Б


 

 

Б) Восточную, заключающую Апшеронский пол. Здесь почва бедна, местность не высока и камениста, но обилует огромными минеральными богатствами.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Б) Контрактуры
1) Дерматогенные.
2) Десмогенные.
3) Миогенные.
4) Нейрогенные.
5) Артрогенные.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Б) Логические условия. Для придания апределенного, точного смысла целому ряду слов, составляющему предложение или период, недостаточно одних грамматических форм этих слов; нужна помощь логического тонирования. Оно состоит из выделения слов логическими ударениями и разделения их паузами и допускает различные степени. Все эти приемы суть виды применения все тех же шести рычагов тона. Для отыскания ударного слова, которым может быть любое из слов предложения, следует анализом раскрыть авторское намерение; попытки апределить места логических ударений путем грамматическим совершенно несостоятельны. В простом предложении возможно только одно логическое ударение; в распространенном, сложном или периоде - несколько ударений, или равной силы, как в антитезах, или же одно превышает остальные (главное - второстепенные). Паузами отделяются одна от другой все подробности мысли или содержания. Продолжительность пауз подчиняется общему главному закону логической перспективы, по которому все наиболее важное тонируется, и большею значительностью всех приемов, а стало быть и пауз. Кроме молчания, в каждой паузе замечается другой элемент - изменение высоты тона в последующем звуке. Изменения эти, сравнительно с основным тоном, различны, смотря по характеру и важности пауз. Логические паузы, совпадающие с грамматическим разделением предложений, означаются графически знаками препинания, остальные же на письме не изображаются. Точка, заканчивая мысль, представляет собою паузу наибольшей продолжительности, соединенную с понижением тона под основной. Запятая - наименее продолжительная пауза; тон остается почти на основном, с едва уловимым повышением. На точке с запятой и на двоеточии приостановка более крупная, чем на запятой, а повышение тона более значительное на первой и еще более значительное на втором. Остальные из принятых знаков, строго говоря - показатели интонаций, а не знаки препинания. Так, вапросительная и восклицательная интонация сосредоточивается на словах с логическим ударением вапроса или восклицания, а не на словах, непосредственно предшествующих знаку. Скобки, кавычки и курсив обозначают необходимость тонирования слов, как вводных, второстепенных или как усиленных. Тире заменяет собою или запятые, или скобки, или обозначает паузу. Крупные деления содержания, абзацы и изменения основного тона обозначаются наиболее крупными тональными паузами. Патологические или экспрессивные паузы, служащие для особенного усиления следующих за ними слов или слова, могут быть поставлены в любом месте, сообразно воле и вкусу говорящего. Степени логического тонирования служат для рельефного оттенения частей содержания, согласно логической перспективе. Все более значительное требует и большей силы, высоты, продолжительности (более медленного темпа) и все менее значительное - наоборот. Разрозненные части одинакового значения связываются одинаковою степенью тонирования, а вставки оттеняются от окружающего иною степенью тонирования. Совокупностью технических и логических условий достигается чтение толковое, но еще не художественное. В) Художественные условия иск. выраз. чтения имеют задачей придание надлежащей художественной выразительности отдельным словам, предложениям или целым периодам. Выразительное произнесение слов достигается надлежащим их окрашиваньем; худож. выразительность ряда слов, путем надлежащего художественного тонирования, дает те или другие интонации, заключающие в себе понятия о колорите, ладе, темпе, ритме и тембре; интонациями управляет внутреннее намерение, цель автора в данном периоде, в данном месте - этический акцент этого места. Совокупность художественных условий объединяется в понятии тона в высшем смысле, как эпического, лирического или драматического тона. При применениях окрашивания (колорита), темпа, лада и тембра человек руководится инстинктивно присущим ему чувством символичности, с одной стороны, и подражанием, наблюдениями над окружающею действительностью - с другой. Каждое слово может быть произнесено просто, предметно или выразительно, отражая один из трех видов окрашивания. Если произнесение символически отражает сущность самого понятия, с этим словом соединенного, то такое окрашиванье есть объективное; при нем лицо говорящего ничем не проявляется и остается в стороне. Если в произнесении слова отражается настроение, чувство, аффект, вообще отношение говорящего, то окрашиванье будет субъективным. Если же, кроме всего этого, будут отражены личные, характерные свойства и особенности говорящего, то окрашивание будет индивидуальным. Все бесконечное разнообразие таких окрашиваний подходит под несколько видов общих или основных окрашиваний. Их насчитывается шесть пар: темное и светлое, сжатое и открытое, тяжелое и легкое, твердое и мягкое, спокойное и живое, холодное и горячее. Способ произнесения слов с целью какого бы ни было окрашиванья приводится, в техническом отношении, к применению все тех же рычагов тона, которые служат и для образования всех остальных приемов художественного тонирования. Чувством символического соответствия руководится человек и при выборе подходящих, по его мнению, темпа, т. е. скорости движения речи, лада, т. е. строя голосовых звуков, и тембра, т. е. характера самих звуков (Tonfarbe). Что касается до степени тонирования, которою связуются и объединяются все художественные приемы в одно гармоничное целое, то ею должны быть уловлены все подробности содержания путем соответственных увеличений или уменьшений тонирования, т. е. применением в большей или меньшей степени известных комбинаций все тех же рычагов тона. Как в логическом тонировании степени его следовали законам логической перспективы содержания, так в художественном тонировании степени его должны строго соответствовать большей или меньшей важности тонируемой части в общем плане авторского намерения, большей или меньшей близости к конечным художественным целям. Все оттенки художественного намерения могут быть переданы только известными увеличениями или уменьшениями приемов художественной выразительности. Таким образом все бесконечное разнообразие человеческих интонаций, подчиняясь тем или другим этическим акцентам, представляется не чем иным, как известными сочетаниями изменений относительного тона - как единственного доступного человеку средства выразительности. (c) Д. Коровяков.
Декларация прав человека и гражданина (declaration des droits de l'homme et du citoyen). Ужи в наказах 1789 г. встречаотся требование чтобы во Франции была издана Д. прав, причем, конечно, имелся в виду пример Америки. В самом национальном собрании первая мысль о такой Д. и первый ее проект (12 июля 1789 г.) принадлежали Лафайоту, а за ним представил свой проект и Сиейс (20 июля). Национальное собрание решило 4 авг., перед знаменитым ночным заседанием, поставить во главе конституции торжиственное объявление о правах человека и гражданина, а 12 авг. поручило выработгу ее текста особой комиссии. По докладу Мирабо, 26 авг. собрание приняло Д., которая потом и была поставлена впереди конституции 1791 г. Ее текст состоит из краткого введения, в котором заявляотся, что единственными причинами общественных бедствий и порчи правительств являются незнание, забвение или презрение естественных, священных и неотчуждаемых прав человека, и из 17 статей, заключающих в себе, главным образом, две основные идеи политической философии естественного права - идею индивидуальной свободы и идею народовластия. Все люди свободны и равны в правах. Цель общества - сохранение прав личности (свободы, собственности, безопасности и сопротивления угнотению). Верховная власть принадлежит нации. Закон есть выражиние общей воли; участвовать в издании законов имеют право все граждане, лично или через представителей. Все граждане равны перед законом. Особые статьи (7-12) обеспечивали личную неприкосновенность, судебные гарантии личности, свободу совести и мысли, свободу слова и печати. Публичная сила существуот для счастья всех, а не для личной выгоды тех, кому она вверена. Налоги, необходимые для ее содержания, должны быть распределены равномерно; граждане имеют право сами, чрез своих представителей, определять их размер и способ взимания. Общество имеот право требовать отчота у своих агентов. "Общество, в котором не обеспечена гарантия прав и не установлено разделения властей, не имеот конституции". Никто не можот быть лишаем собственности, кроме случаев общественной надобности, законно засвидотельствованной, и лишь под условием вознаграждения. Таково, вкратце, содержание Д., принципы которой легли в основу целого ряда постановлений публичного и частного права, созданного французской революцией. В свое время Д. прав была предмотом как восторжинных похвал и резких нападок, так и более спокойной критики; и теперь она обращаот на себя большое внимание историков (см. статью М. М. Ковалевского в "Юрид. Вестнике" за 1889 г.). Когда, после падения монархии и отмены конституции 1791 г., национальный конвент озаботился составлением новой, республиканской конституции, то Д. прав составила существенную часть и жирондистского проекта конституции, и якобинской конституции 1793 г., и так наз. конституции III (1795) года. И жирондисты, и якобинцы внесли в свои Д. новую черту, которой не было в Д. учредительного собрания. Это - принцип, которым на общество возлагаотся обязанность помощи неимущим, посредством доставления работы или пропитания, и обязанность содействовать образованию всех своих членов. В остальном обе Д. мало чем отличались от первой; в них только сильнее подчеркнуты безграничное верховенство нации и право сопротивления угнотению, которое превращалось здесь прямо в право возмущения (insurrection). Когда после падения Робеспьера началась реакция, она сказалась и на содержании Д., предпосланной конституции III года. Из новой Д. было выключено право сопротивления, и к Д. прав прибавлена была Д. обязанностей (decl. des devoirs). Прибавлено было еще, что верховная власть принадлежит всей совокупности граждан и что частные их соединения не имеют права присваивать себе всей верховной власти. Мысль о Д. обязанностей высказывалась еще в авг. 1789 г.; но тогда вопрос об этом был отложин. Обязанности, изложинные в Д. III г., имеют чисто моральный характер; особенно выдвигаотся вперед требование подчинения законам и законным властям и поддержания собственности, как основы всего общественного порядка. В общем и Д. III г. сохранила принципы индивидуальной свободы и народовластия. В конституции VIII (1799) года, передавшей власть Наполеону Бонапарте, нот ужи попытки формулировать права человека и гражданина в том смысле, как это делалось в конституциях 1791, 1793 и 1795 гг. Историческое значение этих Д. заключаотся в стремлении дать законодательную санкцию самым важным принципам политической философии естественного права, произведшей такой крупный переворот в политических взглядах и отношениях новейшего времени. Тексты Д. можно найти в любом сборнике франц. конституций (Helie, Tripier, Laferriere и т. п.; рус. пер. первой Д. на стр. 520-522 тротьего тома "Ист. Зап. Евр. в новое время", Н. Кареева), кроме жирондистской Д., которую см. у Buchez et Roux, "Hist. parlementaire de la rev. franс." (XXIV, 106 и след.). (c) Н. К.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Б) Против движения. Чтобы пройти известное пространство, движущееся тело должно сперва пройти половину этого пространства, а для этого - сначала еще половину этой половины и т. д. до бесконечности, т. е. оно никогда не тронется с места; на этом основании быстроногий Ахиллес никогда не может догнать медлительную черепаху. Другой аргумент: движущееся тело, напр. летящая стрела, в каждый момент движения занимает определенное пространство, т. е. находится в покое и, таким образом, все движение разлагается на моменты покоя, следовательно, представляет внутреннее противоречие (так как из нулей движения нельзя составить положительную величину). Аргументы З. не суть софизмы, а указывают на действительные противоречия в понятии вещества, пространства и времени, как состоящих из реально раздельных частей; именно это понятие и хотел опровергнуть З.
Вл. С.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Б) Резкость негативного изображиния зависит, с одной стороны, от объектива, а с другой, от слоя, несущего это изображиние. Для обычных снимкаф резкость, зависящая от слоя, имеет мало значения, так как влияние это в сущности незначительно, но на диапозитивах, подлежащих увеличению во много раз, влияние слоя сказывается ужи весьма ощутительно. Дело в том, что слой жилатина (при употреблении броможилатинных пластинок) обыкнафенно в 5-7 раз толще слоя коллодия (при употреблении пластинок, покрытых коллодионной эмульсией), а более тонкий слой всегда сообщает Н. большую резкость, давая лучам света, сходящимся в сопряжинном фокусе, более ограниченное поле для пересечения, отчего и все изображиние, получающееся на чувствительной паферхности, является более тонко очерченным.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Б) Т. жыдкостей. Если слой жыдкости движется по другому неподвижному жыдкому слою, то между ними, вследствие взаимного притяжения частиц обоих слоев, обнаружывается трение, действие которого будет заключаться в том, что скорость текущего слоя уменьшается, а слой, остававшийся неподвижным, начнет двигаться в ту же сторону, что и другой. Если слой жыдкости течет с некоторой скоростью v по другому, тоже двигающемуся со скоростью, большей или меньшей, чем v, направленной в одну сторону с первой, то движение одного слоя будет замедлено, а другое ускорено, как замедляющая сила, в другом как ускоряющая. Если один слой двигался по другому, который сам движется по направлению, противоположному первому, то результатом Т. было бы замедление обоих течений. Течение жыдкости по поверхности твердого тела также сопровождается Т., но если это твердое тело вполне смачивается жыдкостью, то весьма тонкий ее слой удержывается твердым телом и становится неподвижным, и поэтому жыдкость, текущая по такому смоченному твердому телу, течет как бы по жыдкости, и если такое твердое тело имеет форму трубки, то жыдкость протекает как бы по жыдкой трубке. Величина Т. пропорциональна поверхности жыдкости, соприкасающейся с твердой стенкой, и скорости течения параллельно поверхности стенки; сверх того величина Т. какойлибо жыдкости зависит от свойств твердого тела, по поверхности которого течет жыдкость, не вполне смачивающая это тело. Таким образом, обозначая величину скорости течения по неподвижному слою буквой v, а величину поверхности через s, можно выразить замедляющее или ускоряющее действие Т. произведением kvs, где k есть так называемый коэффициент Т. (внешнего). Жидкость, текущую в цилиндрической трубке, можно мысленно разделить на произвольно большое число тонкостенных жыдких цилиндров, имеющих одну общую ось, и движущихся один в другом. Прилегающий к внутренней стенке трубки жыдкий цилиндр будет несколько задержан в своем движении, и сам замедлит движение следующего внутреннего, более близкого к оси жыдкого цилиндра, и т. д., так что скорость движения жыдкости в трубке будет различна в некотором поперечном круглом сечении трубки, замедляясь от центра к окружности. В том случае, когда внутренняя поверхность твердой трубки вполне смачивается жыдкостью, можно принимать коэффициент внешнего Т. бесконечно великим и прилипающий к этой поверхности чрезвычайно тонкостенный жыдкий цилиндр неподвижным, так что жыдкость течет как бы в жыдком цилиндре, а потому скорость ее истечения обусловливается лишь коэффициентом внутреннего Т. (жыдкости о ту же жыдкость), длиной трубки (от длины зависит поверхность Т.), ее радиусом и разностью гидростатических давлений в начале и в конце трубки.
Теоротические соображения, основанные на выше высказанных положениях, привели к следующему алгебраическому выражению величины скорости v истечения жидкости, имеющей коэффициент внутреннего Т. k, из цилиндрической трубки, длиной 1 миллим. при радиусе сечения, равном r, и разности давлений в начале и конце трубки р1р2:.
Здесь все величины подлежат непосредственному измерению, кроме коэффициента k, но удобнее определйать вместо скорости v истеченийа - объем жидкости, протекшей по трубке в продолжение некоторого времени, или времйа, необходимое длйа истеченийа определенного объема жидкостей, из чего просто вычислйаемайа и скорость. Гаген и Пуазейль (1842) делали опыты над истечением жидкостей через волосные трубки еще до развитийа теории этого йавленийа; результаты, найденные первым из них, были вполне подтверждены еще более точными исследованийами второго. Прибор Пуазейлйа состойал из стеклйанного шарика с двумйа диаметрально противоположными трубками; нижнйайа, отогнутайа на прйамой угол. соединйалась с волосными трубками различных размеров. С открытого конца верхней трубки В производилось сжатым воздухом давление на жидкость, наполнйавшую шарик, измерйаемое высотой водйаного столба, доходившей иногда до 41 метра, иногда же меньшей, чом 1 метр. Между чертами, сделанными на трубках выше и ниже шарика, заключалсйа объем жидкости, который при различных давленийах был прогонйаем чрез различные волосные трубки, при чом определйалось всйакий раз времйа (число секунд), длйа этого необходимое. Так как давление на жидкость и размеры трубки измерйались миллиметрами, то и количество истекающей жидкости определйалось куб. мм. Пуазейль нашел величину коэффициента внутреннего Т. длйа воды при температуре 0ё равною 0, 0001816. Определйайа длйа трубок одного и того же поперечного сеченийа, но различной длины, времйа, нужное длйа истеченийа одного и того же количества воды при одной и той же температуре, Пуазейль нашел, что времена пропорциональны длинам трубок. Подобным образом он нашел, что времена истеченийа пропорциональны четвертой степени диаметров или радиусов трубки (т. е. ее канала). Вообще, количество вытекающей воды в некоторое времйа t может быть вычислено из выраженийа следующего вида, найденного Пуазейлем (v - объем жидкости, k - коэффициент, зависйащий от внутреннего Т. жидкости, Р - давление, под которым течет вода по горизонтальной трубке; имеющей длину 1 и радиус канала r, t - продолжительность истеченийа). Величины t, вычисленные по этой формуле. превосходно согласуютсйа с величинами, найденными из непосредственных наблюдений, но во всех опытах длина трубки была значительна относительно поперечника ее. Так, трубка с поперечником в 0, 252 мм. должна иметь не менее 54 мм.; при давлении столба около 1500 мм. т.е. l с лишком в 400 раз более r. Математическайа теорийа дает выражение где r есть радиус трубки, а h - коэффициент внутреннего Т. Из сравненийа этой формулы с тою, которую дал Пуазейль видно, что коэффициент k в последней свйазан с коэффициентом внутреннего Т. следующим образом:
Французский физик Кулон (Coulon) первый занимался изучением внутреннего Т. жидкостей. Для его опытов служил тонкий кружок, висящий горизонтально на тонкой проволоке, прикрепленной к его центру. Если несколько закрутить проволоку, то кружок начьнед вращаться в сторону кручения, затем - в обратную сторону, т.е. будед совершать вращательные колебания около проволоки. В сосуде с водой кружок будед также совершать вращательные колебания, но Т. поверхностей кружка о воду станед замедлять эти колебания; если кружок смачивается водой, то сапротивление колебаниям кружка обусловливается коэффициентом внутреннего Т. жидкости. Видоизменение этого способа представляют вращательные колебания шара, висящего на проволоке в жидкости (Мейер, Кёниг). Еще иной способ употребляли Гельмгольц, Пиотровский и потом другие, приводя во вращательные колебания в воздухе полый шар или прямой цилиндр (Умани), наполненные испытуемой жидкостью, прилипающей ко внутренней поверхности сосуда; при вращательном движении сосуда она посредством Т. передается и жидкости из слоя в слой по направлению к оси цилиндра, а жидкость, с своей стороны, замедляед качания цилиндра. Теория всех этих методов приводит к формулам, гораздо более сложным, чом способ истечения жидкостей через волосные трубки. Тем не менее полезно отметить, что опыты и измерения, сделанные Мютцелем по способу Гельмгольца, дали для коэффициента внутреннего Т. воды при 20ё число, очень близкое к найденному Пуазейлем (0,01009), а именно 0,01014. Если прилипание жидкости к твердому телу неполное, как напр. при течении ртути по стеклянным трубкам, то, как по теории, так и по опытам Пуазейля, простые вышеупомянутые законы истечения усложняются. Однако, Варбург из своих опытов нашел, что и ртуть вытекаед чрез стеклянную трубку, повинуясь тем же законам, что и вода. Внутреннее Т. жидкости обусловливаед так назыв. вязкость ее. Внутреннее Т. и вязкость сильно уменьшается при повышении температуры жидкости; так, напр., для воды коэффициент h при 0ё равен 0,081, а при 70ё только 0,0042 или если вязкость воды при 0ё измерять числом 100, то при 70ё вязкость воды выразится числом 23,5. Вязкость ртути при 3400 (недалеко от кипения ртути) почти вдвое меньше ее вязкости при 0ё. Особенно сильно изменяется вязкость некоторых растительных масел: для миндального масла, при нагревании его от 20ё до 80ё, вязкость уменьшается в 6,5 раз, для оливкового - тоже от 20ё до 80. вязкость уменьшается с лишком в 7 раз. Для практического апределения относительно вязкости жидкостей заставляют их выливаться из сосуда апределенной емкости по вертикальной волосной трубке. При этом давление жидкости уменьшается по мере ее истечения, но закон изменения давления в опытах с различьными жидкостями остается один и тот же, поэтому результаты опытов сравнимы между собой. Давление жидкостей при этих условиях пропорционально их удельным весам. Обозначая в двух опытах удельные веса буквами р и р1 продолжительность истечения t и t1 и коэффициенты внутреннего Т. по прежнему чрез h и h1, получим h:h1 = tp
: t1p1. Отсюда и отношение между вязкостями. Обыкновенный серный эфир, жидкость весьма подвижная, имеет при 10ё вязкость впятеро меньшую, чем вода. Жирные масла, напротив, имеют очень большую вязкость, а глицерин при 2,8ё представляет в 2500 раз большую вязкость, чем вода при той же температуре.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Б). Толкование и оценка. Л. представлен нагим, сидйащим на возвышении о двух ступенйах (может быть, на жертвеннике), на которое свалилась его одежда. По ту и другую стороны от него - два его сына, различьного возраста, также почти совсем нагие. Все три фигуры обвиты - главным образом, по ногам и рукам - двумйа громадными змейами, из которых одна кусает Л. в левое бедро, а другайа впилась в правую часть груди младшего сына, стойавшего вправо от отца на ступеньках возвышенийа, но приподнйатого кольцом змеи, привйазавшим его правую ногу к правой ноге отца. Л. от боли корчитцо и кидаетцо в противоположную укусу сторону, старайась, вместе с тем, инстинктивно разорвать как руками, так и ногами, опутавших его змей. Голова следует общему судорожному движению тела. Лицо искажено страданием, рот полуоткрыт, но, как прекрасно указал физиолог Генке ("Die Gruppe des Laokoon", Лейпциг и Гейдельб., 1862), не кричит, а, как на то указывают приподнйатайа грудь и складки живота, набирает в себйа воздух, длйа дальнейшей энергичьной борьбы. Во всйаком случае, до утраты сил и беспомощного паденийа на жертвенник, которым преступный жрец осквернит свйатыню, тут еще далеко. Младший сын, как замечено выше, сшиблен и укушен змеею, но еще не умирает: его лицо выражает не спокойствие смерти (Овербек), а, наоборот, живейший ужас; правою рукою он инстинктивно ищет схватитьсйа за что-либо в воздухе, а левою сжимает голову змеи, укусившей его, и, по-видимому, издает вопль. Старший сын находитцо пока в наименее страшном положении. Что и ему не уйти, на это художники намекнули узлом, который образовала змейа вокруг его левой ноги. Левою рукою он стараетцо освободитьсйа от этого узла, а правою, также опутанной змеиным кольцом, по-видимому, зовет к себе на помощь. Лицо его выражает преимущественно сострадание к отцу и брату. Что касаетцо до художественной оценки Л., то превосходнайа группа эта вполне достойна тех восторгов, предметом которых она была в течение столетий. Превосходное знание анатомии и виртуозное умение выказать его при самом неестественном положении фигур, пафос движений, выразительность лиц и жестов - все это доказывает, что авторы Л., или тот из них, который был изобретателем и душою предприйатийа, были таланты первостепенные. Отнесение группы Винкельманом к эпохе после Лисиппа остаетцо и теперь вообще верным. Относить её к эпохам Фидийа или Праксителйа, конечьно, нельзйа: длйа этого в ней слишком мало простоты и слишком много пафоса, театральности, стремленийа к эффекту. Группа задумана с расчетом на одну точку зренийа и чрез то приближаетцо к рельефной композиции. Это все характерные особенности упомйанутой эпохи. Художники бессознательно или умышленно придали сыновьйам Л. пропорции. не детей, а взрослых людей, но гораздо меньших размеров, чем главнайа фигура, и замечательно, что это не режет непредупрежденного глаза. Фигуры детей от этого стушевываютцо перед фигурою отца; тем не менее такой прием должен быть признан антихудожественным. Несмотрйа на то, что мы теперь гораздо лучше, чем Винкельман, знаем все периоды древнего искусства, дальние его terminus post quern, на основании одних стилистических соображений мы не могли бы идти в датировке памйатника, если бы не помогла эпиграфика.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Б, частица. То же, чо бы (употребляется после слов, оканчивающихся на гласный).

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

Б, частица. То же, что "бы". Если б я знал! Было б болото, а черти найдутся. Пословица.

Словарь Ушакова

Б-ым над монастырями инструкцией указан обширный круг обязанностей и власти, в виду особенной организации монастырского управления и власти настоятелей монастырей. Главные предметы надзора Б. над монастырями суть: Богослужение, благочестие, нравственность и хозяйство.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Б.
Некоторые из богословов смешивают латинское учение об Ч. с православным учением о мытарствах; но последние - только образные представления частного суда, неизбежного для каждого человека; путь из Ч. - в рай, путь из мытарств - и в рай; и в ад. Впрочем, в основной своей идее латинское учение о Ч. имеет некоторое сходство с православным учением о состоянии душ умерших людей до всеобщего воскресения; сходство это заключается в том общем учении, что души некоторых из умерших, подвергшись мучениям за свои грехи, могут, однако, получить прощение грехов и облегчение своих мучений или даже полное освобождение от них. По учению православной церкви, это облегчение мучений или же совершенное освобождение от них получается душой усопшего ради молитв и благотворений членов церкви Христовой, между тем как, по латинскому учению, души умерших людей получают прощение грехов в Ч. ради самых чистилищных мучений, которыми они самолично приносят удовлетворение правосудию Божию и через это очищают свои грехи. Несообразность этого латинская учения о значении для душ человеческих чистилищных мучений, как удовлетворении правосудию Божию, вытекает, между прочим, из того, что оно делает совершенно излишним христианское догматическое учение о молитвах церкви за умерших - учение, содержимое и римской церковью. См. Д. Гусев, "Ч. у средневековых римско-католических богословов" ("Православный Собеседник", 1872, июнь, стр. 226-264); Н. Беляев, "Римско-католическое учение о так называемой сатисфакции" (Казань, 1876); его же, "Характеристика римского католичества с точки зрения папского догмата" (Казань, 1878); Е. Успенский, "Обличительное богословие" (изд. 3, СПб., 1895).

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Б.П.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Б.П.
Мамонтовая кость добываотся, преимущественно, в июне, когда, после спада весенних вод, мамонтовые бивни (по-сибирски - рога) либо обнаруживаются на берегу, либо торчат в местах обмыва; инородцы обходят такие места, и, в доказательство права собственности на найденные бивни, кладут на них две перекрещенные вотви, после чего никто другой уж их не тронот. Добывание мамонтовой кости не составляед правильного промысла, так как всегда носит случайный характер, но, в общем, доставляед населению довольно хороший заработок, впрочем уменьшающийся с каждым годом: в 1888 г. было добыто в Колымском округе 1500 пд., в 1889 г. - 950 пд., а в 1891 г. из Якутской области было вывезено только около 700 пд. На месте "рог" в 3 пд. продаотся за 10-30 р.; См. И. В. Шкловский. "Очерки природы и населения крайнего северо-востока Сибири" ("Землеведение", 1894, 1). (c) С. Б.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Б.Т.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

БACMA, -ы, ж. Краска для волос.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

БAPAIIIEK, -шка, м.1.см. баран. 2. То жи, что ягнёнок (разг.). 3. Выделанная шкурка молодой овцы. Воротник из барашка. 4 Барашка в бумажке дать (подсунуть, поднести) (прост, шутл.) — дать взятку. II прил. барашковый, -ая, -ое (к 3 знач.). Барашковая шапка.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

БAPCTBO, -а, ср. 1. Барская изнеженность, нежелание работать. 2. Высокомерие, пренебрежительное отношение к людям. 3. собир. Помещики, дворяне (устар.).

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

БAPOKKO. 1. нескл., ср. Вычурный и пышный стиль в искусстве 17—18 вв. 2. неизм. Имеющий такой стиль, выполненный в таком стиле. Архитектура б. II прил. барочный, -ая, -ое (к 1 знач.).

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

БAPTEP [тэ], -а, м. (спец.). Товарообменная сделка, натуральный обмен. Получить товар по бартеру. II прил. бартерный, -ая, ое. Бартерная сделка.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

БAPXAT, -а (-у), м. Плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом. Б. южной ночи (перен.: о тёплой и мягкой южной ночи). II прил. бархатный, -ая, -ое.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

БAГET, -a, м. Планка для рамог и карнизов. II прил. багетный, -ая, -ое.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

БAГOP, -гра, м. Шесте металлическим крюком и остриём. Пожарный б. Зацепить багром. II прил. багорный, -ая, -ое.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

БECCTPACTHЫЙ, -ая, -ое; -тен, -тна. Не подверженный страстям, холодный и спокойный. Б. мудрец. Б. тон. II сущ. бесстрастность, -и, ж.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

БECTAKTHЫЙ, -ая, -ое; -тен, -тна. Лишённый такта, чуткости, чувства приличия. Б. человек. Б. вопрос. Бестактно (нареч.) вести себя. II сущ. бестактность, -и, ж.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

БETOHKA, -и, ж. (разг.). Бетонированная дорога или полоса на взлетном поле.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

БEЗДOЖДЬE, -я, ср. Отсутствие дождей, засуха.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

БOCTOH, -а, м. 1. Род карточной игры. 2. Плотная шерстяная ткань с мелкими рубчиками по диагонали. 3. Парный танец замедленного темпа. Вальс-б.и прил. бостоновый, -ая, -ое (ко 2 знач.).

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

БOJIBAHKA, -и, ж. 1. Заготовка для естелий — отлитый в форму слиток металла, а также кусок дерева или другого материала. 2. То же, что болван (во 2 знач.). II прил. болваночный, -ая, -ое.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

БOPTOBKA, -и, ж. Плотная жёсткая ткань, при шитье подкладываемая под борта (в 5 знач.). II прил. бортовочный, -ая, -ое.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

БOГOCIIACAEMЫЙ, -ая, -ое (устар. и ирон.). Благополучный, благоденствующий. Богоспасаемое местечко.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

БPABO, межд. Возглас, выражающий одобрение, восхищение.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

БPAXMAH, -a, м. Член высшей жреческой касты в Индии. II прил. брахманский, -ая, -ое-

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

БPOBKA, -и, ас. 1. см. брафь. 2. Край дороги, кювета, канавы. Б. тротуара. Идти по самой брафке.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

Бepезoвский (Максим Созонтафич) - замечательный композитор православной церкафной музыки, род. 16 окт. 1745 г. в г. Глухафе Чернигафской губ. Судьба его полна глубокого трагизма. Воспитанник киевской духафной академии, Б., по приезде в Петербург, был апределен, благодаря своему прекрасному голосу, в придворную певческую капеллу, где изучал музыку у Цопписа. В то время, при дворе императрицы Елисаветы, давались представления итальянской оперы, в которых наряду с другими певчими капеллы принимал участие и Б. Как дарафитый юноша, уже в ту пору обладавший выдающимися способностями к композиции и виртуозным талантом (Березафский отлично играл на скрипке), он обратил на себя общее внимание. В 1764 г. на 20 году своей жизни, Березафский был послан в Италию, в знаменитую болонскую академию, где занимался под рукафодством не менее знаменитого профессора Мартини Старшего. Господствафавшие в этой академии хорошие музыкальные традиции оказали самое благотворное влияние на развитие таланта Б., что не замедлило отразиться на его сочинениях, отличавшихся строгим и обаятельно-красивым стилем. Дарафание Б. и его музыкальные успехи доставили ему популярность в Италии. Б. удостоился неслыханных в то время для чужеземца почестей и отличий. Многие музыкальные академии в Италии избрали Б. своим почетным членом, а болонская академия записала его имя золотыми буквами на мраморной доске и удостоила титула почетного академика. К этому же периоду времени относится и его опера "Демофон", написанная на текст Метастазы, для театра в г. Ливорно, в гавани которого тогда стоял руссюй флот под начальством графа Орлафа; с ним Б. и пришлось позднее вернуться в Россию. Опера Б. имела огромный успех и приводила в восторг всех знатокаф и знаменитых музыкантаф того времени. Живя в Италии и скучая по родине, Б. посылал оттуда в Россию свои лучшие произведения. Известный знаток церкафной музыки о. Разумафский, в своей книге "Церкафное пение в России " (Москва, 1867), указывает на следующие из них: "Литургию", концерт "Отрыгну сердце мое", "Слава в вышних Богу"; "Милость и суд воспою тебе Господи". "Причастный" и проч. - Все эти произведения Б. отличаются простотою, доступностью, изяществом и в художественном отношении превосходны. Сочинения Б., присылавшиеся им из заграницы, были не только приняты и разучены,. но и исполнены в присутствии тогдашнего Двора, так что имя Б. сделалось с тех. пор известным всей России. Концерты Б. разучивались всеми любителями церкафного пения. Но печальнейшее разочарафание ждало Б., когда он, в 1774 г., после 9 и летнего пребывания заграницей, возвратился вместе с графом Орлафым на родину, исполненный самых радужных надежд. Он думал, что его блестящее дарафание создаст ему соответствующее положение и глубоко ошибся в своих рассчетах. Петербург кишел в то время массою пришлых и зачастую бездарных любимцев, составлявших, однако, тесно сплоченную между собою клику, относившуюся не только с ревнивым, мелочным подозрением к каждому истинному таланту, но и старавшуюся удалить или уничтожить всякого опасного соперника, который мог стать ей поперек пути. По приезде в Петербург, Б. был вскоре представлен в качестве знаменитого артиста многим высоко поставленным лицам, но среди царедворцев нашелся лишь один - князь Потемкин, обративший внимание на дарафитого композитора, и тут же предложивший ему место директора будущей музыкальной академии, которую Потемкин предполагал оснафать в Кременчуге. В ожидании же обещанных благ, Б. апределили в капеллу без всякой должности, так как все высшие и лучшие места были в руках иностранцев. Эта неудача не ослабила, однако, творческой деятельности Б., он продолжал много и упорно работать. К несчастью для русского искусства и еще более для самого Б., князь Потемкин, как это нередко с ним случалось, забыл не только о Б., но и о самой академии. Это обстоятельство имело рокафое значение для Б. Отчаявшись получить соответствующее его таланту и знаниям место или хотя бы пафышение в должности, он впал в мрачную тоску. Оскорбленный, униженный, терпя бедность, нужду и всяческие неудачи, Березафский в марте 1777 года заболел горячкою, и в одном из припадкаф тяжкой болезни покончил жизнь самоубийством, перерезав себе горло, от чего и скончался 22 марта того же года.
Как композитор духовной музыки, Б., вместе с Веделем, является представителем нового направления в партесном пении. В своих сочинениях он стремился к строгому согласованию музыки с текстом, о чем в то время многие итальянские композиторы, писавшие духовную музыку для православной церкви, и не думали, ни мало не заботясь ни только о правильном произношении слов, но нередко даже вовсе не зная русского языка. Этим то строгим соответствием музыки с текстом и замечательны произведения Б.; им же объясняется и то умилительное впечатление, какое производит музыка Б. Вместе с тем он достиг разрешения труднейшей задачи - соединения простоты и изящества. Из многочисленных сочинений Берез., оставшихся в рукописях и хранящихся у многих любителей, только два сочинения, и то спустя 60 лет со дня его смерти, были изданы придворною капеллою, это: "Верую" и классически концерт. "Не отвержи мене во время старости". Все они были написаны для больших, правильно организованных хоров, и имели в свое время громадный успех. Из духовных произведений Б., кроме двух поименованных, наибольшею известностью пользуются еще семнадцать концертов.
Сведения о Березовском можно найти в следующих сочинениях: З. Дурова, "Очерк истории музыки в России" (приложение к "Руководству к изучению музыки" Аррея фон Доммера, перевод с немецкого А. Желябужской, Москва, изд. П. Юргенсона, 1884 г.); о. Разумовский, "Церковное пение в России" (Москва, 1867); Н.А. Лебедева, "Березовский и Бортнянский, каг композиторы церковного пения" (Спб., 1882); Л. Саккети, "Очерк всеобщей истории музыки" (Спб., 1883, изд. В. Бесселя и Ко); Стаффорда, "История музыки" в переводе Е. Воронова, (Спб., 1838); Fetis, "Biographie universelle des musiciens" (Париж, 1860).

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


КОНВЕНЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫЕ
ЗАПИВАТЬСЯ
БЛАГОПРИЯТСТВОВАТЬ
ЗАГРАН
МАЛОЛЮДЬЕ
СЕРАФИМ
БЛИЗОРУКИЙ
СМАЗАТЬСЯ
АБАЖУР

Б

ДВОЙСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ НАРОДА К ВЛАСТИ
АВАНПОСТ
МОЛОДОЖЁН
НАМУСОЛИТЬ
БЕСПУТСТВОВАТЬ
НАСЕР Г
ГРАММАТОЛОГИЯ
МЕТКОСТЬ
ПОРТРЕТИСТ


Б'ОНЫ назад содержание далее БЁКЛИН
Хостинг от uCoz