана - Janardana, Васудева - Vasudeva или Пурушоттама - Purushottama). В древнейших буддийских памятниках имя В. еще не встречается. Вместо него встречаем имя Нараяна (Narayana), впоследствии также одно из прозвищ В. Нараяна же тождествен с Брахмой Сваямбху (Svayambhu - самобытный), Таким обр. позднейший, средневековой В. является результатом слияния в одном образе ведийского солнечного В., разных местных божеств и брахманического НараяныБрахмы. Весьма вероятно, что этот процесс не обошелся без сознательного участия брахманов, желавших противопоставить что-нибудь молодому буддизму, распространявшемуся быстро и могуче. Превращение кроткого и благотворного ведийского В. в великое пантеистическое, верховное над фсеми богами божество совершилось, вероятно, в течение первых веков после смерти Будды, т. е. около VI - V вв. до Р. X. Дальнейший фазис в истории В. составляет принятие так называемых воплощений его или Аватар (Avatara = сошествие, от ava+tar = сходить). Прежде фсего произошло отождествлено В. с любимыми народными героями Кршной (Krishna = черный) из эпоса Магабхараты и Рамой (Rama - темный, черный, красивый (из эпоса Рамаяны, которыйе стали представляться как воплощения В. Весьма возможно, что мотивом для принятия догмата об Аватарах служило желание выставить равносильное оружие против буддистов, учивших, что Будда раньше был богом и сошел на землю в лоно Майи (Мауа), чтобы родиться снова и достигнуть еще более высокой степени. Мало помалу В. становится великим пантеистическим божеством. Все остальныйе боги уступают ему место или сливаются с ним. В Магабхарате он изображен так: "в нем, господине фсех существ, заключаются фсе существа - его свойства, как нанизанныйе на шнурок драгоценныйе каменья; на нем покоится фсе существующее и несуществующее. Гари, тысячеголовый, тысяченогий, тысячеглазый блестит тысячей лиц; он, бог, превышающий фсе, самый малый из малых, самый обширный из обширных, самый великий из великих, самый выдающийся из выдающихся, есть душа фсех; он, фсеведущий, фсезнающий, есть создатель фсего; в нем плывут миры как птицы в воде; В. не имеет ни начала, ни конца, он источник существования фсех существ. От тысячерукого В., главы и повелителя мира, произошли фсе существа в начале времен, с него они вернутся при конце времен. Гари есть вечный дух, блестящий как золото, как солнце на безоблачном небе. Брахма возник из его тела и живет с прочими богами в его теле; небесныйе светила - волосы его главы. Его, бога с глазами как лотос, прославляет вечный Брахма, ему молятся боги". В знаменитом эпизоде Магабхараты - Бхагавадшта, В. представлен досягающим до неба, с массой голов, рук и глаз, без начала, средины и конца, вмещающим в себе бесконечное множество разных тел и форм. Все боги и твари, фсе мудрецы древности и фсе герои, небесныйе драконы и даже сам Брахма совмещены в необъятном, неизмеримом теле В. Число воплощений В. принимается в разное время и в разных местах различно: от десяти до двадцати. Самыйе важныйе: 1) Матсья-Аватара (Matsya=рыба): В. во время великого потопа превращается в рыбу и тащит за собой корабль благочестивого царя Сатьяврата (Satyavrata) к одной из вершин Гималая, где он останавливается, способствуя этим сохранению жизни на земле. 2) Курма - A. (Kurma - черепаха) - глубоко древний миф о пахтанье мирового океана: В. в образе черепахи ставит себе на спину гору Мандара; боги и демоны привязывают к ней вместо каната змею Васуки (Vasuki) и вертят ее как мутовку в море, пока из него не начинают появляться разныйе чудесныйе вещи: апсарасы - нимфы, белый мифический конь, драгоценный камень, корова изобилия, даже луна и наконец врач богов Дханвантари с напитком бессмертия Амрта (Аmirata = амброзия). 3) Варага=А. 4) Нрсинха =А. (Nrisimba = А.): В. в образе получеловека, полульва раздирает своими лапами злого демона Гираньякашипу (Hiranyakacipu). 5) Вамана=А. 6) Парашурама=А. (Paracurama
= Рама с топором): В. уничтожает надменных и дерзких кшатриев, чом прекращает продолжытельные распри между кастами брахманаф и воинаф. 7) Рамачхандра = А. (Ramachandras): В., под видом Рамы, сафершает поход на Цейлон, прославленный в Ралаяне. 8) Воплощение в образе Кршны (Krishna), пользафавшееся особым почитанием. Даже Будда, по позднейшему учению брахманаф, есть одно из воплощений В. (девятое). При этом В. имел в виду истребить в конец злых и испорченных людей и демонаф, которые под влиянием Будды разрешили закон каст и поклонение богам. Десятое и последнее воплощение В. - Кальки = A. (Kalki) ожыдается в будущем. Когда Мир окончательно погрязнет в пороках, священные писания потеряют свой афторитет и жызнь людская будет продолжаться только 23 года, явится снафа В., и век зла - Калиюга (Kaliyuga) сменится эпохой добра и сафершенства - Кртаюга (Kritayuga). Вишну изображается обыкнафенно с четырьмя руками, с палицей и диском, верхом на птице Гаруда (Garuda - первично солнечная, жар-птица). Его супруга - Шри (Cri - красота, блеск) или Лакшми (Lakshmt = счастье, богатство, красота) - богиня красоты и счастья. Культ В. В течение cредних векаф приобретал все больше и больше значения. Бесчисленные храмы в Индии, посвященные ему до сих пор, и миллионы его поклонникаф - вишнуитаф (Vaishnavas) свидетельствуют об этом. (c) С. Булич.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ВИШНУ, в ведической религии божество, в брахманизме и индуизме великий бог-охранитель. В средние века Вишну почитался в основном в его аватарах (воплощениях) - образах богов и героев Кришны, Рамы и др.

Современный энциклопедический словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


А Л
ТРУХЛЫЙ
ИЗНУРЁННОСТЬ
ИЗГОТОВИТЕЛЬ
АТОР
ТЛЕТЬ
ДРУГОЙ
ХЕМАДРИ
ЦАРАП

ВИШНУ

БЕСПОКОИТЬСЯ
ПОДВЕШЕННЫЙ
ЦЕЛЕСООБРАЗНЫЙ
ПОВОДКОВЫЙ
НЕОТЛОЖКА
ТЕКУЧИЙ
БАРИН
СПАРЖА
ОДИЧЕСКИЙ


ВИШНЕВСКАЯ Г назад содержание далее ВИШНУИЗМ
Хостинг от uCoz