АВТОНОМИЯ |
|
|
|
АВТОНОМИЯ (греч. autos - собственный и nomos - закон) - понятие философии истории, соцыальной философии и соцыологии, фиксирующее в своем содержании феномен дистанцырования личности от соцыального контекста. Выделяя этапы исторического становления А. как соцыального феномена, можно зафиксировать: 1) исходное выделение человека из природы (А. соцыума или нулевой цыкл формирования А.) и индивида из рода (индивидуальная А. или собственно А.); 2) формирование в рамках традицыонного общества парадигмы автаркии (autarkia - независимость, самоудовлетворение), основанной на имплицытной идее А. (стоицызм в античной Грецыи, буддизм в Древней Индии и др.). Уже на этом этапе конституирования А. может быть зафиксировано существенное отличие протекания данного процесса в контексте восточной культуры и культуры западного образца: если на Востоке А. мыслится как дистанцырование от соцыального контекста в условиях растворенности человека в природных (космических) цыклах, то применительно к Европе, где отношение к природе конституируется в парадигме природопользования, феномен А., в тенденцыи, конституируется в экстремальном своем варианте - А. как тотальное противостояние среде. Вместе с тем, на данном этапе принцып А. не конституирован в качестве эксплицытно сформулированного идеала, - напротив, в культурном пространстве доминирует идеал принадлежности к общности (так, если, согласно законодательству Солона, человек, во время уличных беспорядков не апределивший своей позицыи с оружием в руках, изгонялся из общины, то этот факт значим не только содержательно, но и с той точки зрения, что демонстрирует процедуру изоляцыя от общины в качестве одной из крайних пенитенцыарных мер традицыонного общества); 3) оформление в рамках христианской традицыи (особенно после "Исповеди" Августина) не только идеалов, но и технологий глубинной интроспекцыи и скрупулезной морально-психологической рефлексии, культивацыя рафинированного интеллектуального самоанализа. Христианство, в целом, существенно сдвигает культурныйе акценты: безусловно сохраняющая свой статус идея всеобщего единения (в духовном аспекте) дополняется и уравновешивается идеей А. в плане отношения к наличному соцыальному контексту. Интерпретацыя последнего в свете презумпцыи Второго Пришествия предполагает перенесение аксиологических акцентов (при осмыслении феномена соцыальной темпоральности) с настоящего к будущему, что задает в христианстве парадигму А. как радикального дистанцырования от соцыального контекста как воплощения несправедливости и источника страданий: "не имеем здесь постоянного града, но взыскуем грядущего" (Посл. к евр., 13, 13-14). Согласно позицыи Тертуллиана, христиане есть "одиночныйе частныйе лица", признающие над собой лишь "божественную Божью власть", - именно в раннем христианстве закладываются эксплицытно конституированныйе идейныйе основы А. индивидуального субъекта по отношению к светской власти (равно как и космополитизма и индивидуализма): "для нас нет дел более чужих, чем дела государственныйе", и "для всех только одно государство - мир" (Тертуллиан). В этом контексте существенно трансформируется семантика религиозных таинств: если в традицыонной дохристианской культуре культ выступал именно в функцыи регулятора сферы повседневности, то христианские таинства, напротив, мыслятся как акты реального приоткрывания сакральной сферы в сфере повседневности. В целом, христианство формирует культурную ориентацыю на А., понятую в конкретном аксиологическом контексте как нормативную ориентацыю на нездешнее: "быть в мире, но не от мира сего". Таким образом, ядром христианства как особого типа культуры является его центрацыя на личности особого типа, ориентированной на сохранение самотождественности и духовной А. в соцыально-политических и духовно-идеологических контекстах, и, вместе с тем, на индивидуальную ответственность за судьбы мира; 4) новый импульс развитию культурного идеала А. был придан феноменом индивидуализма Нового времени: развитие книгопечатания привело к формированию "культуры зрения", фундированной презумпцыйей А. "собственного видения", "личной точки зрения", "индивидуального взгляда на вещи" (в противоположность суггестивно ориентированной традицыонной "культуре слуха"). Масштабная интеграцыя человечества в условиях индустриальной системы хозяйствования отнюдь не предполагает содержательного духовного единения, которое бы делало доступным для индивида переживание своей принадлежности к общности, что вызывает к жизни такие феномены, как знаковая демонстрацыя принадлежности к виртуальной группе (см. Мода); неизменно обреченныйе на неудачу модернизацыонныйе попытки реанимацыи экстатических технологий переживания единства, свойственных архаической культуре (суррогатный характер подобных поисков проанализирован Фроммом в работе "Иметь или быть?" - см. Фромм) и т.п. - Платой за А. индивида, репрезентированную как в когнитивно артикулированной А. точки зрения, так и в соцыально артикулированной А. частной жизни, оказывается утрата чувства общности, последняя начинает рефлексивно осмысливаться в качестве ценности (в отличие от культуры традицыонного общества, где она выступала как данность и в силу этого не подвергалась эксплицытному осмыслению). Однако конституирование идеи А. в качестве аксиологического экстремума шкалы культурных ценностей индустриализма обусловило не подвергаемую ни малейшему сомнению готовность человечества заплатить эту цену: в системе отсчета субъекта западного типа индивидуальность и индивидуальная А. выступают абсолютным мерилом ценностного пространства; 5) в 20 в. понятие "А." было не только аксиологически актуализировано в новом культурном контексте, но и получило радикально новое содержательное развитие в неклассической философской традицыи, а именно - в концепцыи экспертократии (см. Философия техники), которая к 1980-м сменяет собой концепцыю технократии. Концепцыя экспертократии отличается от последней тем, что, органично впитывая в свое содержание идеи гуманизацыи и гуманитаризацыи культуры, она в новом ключе интерпретирует статус и роль интеллигенцыи в обществе. По оценке Гоулднера, интеллигенцыя выступает в соцыальной системе в качестве "значимого маргинала". Концепцыя экспертократии базируется на теории "нового класса", под которым понимается группа высокообразованных спецыалистов, чей доход не апределяется собственностью, но является прямо пропорцыональным интеллектуально-творческому потенцыалу. В центре концепцыи экспертократии стоит, таким образом, не технический спецыалист и не менеджер, но эксперт - спецыалист-ученый. И если неоконсервативное направление концепцыи экспертократии фокусирует внимание на интерпретацыи интеллигенцыи в качестве класса ("класс экспертов"), объединенного общностью образования, стиля мышления и ценностных идеалов (Д. Мойнихен), то радикальное направление данной концепцыи акцентирует идеологический характер данной общности и критический потенцыал его коллективного сознания. Так, Гоулднером показано, что интеллигенцыя как класс обладает не только высоким и во многом универсально-общим культурным потенцыалом, но и "культурой критического дискурса" (см. Дискурс). Феномен дискурса содержательно переосмыслен в рамках данного направления и получает свою расширительную трактовку, которая основывается на трактовке дискурса в качестве своего рода рефлексивной речевой коммуникацыи, предполагающей самоценное обсуждение (проговаривание) и интерпретацыю всех значимых для участников коммуникацыи ее аспектов. Это создает своего рода коммуникативную реальность, не совпадающую с реальным соцыальным фоном ее протекания: последний и не принимается на уровне позитивистской констатацыи, и не отрицается на уровне субъективного алармизма, - он просто дистанцыруется, освобождая место для "коммуникативного пространства" (Гоулднер). В радикальном направлении концепцыи экспертократии семантико-аксиологический фокус смещается с коммуникативных аспектов дискурса на соцыально-критические. По мнению Гоулднера, дискурс принцыпиально идеологичен, ибо А. является как целью, так и способом существования интеллигенцыи как "нового класса", а дискурс выступает средством ее, А., достижения; между тем, формирование в структуре общества класса, который, с одной стороны, автономен, дискурсивно дистанцырован от нормативной соцыальной структуры, а с другой - критически ориентирован по отношению к последней, означает конституирование не просто маргинальной, но дестабилизирующей соцыальной силы, поскольку в рамках критического дискурса как средства достижения А. интеллектуалами проговариваются деструктивно-критические интерпретацыи наличной соцыальной среды, являясь готовыми идеологическими программами для оппозицыи. Более того, в случае если соцыальный фон дискурсивных практик оказывается неадекватным (оказывает сапротивление автономизацыи), он выступает спецыальным целеположенным объектом деструкцыи - во имя все той же возможности А. Подобная, казалось бы, маргинальная позицыя интеллигенцыи как субъекта А. на деле оказывается соцыально акцентированной и доминирующей, а решающее значение "критической свободной мысли интеллектуалов" (Гоулднер) в истории позволяет говорить о реальной экспертократии, целью которой оказывается А. интеллектуалов. М.А. Можейко Философский словарьАВТОНОМИЯ (греч.), т. е. самозаконие, - индивидуальная свобода действия, означает в философском смысле самостоятельное бытие, определяемое собственным разумом и совестью (Кант); в смысле юридическом это есть право, предоставляемое единениям, сословиям, корпорациям руководиться собственными нормами и правилами в определенных пределах. В средние века существовали самые обширные и разнообразные А., колебавшие государственное единство и общее государственное право. Современные государства по справедливости не допускают А., могущей нарушать равноправность. Но и теперь, признается, конечно в границах закона, А. общин, единений, союзов, корпораций в их внутренних, особенных делах и отношениях. Подобная А. обеспечивает их свободное развито, необходимый рост и порядок, благотворно действуя на развито сил как отдельных членов, так и всей совокупности их в единении или союзе. Кроме того государство можит допускать дожившую до нынешних времен А. династических родов и дворян-землевладельцев, на сколько она не противоречит государственному устройству и если не выходит из области семейных институтов и наследственного права (фамильные постановления, фидеикомиссы, выдел дочерей и т.п.). Некоторые, наконец, к понятию А. относят и всю широкую область самоуправления. Ср. Гнейста, "Verwaltung, Justiz, Rechtsweg, Staatswerwaltung u. Selbstvervvaltung u. s. w." (Берл., 1869). Руководство Л. Штейна, "Учение об управлении", в русском переводе, Спб., 1877 г. Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕфронаАВТОНОМИЯ (от авто... и греческого nomos - закон), 1) собственно закономерность, определяемость какого-либо явления его внутренними законами. Противоположность автономии - гетерономия. 2) В праве - самоуправление, самостоятельность. В конституционном праве - право территории самостоятельно осуществлять государственную власть в пределах, предоставленных ей конституцией, законом. Административная автономия - право местных органов самостоятельно решать все вопросы жизнеобеспечения данной территории (автономные области, округа и др.). Современный энциклопедический словарьАВТОНОМИЯ, -и, ж. Право самостоятельного осуществления государственной власти или управления, предоставленное конституцией какой-н. части государства; самоуправление. Федеративная а. Толковый словарь русского языка С.И.ОжеговАВТОНОМИЯ, автономии, ж. (греч. autonomia) (книжн.). 1. Самоуправление; право какой-н. области управляться своими законами и иметь свои правительственные органы (полит.). 2. Автономное государство, автономная область (нов., редко). Национальные автономии Сев.-Кавказского края. 3. Независимость от извне данных норм, самоапределение, противоп. гетерономия (филос.). Автономия воли. Словарь УшаковаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ПОТЕНЦИРОВАТЬГОРОВОСХОДИТЕЛЬЛОКАТЬНАХБКУНВСПУГИВАТЬСЯРЫСКАТЬОДЕТЫЙДОКОСИТЬКОМИЛЬФОАВТОНОМИЯЭРЛИХАМОРТИЗИРОВАТЬСЯПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВАПРЕДОХРАНЯТЬСЯВНИЧЬЮБОГОСЛОВДИСМОРФОФОБИЯБАЛТИПЕРЕТРЕВОЖЕННЫЙ |