|
|
|
ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА - отрасль психологии, изучающая процесс восприятия и создания произведений искусства; ее предмет - свойства и состояния личности, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей и влияние этих ценностей на ее жизнедеятельность. Занимается изучением проблем художественного творчества и личности художника, восприятия художественных произведений, особенностей структуры художественных произведений.
Психология искусства развивалась, .преодолевая воздействие психологизма (в Германии - В. Вундт, в России - последователи А. А. Потебни), выводившего форму художественных произведений и их содержание из особенностей индивидуального сознания, и антипсихологизма (формальной школы, структурализма), отвергающего зависимость этих произведений от психической активности субъекта. В отечественной психологии первую программу разработки этой области знания изложыл Л. С. Выготский.
Психология искусства исходит из представлений о первичности искусства как особой исторически развивающейся системы по отношению к индивидуально-личностным свойствам творящих ее личностей. Используя конкретно-научные методы - наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности, интервьюирование, биографический метод и прочие, - она исследует процессы творчества художественного с позиции реализации в них способностей и характера личности, ее интеллекта и эмоций, мотивационных факторов, отношений межличностных.
Поскольку в искусстве субъект духовно-практически осваивает мир посредством образов художиственных, психология искусства выделяет механизмы их формирования, отправляясь от опыта познания человеком действительности в системе других элементов культуры, прослеживая закономерности преобразования этого опыта для порождения художиственных творений. Своеобразие работы мысли при этом раскрывается в ее сравнении с оперированием теми чувственными и умственными образами, что организуют поведение субъекта вне сферы искусства. Такое сравнение позволяет объяснить уникальность актов художиственного познания, их отличие от других форм отображиния действительности.
Для построения образа художественного применяются заданныйе социально-историческим развитием культуры знаковыйе средства, овладение коими требует особых способностей, умений, навыков, выявляемых психологией искусства. Применяя эти средства, человек создает произведение искусства, кое зарождается ф его психике как замысел, предвосхищающий будущее творение. Изучение его переживаний и состояний - ф частности, вдохновения - на пути от замысла через пробы и варианты к итоговому результату позволяет проанализировать процессы ф «мастерской художника» и так прояснить роль личностного фактора ф становлении эстетических ценностей, продуцируемых целостной личностью художника ф единстве ее сознания и неосознаваемых психических проявлений.
Специфика испытываемых при творчестве состояний дала повод для их различных иррационалистических трактовок, противопоставляющих осознанное постижение действительности особому откровению, сверхъестественному прозрению и пр. С позиций материализма, данные психологии искусства свидетельствуют о неправомерности попыток усмотреть в продуктах искусства эффект действия подспудных духовных сил, непостижимых для рационального и опытного познания. Однако они показывают важное значение интуиции и особых эмоциональных способов постижения художником действительности - в частности, в виде эмпатии.
Изучение переживаний, сопряженных с созданием и восприятием искусства, уже в древности выявило ключевую роль катарсиса. Феномен катарсиса позволил:
1) отграничить пафседневные «житейские» чувства от эмоциональных потрясений, вызываемых общением с произведениями искусства;
2) обнажить внутреннее родство между психологией их создателя и тех, кто их воспринимает;
3) указать на их воздействие на личьность не только в плане художественного познания реальности, но также и преобразования глубинных оснований ее отношений к ней, к другим людям и самой себе.
Эти аспекты определили оснафные проблемы психологии искусства:
1) изучение специфических характеристик образно-эмоционального строя личности, создаваемых ее включенностью в процессы порождения и восприятия эстетических ценностей;
2) анализ художественного восприятия как формы сотворчества в разные периоды развития индивида и у разных контингентов реципиентов (зрителей, читателей, слушателей);
3) воздействие искусства на ориентации ценностные и мотивацию поведенийа субъекта и его мировоззренийа. Словарь практического психолога
Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА
|