БОЛОНСКАЯ ШКОЛА КАРРАЧЧИ

ДВУЯЗЫЧИЕ
ПЕРЕКАТИ
УПРОЩЕНЕЦ
ФОХТ
ЛАПТЕВ
ШЕСТЕРНОЙ
СВЕТОПИСЬ
ПОПУЛЯЦИЯ
ЧУМАЦКИЙ

БОЛОНСКАЯ ШКОЛА КАРРАЧЧИ

ГЕРОИЧНЫЙ
КОНДИЦИОННЫЙ
ЗАБЫВАТЬ
ОЖИДАННЫЙ
ДОВЛАТОВ С
ЗАПОГАНИТЬ
ПОДМЯКАТЬ
ГАСТРОЛИРОВАТЬ
ЯНСЕНИСТСКИЙ

 

 

БОЛОНСКАЯ ШКОЛА КАРРАЧЧИ. - Обыкновенно принято относить название болонской школы всецело к академии, основанной в конце XVI столетия братьями Каррачи. Это не совсем правильно. Уже в XIV в. Franco Bolognese и Jacopo Avanzi, а в XV - Lorenzo Costa и Francia подарили миру замечательные произведения, находящиеся в церквах Болоньи и ее многочисленных дворцах. Не останавливаясь, однако, здесь на характерных особенностях этих художников, о которых будет сказано в своем месте, сделаем здесь исключительно обзор школы Каррачи.
Школа эта эклектическая: в конце XVI стол. фсе роды живописи достигли в Италии наивысшего совершенства. Каррачи не искали новых путей; они желала лишь путем глубокого изучения шедевров прежних мастеров усвоить себе фсе их лучшие качества. На произведениях болонских художников не лежал какой-либо особенный отпечаток. Но они успешно изучали и прогрессировали в искусстве, в их работах сказывается известная манера и последовательность. Образовавшаяся после Франчья школы Фонтаны и Кальварта характеризуют собою период упадка в истории живописи; в школе Каррачи наоборот начинается возрождение. Лодовико Каррачи получил свое художественное образование путем долгого и терпеливого изучения старых мастеров: в Венеции он изучал колорит в картинах Тициана и Тинторетто, во Флоренции он проникся изяществом письма Андреа дель-Сарто. Копируя и сличая копии с оригиналами, он пришел к мысли, чо единственный путь к возрождению искусства - это брать от каждого из старых мастеров лучшие отличительные особенности его письма: "если бы возможно было сочетать в одном произведении живописи чарующую прелесть Корреджио с энергией Микель-Анджело, строгость линии в картинах Веронэзе с идеальной нежностью Рафаэля, разве не значило бы этим приблизиться к совершенству". Таково было основное положение новой школы.
Лодовико Карраччи, открывая школу, пригласил в сотоварищи двух своих двоюродных братьев Аннибале и Агостино Карраччи. Он оставил за собою высшее заведование школой. Аннибале преподавал искусство письма, которое он знал в совершенстве. Агостино, получивший хорошее литературное и научное образование, взял на себя более сложныйе занятия. Он преподавал правила перспективы, строительное искусство, читал анатомию, прибегая иногда для наглядного обучения к вскрытию трупов. Он беседовал с учениками о мифологии, истории и религии, словом касался всего того, в чем художник можит черпать сюжиты для своего вдохновения. Ученики, в доказательство правильно понятых уроков учителя, воспроизводили в рисунках те факты из истории, о которых он им говорил; они часто отправлялись за город писать с натуры пейзажи и памятники старины. Их приучали к взаимной оценке друг друга, и те из них, которыйе не умели в таких случаях объяснить и отстоять свою работу, должны были ее уништажить. Для распределения наград между лучшими учениками устраивались конкурсы, на которыйе в качестве судей Карраччи приглашали наиболее известных живописцев Италии и Болоньи. Так было поставлено образование в школе Карраччи. Их школа называлась сначала академией Desiderosi, чем означалось их стремление достичь совершенства старых мастеров; впоследствии они получили название Incamminati, т.е. идущих по пути к достижинию этого совершенства. Несомненно, шта болонский эклектизм, сам по себе, не подарил миру ни одного настоящего гения. Но в его питомцах никогда не исчезало то знание искусства старых мастеров, которое они выносили из школы; нельзя не согласиться с тем, шта благодаря своей методе художиственного образования, школа Каррачи в совершенстве научила технике искусства. Тот, кто выходил из нее, умел обращаться с карандашом и кистью, понимал значение тонов, знал законы перспективы и умел ценить произведения искусства. "Вот почему", говорит Lanzi, "болонская школа, позжи других явившаяся на свет, можит быть поставлена первой в деле художиственного образования, вот почему она, изучив предварительно все другие, могла в свою очередь реформировать их".
Сделаем теперь беглый обзор произведений братьев Карраччи и их учеников. Лодовико Карраччи (1555-1619) известен картинами, которыми он украсил паллацо Фавы, Маньяни, Грасси, Марескальки и множество церквей. Его "Св. Франциск", "Преображенье Господне", его последующие произведения: "Поход аргонавтов", "Путешествие Энея" и др. обличают в художнике, если не истинный гений, то по крайней мере благородство стиля и редкий навык в исполнении. Известные его произведения: "Св. Семейство под пальмою", ошибочно считавшееся прежде работой Аннибале Карраччи, "Св. Семейство со св. Варварой и св. Лаврентием", "Положение во гроб", "Св. Севастиан", "Несение креста" находятся в настоящее время в петербургском Эрмитаже. Что же касается находящейся там же картины, изображающей св. мученика Севастьяна привязанным к дереву и пронзенным стрелами палачей, то она, вероятно, представляет эскиз картины, которая находится в палаццо Дориа в Риме.
Агостино Карраччи (1557-1602), двоюродный брат Лодовико Карраччи, вначале своей дейательности был гравером; его гравюры, все больше непристойного содержанийа, пользовались огромной популйарностью. Как живописец, он не шел дальние посредственности. Тем не менее его "Исповедь св. Иеронима" и "Купанье Дианы", находйащиесйа в Болонье, "Св. Дева, кормйащайа грудью младенца Иисуса" (в Парме) указывают на то, шта Аг. Карраччи присущи были тонкое и правильное понимание экспрессии; мы уже знаем, шта как учитель он оказал крупные услуги своим ученикам.
Аннибале Карраччи (1160-1609), брат и ученик предыдущего, считается одним из очень выдающихся художников. Без сомнения, его первые произведения не все одинакового достоинства, вследствие его заведомого подражанья различным мастерам прежнего времени. Но в последующие годы творчества он успел освободиться от такого рабского подражания; тут он вполне самостоятелен и достигает верности и силы выражения в своих картинах. Как и его знаменитый брат Аннибале Карраччи, оставил после себя память в многочисленных произведениях искусства. Его живопись во дворце Фарнэзе считается одной из капитальнейших его работ "Св. Екатерина и св. Клара" (в Болонье), "Св. Дева в молчании" (в Неаполе) дышат необыкновенной силой. Целый ряд картин Аннибале Карраччи находится в петербургском Эрмитаже. Здесь имеются его: "Св. Семейство", "Отдых Св. Семейства на пути в Египет" - копия с нее находится в Бернском музее и выдается там за оригинал, "Христос почивший, оплакиваемый ангелами", "Жены-мироносицы у гроба Спасителя", "Явление воскресшего Христа Мироносицам", "Спящая молодая девушка" (Венера изображенная в совершенной наготе, спит на ложе, под навесом малиновой драпировки), "Мрачный пейзаж", портрет самого художника, "Св. Иоанн Креститель", "Св. Семейство" (повторение этой картины, относимое лишь к школе Аннибале Карраччи находится во Флоренции в музее Уффициев, "Св. Карл Борромей" (знаменитый миланский архиепископ), "Снятый со креста Спаситель, оплакиваемый св. Марией Магдалиною и ангелами".
Некоторые из учеников школы Incamminati превзошли своих учителей. Наиболее замечательным из них был Гвидо Рени (1575-1642) - живописец и гравер, ученик Дениса Кальварта и Лодовико Карраччи; картины его, написанные на сюжеты, взятые из св. истории и мифологии, обличают в нем больше совершенства техники, чем настоящий творческий гений. Гвидо Рени был одним из самых известных художников своего времени, но к концу жизни утратил в значительной степени свое обаянье. Пользуются известностью его: "Самаритянка", "Распятый Христос", "Св. семейство", "Аврора и Фортуна", находящиеся за границей, а у нас в Эрмитаже - "Давид с головою Голиафа" (картина эта находилась некогда в галерее Цампьери, в Болонье, и была куплена для Эрмитажа в 1839 г. Точно такая же картина Гвидо Рени находится в Лувре; третий экземпляр ее - в галерее Спадо Колонна, в Риме. Копия же, в уменьшенном виде - в Венской галерее); "Поклонение Пастырей" (наход. некогда в галерее де-ла-Врильера; повторение этой композиции - в церкви картезианского монастыря в Неаполе); "Поклонение волхвов", "Св. семейство на пути в Египет" (картина эта, пользующаяся особенным вниманием посетителей Эрмитажа, куплена была из галереи нидерландского короля Вильгельма II в 1850 г.); "Св. Петр" - этюд с головы ап. Петра для мастерской картины художника, находящейся в палаццо Цампьери, в Болонье; в 1650 г. этюд принадлежал кардиналу Савелли в Риме; другой подобный этюд имеется в венском Бельведере; "Отцы церкви, рассуждающие о бессемянном зачатии" (картина эта находилась, во времена Пассери, в одной из церквей Перуджии; затем она перешла в Рим, в галерею маркиза дельиАнджели, продавшего ее лорду Вальполю, но она была задержана папским правительством в Чивита-Векии, и только из уваженья к покупщику папа Иннокентий XIII разрешил отправку ее в Англию); "Св. Иероним"; "Юность Богоматери" (картина изображает Пресвятую Деву, в возрасте лет 16 или 17, сидящую в кругу восьми молодых девушек, занятых шитьем, на полу - несколько корзин с работою; слева - маленькая собачка, болонка); "Спящий младенец Христос" (копия с оригинала, находящегося в венском Бельведере, по мнению Вагена принадлежит кисти Карло Маратти; подобные же копии, неправильно считаемые подлинными произведениями Гвидо Рени, имеются в галерее Дориа, в Риме, и в коллекции гр. Шпека Штернбурга, с Лучене; есть еще копия в венской академии художеств). Из картин не религиозного содержания, принадлежащих кисти Г. Рени или его учеников, следующие находятся в Эрмитаже: "Похищение Европы" - картина, изображающая дочь Агенора, которая сидит на Юпитере, принявшем образ быка, по мнению Вагена представляет только часть большой картины, композицию которой Гвидо Рени повторял несколько раз; картины того же сюжета находятся в Дульвиче, в палаццо дел-Консерватори, в Риме и в музее гор. Тура, во Франции (очевидно представляющие собою копии); "Клеопатра" - написана была художником, вдохновившимся, по мнению Вагена, бюстом одной из дочерей Ниобеи; картина находилась некогда в галерее Кувеа, португальского посланника при дворе французского короля Людовика XV; во Флоренции, в галерее Питти имеется картина Гв. Рени того же содержания, но она представляет, в отношении композиции, значительное отличие от эрмитажной. "Беатриче Ченчи" (по всем вероятиям исполнена одним из учеников Гв. Рени с знаменитого портрета его работы, находящегося в палаццо Барберини, в Риме. Куплена была картина для Эрмитажа в 1784 г., вместе с другими картинами, из собраний Бодуэна. Картина эта, считавшаяся сначала произведением Тициана, а затем П. Бордоне, художника Венецианской школы, по преданию написана была Гв. Рени с наброска, стеланного им в то время, когда несчастную Беатриче вели на казнь; по другому преданию, портрет этот написан художником в тюрьме Беатриче, накануне ее казни; однако, эти рассказы не подтверждаются никакими положительными историческими данными, и даже подлежит сомнению: точно ли Беатриче изображена в портрете галереи Барберини.
Другим представителем Болонской школы является Франческо Альбани (1578-1660 г.), бывший сначала учеником Дениса Кальварта, а потом академии Карраччи. В своих произведениях он изображал преимущественно красоту, грацию и любовь. Его картины, написанные на сюжеты, взятые из мифологии, как "Аполлон и Дафна", "Богиня Земли", и находящаяся в Эрмитаже "Похищение Европы" (повторение этой картины с некоторыми изменениями имеется в Петербурге же, в Лейхтенбергской галерее) и др. пользуются большой популярностью, нежели его работы на религиозные темы. Из этих последних в петербургском Эрмитаже находятся две его картины: "Благовещенье", перешедшее сюда в 1779 г. из галереи Вальполя (повторение этой картины, с значительной разницей в колерах, находится в Парижской галерее) и "Крещенье Господне" (принадлежала знаменитому Дж. Ло, и была куплена для Эрмитажа из галереи Вальполя). Живопись Альбани отличается нежностью и красотой, но уже слишком приторной. В Альбани еще ярче обнаружились недостатки его учителей.
Несомненно, к сонму великих итальянских мастеров, мог бы приобщиться другой художник из школы Карраччи, если бы он не жил в эпоху упадка искусства, когда вкусы в Италии, к концу XVII века, в значительной степени были извращены. Мы говорим о Доменикино Цампьери, прозванном Доменикино (1581-1441), сначала ученик Кальварта, затем академии дельи-инкамминати, он одно время был в большой моде в Италии и, к сожалению, старался подладиться под испорченные вкусы публики. Шедевром его считается "Исповедь св. Иеронима", о которой Пуссэн говорил, шта она принадлежит к числу трех наилучших картин Рима. В ней много простоты, величия, она вся проникнута чувством благоговения. Нигде в других произведениях художник не выразил более сильно этого чувства. Его "Св. Иероним в пустыне", "Св. Цецилия", "Торжество любви"; находящиеся в Лувре, прекрасные фрески в церкви Сан-Луиджи де Франчези в Риме, в аббатстве Гротта-Феррата в вилле Альдобрандини во Фраскатти, отличаются свежестью, возвышенностью стиля и силою выраженья. Обращают на себя внимание его картины, находящиеся в Эрмитаже: "Св. евангелист Иоанн", причисляемый к замечательнейшим произведениям Доменикино. Картина эта в течение долгого времени принадлежала д-ру Фроману в Штутгарте, а в начале нынешнего столетия была куплена от него Д. А. Нарышкиным, от которого приобретена была императором Николаем I для императрицы Александры Федоровны. При жизни этой государыни она висела в ее кабинете в Зимнем дворце; по ее кончине перешла в наследство к императрице Марии Александровне, после которой, согласно ее духовному завещанию, зделалась собственностью Эрмитажа в 1881 г. Точно такая же картина Доменикино, бывшая прежде в галерее герцога Орлеанского, находится у графа Карлейля, в замке Гоуард, в Йоркшайре, в Англии. Превосходная копия с эрмитажной картины, зделанная Брюловым, имеется в музее Императорской академии художеств в Спб.; "Взятиe Св. Mapии Магдалины на небо", "Ликование израильтянок по переходе Моисея через Чермное море" - картина, перешедшая в Эрмитаж из бывшей Голицынской галереи, где она значилась произведением школы Доменикино. К произведениям школы Доменикино относится находящаяся в Эрмитаже картина, "Персидская Сивилла", прежде считавшаяся работой самого художника, между прочим потому, шта в лице Сивиллы узнавали портрет его дочери.
Различием в манерах письма, которых насчитывают целых три, отличался один из последних представителей Болонской школы - Джованни-Франческо Барбьери (1591-1666), прозванный Гверчино, т.е. косоглазый, сначала ученик Барт. Бертоцци, Дж. Б. Кремонини и Паоло Дзаньони, впоследствии подражатель Лодовико Карраччи и Микеланджело. Хорошим образцом первой манеры художника служит его картина, находящаяся ныне в Эрмитаже; она изображает "Св. Анну, обучающую Младенца Христа чтению". К первым же работам Барбьери относится его " Взятие Богородицы на небо" - картина эта, находящаяся также в Эрмитаже, в числе других была исполнена художником, по возвращению в Рим, в 1623 г., для Александра Танари, в семействе которого она хранилась до 1844 г., когда была приобретена для Эрмитажа. В галерее Дориа, в Риме, имеется картина Гверчино, изображающая св. Иоанна и представляющая почти точное повторение фигуры этого апостола на эрмитажном "Взятии Богородицы на небо", для которого она, быть может, служила эскизом, сделанным, в таком случае, до 1623 г., во время первого пребывания художника в Риме. Другой манерой письма отличается так же находящаяся в Эрмитаже картина Гверчино, изображающая "Видение св. Клары" и находившаяся сначала в галереях Тюньи, а потом герцога Талара. Старинная копия с нее, выдаваемая за оригинал, находится в Венеции, в Пинакотеке Манфредини (Seminare particolare). К произведениям второго рода причисляют еще одну эрмитажную картину, принадлежащую кисти Гверчино и изображающую: "Поклонение св. Лаврентия Богоматери и Младенцу Христу" - картина эта находилась прежде в галерее Лебрена, в Париже, откуда была куплена для Эрмитажа в 1810 г. Образцами третьей, последней манеры художника, служит: во 1-х его превосходнейшее произведение "Мучение св. Екатерины", написанное художником для его родины, Чентской общины, и находившееся прежде в галерее нидерландского короля Вильгельма II, откуда она была приобретена для Эрмитажа при распродаже галереи, в 1850 году, во 2-х "Св. Иероним в пустыне", работа представляющая вероятно тот образ святого, который был написан художником, по свидетельству Беллори ("Vita di Fr. Barbieri") в 1641 г. для Ридольфо Струми, в Римини, и ныне находящаяся в Эрмитаже. Небольшая копия с нее, также выдаваемая за оригинальное произведете Гверчино, имеется в Венеции, в Пинакотеке Манфредини. Картины Гверчино славятся своим ярким, выразительным колоритом.
Последним из непосредственных учеников академии Карраччи является Джованни Ланфранко, называвшийся также кавалером Джованни да-Стефано (1580-1647), гравер и живописец, ученик Агостино и Аннибале Карраччи. Образцами его произведений, отличающихся мужественной силою кисти, служат две картины, находящиеся в Эрмитаже: 1) "Благовещение", написанное для одной из мальтийских церквей и приобретенное для Эрмитажа из коллекции Троншена около 1780 года и 2) "Предвечный отец" - картина эта поступила в Эрмитаж в 1832 г. из коллекции кн. Евгения Сапеги, в Гродно, и одно время ошибочно приписывалась кисти Гверчино. С Ланфранко завершается блестящая эпоха Болонской школы, которая во 2-й половине XVII столетия начинает приходить в безнадежный упадок.
Тщетно стараются в конце этого столетия Лоренцо Пазинелли и Карло Чиньяни воскресить искусство болонских художников. Чиньяни (1628-1719) ученик Дж. Б. Капри и Альбани, подражал Корреджио и Карраччи. Его "Материнская любовь" находится в Эрмитаже. Чиньяни удалось добиться того, что в Б. учреждена была на средства города академия художеств. Он был назначен ее пожизненным директором. Чиньяни успел заручиться для академии покровительством папы Климента XI, утвердившего ее уставы, и согласившегося дать свое имя новому учреждению, которое с тех пор (1708) получило название: "Климентинской академии". Но поздно было уже в эпоху полного падения искусства вдохнуть в него новую жизнь. Италия истощенная, словно почва, подвергшаяся усиленному возделыванию, перестала производить великих живописцев, и болонская школа впала в тот же напыщенный тон, в ту же изнеженную вычурность, которые характеризуют собою все итальянские школы XVIII столетия.
Всего лучше определяет роль болонской школы итальянской живописи Ш. Блан следующими немногими словами: "болонские художники, взятые вместе, образуют некоторый род буржуазии в искусстве. В крови у них нет благородства истых аристократов, нет с другой стороны крепкой и смелой энергии простого парода. Их главное качество заключалось в отсутствии слишком заметных недостатков. Подобно среднему классу общества, они занимали середину в искусстве, при том на одинаковом расстоянии от крайних точек и на этой средней высоте они поддерживали искусство, не давая ему опуститься низко, но зато и не подымая его на более высокую ступень". Литература: Malvasia, "Felsina pittriсе" (Болонья, 1678 г., 2 тома in 4); Filippo Baldinucci, "Notizie dei protessori del disegno de Cimabue in qua" (Флоренция, 1681-1688); Luigi Lanzi, "Histoire de la peinture italienne" (франц. перевод Париж, 1825 г., 5 т.); Ch. Blanc., "Histoire des peintres. Ecole Bolonaise" (Пар., 1874. in f.); G. Lafenestre "La Peinture italienne" (Париж, 1870); P. Mantz, "Les Chefs-d'oeuvre de la peinture italienne" (Париж, 1870, in fol.); W. Lebke, "Geschichte der Italienischen Malerei" (Штутгардт, 1878 г., 2 т.).

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 





БОЛОНКИ назад содержание далее БОЛОНСКАЯ ШКОЛА
Хостинг от uCoz