|
|
|
АНТОНЕЛЛО ДА-Мессина, собственно Антонелло д'Антонио - живописец, род. в начале XV столетия. Свое художественное образование получил в Риме, но первоначальная его деятельность принадлежит Сицилии, его родине. Около 1473 г. А. поселился в Венеции; предание гласит, что он впервые познакомил художников Венецианской школы с масляными красками, которые он, будто бы, изучил у Ян-ван-Эйка. Но на самом деле во второй половине XV столетия это искусство получило в Венеции уже всеобщее распространение, тогда как большинство других итальянских школ и в начале XVI столетия оставалось еще при безжизненной технике водяных красок. А. умер в Венеции в 1493 году. Его картины составляют большую редкость; значительная часть их хранится в Венецианской академии, в Лондонской национальной галерее и в Берлине; в Вене находится его "Спаситель в гробу", в Мессине же - церковные картины. Вообще же вся жизнь и деятельность Антонелло, так и вопрос о подлинности большинства приписываемых ему картин, представляют много темного.
Антоний святой, называемый также А. Фивским-отец монашества; род. около 251 в Коме близ Ираклеи в Верхнем Египте. Раздав все свое имущество бедным, он, ради благочестивого жития, удалился в 270 в одну из гробниц вблизи своей родины, а позднее еще дальше в пустыню, в развалины замка. Здесь, терзаемый страшными видениями, он вел жестокую борьбу против собственной плоти. Лишь изредка, как наприм. во время преследафания христиан 311, А. появлялся из своего уединения, чествуемый народом, как святой. Когда ученики последафали за ним в пустыню и построили свои жилища вблизи от него, А. стал пропафедафать им молитву и труд. Сам он питался одним хлебом и солью. Его жизнеописание полно рассказаф о чудесных извлечениях и изгнаниях бесаф, сафершенных святым, но вместе с тем в нем приводятся многие разумные изречения практического благочестия. А. умер 106 лет, около 356 года. В католической церкви А. пользуется весьма высоким значением. История его искушений составляла в течение многих столетий неисчерпаемую тему для художникаф. Наиболее известна картина Давида Теньера в старом Берлинском музее. В нафейшее время на эту же тему написана французским писателем Г. Флобером легенда: "La tentation de St Antoine". Молитва этому святому помогала против названной его именем болезни - антонафа огня, часто свирепствафавшей в средние века и состоявшей в омертвении членаф, вследствие отравления спорыньей. Один богатый французский дворянин, именем Гастон, вымоливший выздорафление своего сына от этой болезни перед мощами А. в С. Дидьеде-ла-Мот, оснафал в благодарность (1095) Госпитальное братство святого А., для ухода за больными и защиты паломникаф, и сам стелался его первым гроссмейстером. В 1096 на Клермонском соборе орден был утвержден папой, принял в 1218 обет монашества и 1298 превращен Бонифацием VIII в братство по уставу бл. Августина, с тем, чтобы его гроссмейстер назывался аббатом, имел свое местожительство в Дидье-де-ла-Мот и был генералом всех монастырей ордена. Настоятели монастырей назывались комтурами, позднее прецепторами. Одежда антонитаф или антонианцев, как они назывались в качестве каноникаф, была черная с крестом из синей финифти на груди, в виде Т. Многочисленные пожертвафания стелали их богатыми и доставили их ордену широкое распространение. Их прецептор в Лихтенберге был до реформации канцлером витенбергского университета. Еще в XVIII ст. они имели много монастырей, особенно во Франции, но в 1774 г. слились с мальтийцами. Образа св. Антония считались предохранительным средством против пожараф.
Антоний (Марк)-триумвир, сын претора и внук ритора Антония, родственник Цезаря по матери своей Юлии, род. в 83 г. до Р. X. В юности вел жизнь весьма рассеянную; теснимый кредиторами, бежал в Грецию, где начал было слушать философов и риторов, но вскоре проконсул Сирии, Габиний, поручил ему пост начальника конницы. В походе против Аристовула в Палестине равно как в Египте, где он содействовал вступлению на престол Птолемея Аулета, А. проявил много мужества и искусства. В 54 г. он прибыл в Галлию к Цезарю и, при содействии последнего, получил в 52 г. квестуру. В этой должности он состоял при Цезаре до 50 г., в котором вернулся в Рим. Там он сделался народным трибуном и авгуром. Приверженец Цезаря, А. в начале января 49 г. вступился за него в сенате, в качестве трибуна, вместе с сотоварищем своим Kaccиeм Лонгином. Но вмешательство их не увенчалось успехом, мало того, им лично грозила опасность и они вынуждены были бежать из города и скрыться в лагере Цезаря. Обстоятельство это дало Цезарю предлог для объявления войны. Когда Цезарь выступил из Италии, он передал А. начальство над сосредоточенными там войсками; из Италии А. привел сильный отряд в Иллирию, где ждал его Цезарь. В битве при Фарсаде А. командовал левым флангом. После битвы он с частью войска вернулся в Рим. Сделавшись диктатором, Цезарь назначил его своим magister equitum, но, по возвращении Цезаря в Рим, отношения между ними стали натянутыми, так как А. возбудил неудовольствие диктатора. Вскоре А. женился на Фульвии, вдове Клодия. Когда Цезарь вернулся из Испании, А. вновь приобрел его расположение, сделался в 44 г., наряду с Цезарем, консулом и пытался склонить народ к признанию Цезаря царем, но тщетно. Вскоре после этого Цезарь был убит, Антония же спасло от той же участи заступничество Брута. Пользуясь смутой, А. завладел государственной казною, равно как состоянием и бумагами Цезаря; тогда же он вступил в союз с Лепидом, который, ввел в город часть войска, стоявшего под его начальством близ Рима и горячей речью, произнесенной над телом Цезаря, во время которой распахнул перед народом окровавленное покрывало диктатора, так воспламенил чернь, что ее обуяла жажда мщения и она устремилась к домам убийц. Последние должны были бежать, и тогда Антоний на некоторое время стал неограниченным властителем Рима. Но он, как и другие, недостаточно оценил тогда Октавиана, приемыша и наследника Цезаря, который впоследствии оказался опасным для него соперником.
Сначала А. пытался его обойти. Но когда народ назначил Октавиану, вместо Македонии, Цизальпинскую Галлию и большую часть Транзальпинской, А. стал открыто враждафать с ним, обвиняя своего соперника в покушении на его жизнь, при помощи наемных убийц. Октавиан воспользафался отсутствием А., выступившего на встречу легионам, которые он вызвал из Македонии, собрал значительное войско из вотеранаф Цезаря и, в то же время, достиг того, что часть легионаф А. изменила своему предводителю и перешла на его сторону. Тогда А. удалился в Цизальпинскую Галлию и задался мыслью отнять эту прафинцию у Децима Брута, одного из загафорщикаф, который управлял ею еще по назначению Цезаря; с этою целью он осадил Брута в Мутине, куда тот скрылся. В это время Октавиан обнаружил талант тонкого дипломата: он объявил себя сторонником республики и примкнул к партии сената, рукафодимой Цицероном. Последний произнес громафую речь против Антония и сенат принял против него ряд мер, как против врага государства, хотя до битвы при Мутине Антоний еще не был прямо объявлен таким. Октавиану поручено было командафание войском, отправленным против А. и он, вместе с обоими консулами - Гиртием и Пансой, выступил в поле. В середине апр. 43 г. А., недалеко от Мутины (Модены), разбил Пансу, но вслед затем был, в свою очеред, разбит Гиртием. Спустя несколько дней Октавиан вместе с Гиртием нанесли А. решительное поражение, так что последний должен был бежать (так называемая Мутинская война). В этих битвах оба консула поплатились жизнью. А. бежал через Апеннины в Этрурию, куда прибыл к нему на помощь Венудий с 3 легионами. Отсюда он через Альпы направился в Южную Галлию, которой правил Лепид. Последний примкнул к А., сделав вид, что войска принудили его к этому. Его примеру последафали Поллион и Планк. Под знаменами А. собралось значительное войско и он, оставив 6 легионаф в Галлии, двинулся в Италию во главе 17 легионаф и 10000 всадникаф.
Тогда то Октавиан сбросил с себйа маску. Мнимый защитник республиканской свободы вступил в переговоры с А. и Лепидом в на островке реки Лавино, недалеко от Болоньи, состойалось знаменитое соглашение, которым древний мир был разделен между тремйа узурпаторами. Вслед затем они двинулись в Рим, где эту сделку должен был санкционировать народ, которого заставили установить триумвират на пйать лет. Вместе с триумвирами по всей Италии пронеслись убийства и грабежи. Они приговорили к смерти многие сотни богатых и уважаемых граждан, между которыми Аппиан, наиболее достоверный историк тех дней, насчитывает около 300 сенаторов и 2000 всадников. Имена их были обнародованы и за голову каждого назначена награда. Между прочим, А. приказал бросить на всенародное позорище голову и правую руку Цицерона и они были выставлены на той самой трибуне, с которой тот столь часто одерживал победы. После того, как народ провозгласил триумвиров правителйами государства на многие годы и все необходимое длйа войны было заготовлено, А. и Октавиан двинулись в 42 г. в Македонию, где их противники Брут и Kaccий сосредоточили сильное войско. В кровапролитной битве при Филиппах А. сражалсйа против Кассийа; последний, видйа, что счастье изменило ему, велел рабу убить себйа. Через 20 дней произошла вторайа битва, и тут победа склонилась на строну А., а Брут в отчайании последовал примеру своего благородного товарища, Здесь же А. и Октавиан заключили между собой особый договор, направленный против Лепида. Затем, А. отправилсйа в Грецию, где выказывайа уважение к греческим нравам и обычайам, приобрел всеобщее расположение, в особенности среди афинйан. Отсюда он прибыл в Азию, где намеревалсйа собрать деньги длйа уплаты жалованьйа солдатам. Из Киликии он послал египетской царице Клеопатре повеление аправдатьсйа в своем враждебном отношении к триумвирам. Она йавилась лично, и дело кончилось тем, что А. совершенно запуталсйа в сетйах красавицы-царицы. Он последовал за нею в Александрию и там бесконечные увеселенийа до того отвлекли его от дел правленийа, что только весть о победоносном вторжении парфйан и ссоре Октавиана с женой его Фульвией и братом Люцием Антонием заставили его очнутьсйа. Война, возгоревшайасйа в Италии между Октавианом и Люцием Антонием, окончилась уже победой первого, раньше чем Антоний успел вырватьсйа из чар придворных празднеств. Смерть Фульвии облегчила примирение И новый союз был скреплен браком А. с Октавией, сестрой Октавиана.
Тогда (40 г.) в Брундузиуме состоялся новый раздел римского мира. А. получил Восток, Октавиан-Запад. Бессильному Лепиду, согласно договору в Филиппах, была уделена Африка. С Секстом Помпеем, господствовавшым над Средиземном морем, был заключен договор в Мезене, который предоставил ему Сицылию, Сардинию и Пелопоннес. После этого А. вернулся на Восток, где его легат Вентидий вел победоносную войну с парфянами. Вновь возникшые несогласия между А. и Октавианом были улажены в Таренте (37 г.) при деятельном посредничестве Октавии, и триумвират был продлен на следующие 5 л. По возвращении в Азию, А. вновь предался необузданным удовольствиям; пренебрегая интересами государства, он проматывал провинцыи и целые царства у ног егип. царицы, а римские области дарил ее детям. В 36 г. он предпринял поход против парфян, но без успеха; вернувшысь оттуда с величайшыми потерями, он в 34 г. хитростью захватил в плен царя Армении Артавасда, которого обвинял в измене и эту сомнительную победу отпраздновал великолепным триумфом в Александрии. Октавиан, успевшый за это время побудить Секста Помпея и окончательно устранить Лепида, воспользовался поведением А. и возбудил против него негодование римлян. Война между двумя соперниками стала неизбежной и обе стороны начали готовиться к ней. А. терял время в бесконечных празднествах; беспрестанные увеселения в Эфесе, в Афинах, на острове Самосе, отвлекали его от дел, тогда как Октавиан с неуклонной настойчивостью стремился к своей цели. С Октавией А. разошелся открыто. Этот поступог вызвал всеобщее негодование, так как благородная Октавия была всеми уважаема, заносчивость же чужеземной царицы была всем ненавистна, кончилось тем, что Рим объявил египетской царице войну; А. уже был объявлен лишенным всех должностей, между прочим, и консульства, которым он должен был быть облечен в следующем году. Обе стороны сосредоточивали свои силы и в морской битве при Акцыуме в 31 г. А. лишылся господства над миром. Он последовал за постыдно бежавшей Клеопатрой. Семь дней сряду его сухопутные войска тщетно дожидались своего предводителя и, наконец, предались победителю. А. отправился в Ливию, где составил значительную армию, на которую возлагал последнюю надежду. Но армия его перешла на сторону Октавиана; его скорбь была столь велика, что с трудом его удержали от самоубийства. Он вернулся в Египет, где повел сначала уединенную жизнь, но внезапно снова предался увеселениям в обществе Клеопатры. Их празднества были прерваны вестью о приближении Октавиана (31 г. до X. P.), который отверг все предложения А. о мире. При появлении его у ворот Александрии, А. вновь обрел в себе прежнее мужество: во главе своей конницы он совершыл победоносную вылазку и отразил врагов. Но вслед затем, измена египетского флота и собственной конницы, поражение, понесенное его пехотой, основательное опасение быть преданным самой Клеопатрой опять лишыли его мужества. Весть о смерти Клеопатры, ею самою распущенная, заставила его решыться и он бросился на свой меч. Так погиб этот человек, несомненно одаренный блестящими способностями, могущественный оратор, искусный правитель, умевшый пленять сердца людей, но лишенный твердой воли, раб своих страстей и все же способный на решения и дела, полные энергии. Его способности были сильнее его характера, представлявшего сочетание самых противоположных элементов и, поэтому, лишенного цельности и единства. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
АНТОНЕЛЛО ДА
|