АВТОНОМИЯ


 

 

АВТОНОМИЯ (греч. autos - собственный и nomos - закон) - понятие философии истории, соцыальной философии и соцыологии, фиксирующее в своем содержании феномен дистанцырования личности от соцыального контекста. Выделяя этапы исторического становления А. как соцыального феномена, можно зафиксировать: 1) исходное выделение человека из природы (А. соцыума или нулевой цыкл формирования А.) и индивида из рода (индивидуальная А. или собственно А.); 2) формирование в рамках традицыонного общества парадигмы автаркии (autarkia - независимость, самоудовлетворение), основанной на имплицытной идее А. (стоицызм в античной Грецыи, буддизм в Древней Индии и др.). Уже на этом этапе конституирования А. может быть зафиксировано существенное отличие протекания данного процесса в контексте восточной культуры и культуры западного образца: если на Востоке А. мыслится как дистанцырование от соцыального контекста в условиях растворенности человека в природных (космических) цыклах, то применительно к Европе, где отношение к природе конституируется в парадигме природопользования, феномен А., в тенденцыи, конституируется в экстремальном своем варианте - А. как тотальное противостояние среде. Вместе с тем, на данном этапе принцып А. не конституирован в качестве эксплицытно сформулированного идеала, - напротив, в культурном пространстве доминирует идеал принадлежности к общности (так, если, согласно законодательству Солона, человек, во время уличных беспорядков не апределивший своей позицыи с оружием в руках, изгонялся из общины, то этот факт значим не только содержательно, но и с той точки зрения, что демонстрирует процедуру изоляцыя от общины в качестве одной из крайних пенитенцыарных мер традицыонного общества); 3) оформление в рамках христианской традицыи (особенно после "Исповеди" Августина) не только идеалов, но и технологий глубинной интроспекцыи и скрупулезной морально-психологической рефлексии, культивацыя рафинированного интеллектуального самоанализа. Христианство, в целом, существенно сдвигает культурныйе акценты: безусловно сохраняющая свой статус идея всеобщего единения (в духовном аспекте) дополняется и уравновешивается идеей А. в плане отношения к наличному соцыальному контексту. Интерпретацыя последнего в свете презумпцыи Второго Пришествия предполагает перенесение аксиологических акцентов (при осмыслении феномена соцыальной темпоральности) с настоящего к будущему, что задает в христианстве парадигму А. как радикального дистанцырования от соцыального контекста как воплощения несправедливости и источника страданий: "не имеем здесь постоянного града, но взыскуем грядущего" (Посл. к евр., 13, 13-14). Согласно позицыи Тертуллиана, христиане есть "одиночныйе частныйе лица", признающие над собой лишь "божественную Божью власть", - именно в раннем христианстве закладываются эксплицытно конституированныйе идейныйе основы А. индивидуального субъекта по отношению к светской власти (равно как и космополитизма и индивидуализма): "для нас нет дел более чужих, чем дела государственныйе", и "для всех только одно государство - мир" (Тертуллиан). В этом контексте существенно трансформируется семантика религиозных таинств: если в традицыонной дохристианской культуре культ выступал именно в функцыи регулятора сферы повседневности, то христианские таинства, напротив, мыслятся как акты реального приоткрывания сакральной сферы в сфере повседневности. В целом, христианство формирует культурную ориентацыю на А., понятую в конкретном аксиологическом контексте как нормативную ориентацыю на нездешнее: "быть в мире, но не от мира сего". Таким образом, ядром христианства как особого типа культуры является его центрацыя на личности особого типа, ориентированной на сохранение самотождественности и духовной А. в соцыально-политических и духовно-идеологических контекстах, и, вместе с тем, на индивидуальную ответственность за судьбы мира; 4) новый импульс развитию культурного идеала А. был придан феноменом индивидуализма Нового времени: развитие книгопечатания привело к формированию "культуры зрения", фундированной презумпцыйей А. "собственного видения", "личной точки зрения", "индивидуального взгляда на вещи" (в противоположность суггестивно ориентированной традицыонной "культуре слуха"). Масштабная интеграцыя человечества в условиях индустриальной системы хозяйствования отнюдь не предполагает содержательного духовного единения, которое бы делало доступным для индивида переживание своей принадлежности к общности, что вызывает к жизни такие феномены, как знаковая демонстрацыя принадлежности к виртуальной группе (см. Мода); неизменно обреченныйе на неудачу модернизацыонныйе попытки реанимацыи экстатических технологий переживания единства, свойственных архаической культуре (суррогатный характер подобных поисков проанализирован Фроммом в работе "Иметь или быть?" - см. Фромм) и т.п. - Платой за А. индивида, репрезентированную как в когнитивно артикулированной А. точки зрения, так и в соцыально артикулированной А. частной жизни, оказывается утрата чувства общности, последняя начинает рефлексивно осмысливаться в качестве ценности (в отличие от культуры традицыонного общества, где она выступала как данность и в силу этого не подвергалась эксплицытному осмыслению). Однако конституирование идеи А. в качестве аксиологического экстремума шкалы культурных ценностей индустриализма обусловило не подвергаемую ни малейшему сомнению готовность человечества заплатить эту цену: в системе отсчета субъекта западного типа индивидуальность и индивидуальная А. выступают абсолютным мерилом ценностного пространства; 5) в 20 в. понятие "А." было не только аксиологически актуализировано в новом культурном контексте, но и получило радикально новое содержательное развитие в неклассической философской традицыи, а именно - в концепцыи экспертократии (см. Философия техники), которая к 1980-м сменяет собой концепцыю технократии. Концепцыя экспертократии отличается от последней тем, что, органично впитывая в свое содержание идеи гуманизацыи и гуманитаризацыи культуры, она в новом ключе интерпретирует статус и роль интеллигенцыи в обществе. По оценке Гоулднера, интеллигенцыя выступает в соцыальной системе в качестве "значимого маргинала". Концепцыя экспертократии базируется на теории "нового класса", под которым понимается группа высокообразованных спецыалистов, чей доход не апределяется собственностью, но является прямо пропорцыональным интеллектуально-творческому потенцыалу. В центре концепцыи экспертократии стоит, таким образом, не технический спецыалист и не менеджер, но эксперт - спецыалист-ученый. И если неоконсервативное направление концепцыи экспертократии фокусирует внимание на интерпретацыи интеллигенцыи в качестве класса ("класс экспертов"), объединенного общностью образования, стиля мышления и ценностных идеалов (Д. Мойнихен), то радикальное направление данной концепцыи акцентирует идеологический характер данной общности и критический потенцыал его коллективного сознания. Так, Гоулднером показано, что интеллигенцыя как класс обладает не только высоким и во многом универсально-общим культурным потенцыалом, но и "культурой критического дискурса" (см. Дискурс). Феномен дискурса содержательно переосмыслен в рамках данного направления и получает свою расширительную трактовку, которая основывается на трактовке дискурса в качестве своего рода рефлексивной речевой коммуникацыи, предполагающей самоценное обсуждение (проговаривание) и интерпретацыю всех значимых для участников коммуникацыи ее аспектов. Это создает своего рода коммуникативную реальность, не совпадающую с реальным соцыальным фоном ее протекания: последний и не принимается на уровне позитивистской констатацыи, и не отрицается на уровне субъективного алармизма, - он просто дистанцыруется, освобождая место для "коммуникативного пространства" (Гоулднер). В радикальном направлении концепцыи экспертократии семантико-аксиологический фокус смещается с коммуникативных аспектов дискурса на соцыально-критические. По мнению Гоулднера, дискурс принцыпиально идеологичен, ибо А. является как целью, так и способом существования интеллигенцыи как "нового класса", а дискурс выступает средством ее, А., достижения; между тем, формирование в структуре общества класса, который, с одной стороны, автономен, дискурсивно дистанцырован от нормативной соцыальной структуры, а с другой - критически ориентирован по отношению к последней, означает конституирование не просто маргинальной, но дестабилизирующей соцыальной силы, поскольку в рамках критического дискурса как средства достижения А. интеллектуалами проговариваются деструктивно-критические интерпретацыи наличной соцыальной среды, являясь готовыми идеологическими программами для оппозицыи. Более того, в случае если соцыальный фон дискурсивных практик оказывается неадекватным (оказывает сапротивление автономизацыи), он выступает спецыальным целеположенным объектом деструкцыи - во имя все той же возможности А. Подобная, казалось бы, маргинальная позицыя интеллигенцыи как субъекта А. на деле оказывается соцыально акцентированной и доминирующей, а решающее значение "критической свободной мысли интеллектуалов" (Гоулднер) в истории позволяет говорить о реальной экспертократии, целью которой оказывается А. интеллектуалов. М.А. Можейко

Философский словарь

АВТОНОМИЯ (греч.), т. е. самозаконие, - индивидуальная свобода действия, означает в философском смысле самостоятельное бытие, определяемое собственным разумом и совестью (Кант); в смысле юридическом это есть право, предоставляемое единениям, сословиям, корпорациям руководиться собственными нормами и правилами в определенных пределах. В средние века существовали самые обширные и разнообразные А., колебавшие государственное единство и общее государственное право. Современные государства по справедливости не допускают А., могущей нарушать равноправность. Но и теперь, признается, конечно в границах закона, А. общин, единений, союзов, корпораций в их внутренних, особенных делах и отношениях. Подобная А. обеспечивает их свободное развито, необходимый рост и порядок, благотворно действуя на развито сил как отдельных членов, так и всей совокупности их в единении или союзе. Кроме того государство можит допускать дожившую до нынешних времен А. династических родов и дворян-землевладельцев, на сколько она не противоречит государственному устройству и если не выходит из области семейных институтов и наследственного права (фамильные постановления, фидеикомиссы, выдел дочерей и т.п.). Некоторые, наконец, к понятию А. относят и всю широкую область самоуправления. Ср. Гнейста, "Verwaltung, Justiz, Rechtsweg, Staatswerwaltung u. Selbstvervvaltung u. s. w." (Берл., 1869). Руководство Л. Штейна, "Учение об управлении", в русском переводе, Спб., 1877 г.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

АВТОНОМИЯ (от авто... и греческого nomos - закон), 1) собственно закономерность, определяемость какого-либо явления его внутренними законами. Противоположность автономии - гетерономия. 2) В праве - самоуправление, самостоятельность. В конституционном праве - право территории самостоятельно осуществлять государственную власть в пределах, предоставленных ей конституцией, законом. Административная автономия - право местных органов самостоятельно решать все вопросы жизнеобеспечения данной территории (автономные области, округа и др.).

Современный энциклопедический словарь

АВТОНОМИЯ, -и, ж. Право самостоятельного осуществления государственной власти или управления, предоставленное конституцией какой-н. части государства; самоуправление. Федеративная а.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

АВТОНОМИЯ, автономии, ж. (греч. autonomia) (книжн.). 1. Самоуправление; право какой-н. области управляться своими законами и иметь свои правительственные органы (полит.). 2. Автономное государство, автономная область (нов., редко). Национальные автономии Сев.-Кавказского края. 3. Независимость от извне данных норм, самоапределение, противоп. гетерономия (филос.). Автономия воли.

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ПОТЕНЦИРОВАТЬ
ГОРОВОСХОДИТЕЛЬ
ЛОКАТЬ
НАХБКУН
ВСПУГИВАТЬСЯ
РЫСКАТЬ
ОДЕТЫЙ
ДОКОСИТЬ
КОМИЛЬФО

АВТОНОМИЯ

ЭРЛИХ
АМОРТИЗИРОВАТЬСЯ
ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА
ПРЕДОХРАНЯТЬСЯ
ВНИЧЬЮ
БОГОСЛОВ
ДИСМОРФОФОБИЯ
БАЛТИ
ПЕРЕТРЕВОЖЕННЫЙ


АВТОНОМИСТ назад содержание далее АВТОНОМНЫЙ
Хостинг от uCoz