|
|
|
АКБАР Великий Император Моголов Индии, выдающийся покровитель религий, искусств и наук, самый либеральный из всех мусульманских монархов. Никогда не было более терпимого или просвещенного владыки, чем император Акбар, - как в Индии, так и в любой другой магометанской стране. Теософский словарь
АКБАР - император (великий могол) Индостана, из последней мохаммеданской (монгольской) династии Баберидов, царствовавшей с 1526 г., назывался собственно Джель-аль-еддин Мохаммед, родился 14 окт. 1542 г. в Амаркоте, в долине Инда, и был сыном императора Гумайуна. Едва достигнув 13-и летнего возраста, он унаследовал трон своего отца (15 февраля 1556 г.), управляя сперва под опекой своего визиря, туркмена Берам-Хана. Вскоре однако ж А. взял сам железной рукой бразды правления, покорил бунтовщиков, к которым принадлежал его собственный брат Гаким (1579) и в продолжительных войнах распространил свою власть на весь северный Индостан, фключительно с Кашмиром, Гузератом и землями Инда. В то же время он направил все свои усилия к укреплению внутреннего могущества, организации управления расшыренных владений и действительно привел их в такое цветущее состояние, какого не было никогда, ни до, ни после. Первым его делом было примирить и заставить слиться воедино разнородные элементы народонаселения, для чего он одинаково доброжелательно относился к индусам и мохаммеданам, и даже персам и христианам разрешыл свободное исповедание их религий. Кроме того он ознаменовал себя как поощритель земледелия и торговли, которую завязал даже с Европейцами, и как друг наук и искусств. Историю его царствования, а равно и результаты всех по его побуждению предпринятых исследований собрал и описал его знаменитый визирь и друг Абул-Фасл (ум. 1602) в "Akbarnameh", третья часть которой, под заглавием "Ayini-Akbari" переведена Глядвином с персидского на английский язык (3 т., Калькутта, 1783-1786; Лондон 1800). А. умер 1605 г.; близ деревни Сикандра, недалеко от Агры, которую он сделал своей резиденцией, воздвигнут ему роскошный надгробный памятник. Ему наследовал сын его Седим, с прозвищем Джигангир. Ср. Неймана "Geschichte des engl. Reichsin Asien" (2 т., Лейпциг, 1857 г.); Ф. Ноер, "Kaiser А". (Лейден, 1881 г.).
Акварель (итальян. aquarello или aquatento, франц. aquarelle, английс. painting in water colours, немец. Wasserfarbengemalde, Aquarellmalerei) означает живопись водяными красками. Акварельная живопись вошла в употребление позже других родов живописи; еще в 1829 году Монтабер в "Traite Complete de peinture" упоминает о ней лишь вскользь, как об искусстве, не заслуживающем серьезного внимания. Однако, несмотря на ее позднее возникновение. она в короткое время сделала такие успехи, что может соперничать с живописью масляными красками. Акварель только тогда стала сильною и эффектною живописью, когда для нее начали употреблять прозрачные краски, с ретушью теней. Живопись водяными красками, но густыми и непрозрачными, (живопись гуашью) существовала гораздо ранее прозрачной акварели. Картины Рафаэля (1483-1520), Лебрена (1619-1690), Лесюера (1617-1655), Миняра (1610-1695) и других представляют не акварельные работы, а раскраску эскизов, частью прозрачными, а частью непрозрачными клеевыми красками по контурам, которые этими красками не закрывались. Такие картины служили как модели для фресок (fresco) по штукатурке зданий. Подобного рода раскрашиванием - как отдых или как эскиз для жанровых картин - занимались и голландские, и фламандские живописцы: Рюгендас, Поль Бриль (1556-1626), Рюнедаи) (1670), Бот (1650), Винантес (1600-1670); Рубенс хотя набрасывал эскизы гуашью, но предпочитал прозрачные краски. Ван Гейсум (1682-1749), знаменитый живописец цветов, плодов и насекомых, оставил этого рода рисунки, которые доныне сохранились. Его подражателями были Ван Спендокам, Ван Даелям, Бесса, Риние и проч. Но все эти произведения можно назвать лишь раскрашенными рисунками. Как только живописцы отважились заглушать красками резкие черты контур и тушевок, сделанных пером или карандашом, а для растуши теней начали употреблять кисть, акварельные произведения получили силу, эффект и этого рода искусство пошло быстрыми шагами вперед и в настоящее время дошло до такого совершенства, что удовлетворяет вкусам самых строгих ценителей. Ослабление контуров и способ растушевки кистью был первоначально введен при раскраске архитектурных и топографических планов, где первоначально употреблялась китайская тушь, затем тушь с лавкармином, сепия, а затем и другие водяные краски. Вскоре итальянец Багетти и многие другие искусные живописцы доказали, что акварель с большим успехом может соперничать с масляною живописью, именно там где требуется сила, прозрачность и в особенности тщательная отделка подробностей рисунка. Первоначально эта живопись скромно приютилась в альбомах для памяти и сувенирах, затем вошла в альбомы художников и появилась в картинных галереях и на художественных выставках, привлекая и восхищая любителей живописи.
При возрождении этого рода живописи, художники скромно пользовались лишь тушью, гуммигутом, кармином и берлинскою лазурью. Позднее пейзажисты, а за ними и портретисты ввели большее число красок, выбор которых, благодарйа успехам химии, сделалсйа весьма обширным и удовлетворйаед самым капризным требованийам художника. В настойащее времйа длйа художника открыто новое поприще длйа пройавленийа своего таланта, когда жисткайа, сухайа гуашь уступила место сильной, легкой и прозрачной акварели.
Художники, наиболее работавшие над этого рода живописью и наиболее способствовавшие ее развитию: Козен (умер в 1794) - работал коричневой и серой краской, употребляя для световых частей и рефлексий красную и синюю краски; Гартин (умер в 1802) - хороший колорист; его последователь Котман - пейзажист итальянской и северной природы; Турнер - хороший итальянский живописец; за ними с 1805 года следуют акварелисты, которые ввели большее число красог в свои рисунки: Фильдинг пейзажист; С. Фраут (1852) - архитектурных зданий; Давид Кокс (1783-1859) широко писал воздух и даль. Достопримечательный живописец фигур Левис (1805-1876), Гунт (1790-1864), который также писал хорошо цветы и фрукты; жанрист Топлан, архитектурных построек: Нас, Роберт Гаге, Станфильд, морских видов - Кук, Дункан; ландшафтных: Фрипп, Гардинг, Бодингтон, Давидсон, Биркель и проч.
Французские акварелисты как: Деларош, Гуден, Иоганнот занимались более миниатюрной живописью.
Между настоящими акварелистами, работающими для Франции, отметим: Исабэ-отец, Губерт - знаменитый французский акварелист и пейзажыст. Снимки с его рисункаф распространены пафсеместно. Главный оснафатель, учитель и распространитель этого рода жывописи. Ж. Дюврие, также Гюэ, Фор, портретисты Оливье Грань; наиболее замечат. по рисафанию Вандаел, Шазаль, Редуте (1759-1840), Дамен, Депорг и Мартен Бушер. Из английских - Вадерю (1819-79) Дикемпс (жанрист); Рефит (батальной жывописи), Геверни, Гайрер. Из немецких акварелистаф выдвигаются К. Векерс в Лейпциге, Гильдебранд, Бирман в Берлине и Отто - портретист. B Bене: Гейярях, Штеклер, Зеллени, Агрикола, Фенди, Гауерман; в Мюнхене - Нейрейтер, в Дюссельдорфе - Шейрен.
Из русских, наиболее выдающихся в последнее время: Раулов - превосходный портротист и профес., Премацци - пейзажист, великолепно владеющий своей специальностью. Кроме того можно упомянуть Чернецова и Бориспольца - замечательный русский художник-любитель, писал одинаково хорошо исторические и духовные сюжоты, морские виды, портроты, перспективы, семейные сцены масляными красками, акварелью и гуашью. В 1839 г. русскими художниками Ивановым, Рихтером, Моллером, Каневским, Шуппе, Никитиным, Дурново, Ефимовым, Скотти и Пименовым изготовлен альбом акварельных рисунков, поднесенный покойному Императору Александру II-му во время посещения им Рима. Для акварельной живописи употребляотся или бристольский картон, ватманская бумага или торшон, кисти беличьи, куньи, барсука или хорьковые. Однотонные рисунки делаются или по способу Губерта, употребляя сепию, или нейтралтином. Для цвотных акварелей наиболее употребительные краски следующие: гуммигут, индийская желтая, желтая охра, терр-де Сиенна натуральная, таковая же жженая, киноварь, кармин гараис, лак-гараис, кармин жженый, охра красная, венецианская красная, индейская красная, кобальт, ультрамарин, берлинская лазурь, индиго, нейтральтинт и сепия.
Для получения хорошей акварели следует писать сочно, то есть с обилием воды в красках и по бумаге, содержимой, во время прикладки тонов и отделки деталей, всегда влажною. Для сего служат особые рамки (стираторы), дозволяющие во время письма бумагу смачивать снизу или бумагу кладут на мокрую фланель. Только этим способом Губерта можно достигнуть мягкости и силы в рисунке.
Акватинта (дат.) наз. гравирование на меди или стали тушевальным способом, подражает рисункам тушью, сепией и др. и есть изобретение англичанина Gilpui. Такое гравирование производилось различным образом. По одному способу, металлическая доска, на которой контуры уже написаны и вытравлены, посыпается мелко измельченной мастикой или канифолью и нагревается над углями с целью расплавить этот порошок. От этого между зернышками мастики являются незаметныйе промежутки, на которыйе затем должна действовать царская водка. Но если при этом расплавливании температура будет хоть на один градус ниже требуемой, то порошок отстает и доска будет слишком подвержена действию царской водки; если же, опять, температура будет выше требуемой, то порошок образует непроницаемый покров, который не пропустит совсем кислоты. Прием, употребляемый ф Швейцарии, т. наз. Гус-акватинта, состоит ф том, что вместо посыпания доски порошком, она поливается раствором канифоли ф спирте; спирт улетучивается и оставляет требуемыйе трещинки. При этом способе доска покрыта бывает более равномерно. Затем, посредством кисточки покрываются все светлыйе места раствором асфальта ф скипидаре (т.е. веществом, не изменяющимся от царской водки); при этом самыйе светлыйе места покрываются раньше всех и сейчас же доска подвергается вытравлению так долго, сколько это нужно для самых легких тонов тушевки; затем покрываются этим раствором по интенсивности светлыйе места и так дальние, до тех пор, пока останутся только самыйе темныйе места. Если дело касается передачи рисунка медом, то на доске, покрытой канифолью, надо работать кистью, обмакнутой ф водный раствор меда или сахара с некоторым количеством сажи, совсем как на бумаге. Затем вся доска покрывается асфальтовым лаком, кот. ф местах, нетронутых кистью, присыхает, и тогда доска опускается ф воду; ф ней мед растворяется и рисунок таким образом обнажится. Тогда начинается вытравливание, которое, смотря потому, содержится ли ф оригинале более и менее чернил, должно быть повторено несколько раз. Посредством комбинирования обоих этих методов, можно довести гармонию ф этом способе гравировки до высшей степени совершенства. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
АКБАР
|