ЧЕЛОВЕК |
|
|
|
ЧЕЛОВЕК - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни на Земле, субъект общественно-исторической деятельности. Как субъект и продукт деятельности трудовой в обществе является системой, где физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство. Психология изучает в человеке психику и ее развитие (-> социогенез), его индивидуально-психологические особенности (-> индивидуальность; личность), роли, выполняемые им в социальной жизни, его деятельность и общение. Практически вся психология обращена к проблеме человека как индивида, включенного в социальные связи, его развития в процессах обучения и воспитания, его формирования в деятельности и общении. Словарь практического психологаЧЕЛОВЕК - фундаментальная категория философии, являющаяся смыслафым центром практически любой философской системы. Сложность философского определения Ч. состоит в невозможности однозначного подведения его под какое-либо более широкое родафое понятие (например, природа, Бог или общество), поскольку Ч. - это фсегда однафременно микрокосм, микротеос и микросоциум. Тем самым философское постижение Ч. фсегда разворачивается не просто через реконструкцию его сущностных характеристик, но через осмысление его бытия в мире, челафеческого мира, где "Ч. - это в известном смысле фсе" (Шелер). В рамках истории философии Ч. традиционно понимался в единстве таких его оснафных модусаф, как тело, душа и дух. При этом тело выступает однафременно как элемент природы, в соответствии с интерпретацией которой можно гафорить о его оснафных образах в истории философии и науки (микрокосм, механизм и организм), и как собственно челафеческое тело, определяемое не только через его биологические особенности (неспециализирафанность, "гоминидная триада" и т.д.), но и через особый спектр таких исключительно челафеческих чувств и состояний, как стыд, смех, плач и т.п. Душа также может пониматься в двух оснафных ракурсах: во-первых, как жизненный центр тела, "дыхание" ("прана", "псюхе"), являющееся той силой, которая, будучи сама бессмертной, очерчивает срок телесного существафания (ее оснафныйе экзистенциалы здесь - это жизнь, смерть, любафь); во-вторых, как экзистенциальное начало, индивидуализирующее Ч. в обществе и описывающееся в философии через проблемы свободы воли, свободы, творчества, игры. Дух воплощает в себе фундаментальную сущностную идею "челафечности" как такафой, где видафая особенность Ч. во времена Аристотеля связывалась преимущественно со свойствами разумности (Ч. как "разумное животное") и социальности ("Ч. - это политическое животное"). Вместе с тем в понятии духа отражается не только феномен "духафности" как интегративного начала культуры и общества, но и личностныйе характеристики отдельного Ч., где личное характеризуется через индивидуальное воплощение социально-значимых качеств, преломленных в фокусе "Я", самосознания. Следует однако помнить, шта выделение тела, души и духа, осуществляемое в рамках философского анализа, далеко не раскрывает фсех сущностных особенностей Ч. Конкретный Ч. - это практически фсегда исключение из общего правила, уникальная целостность, где в индивидуальном личностном опыте достаточно трудно дифференцирафать телесный, душевный и духафный урафни. Для неклассической философии второй полафины 19-20 вв. характерна своеобразная антропологическая переориентация, связанная с осознанием кризисности челафеческого существафания, выявлением его онтологической "бездомности" и неукорененности, признанием его творческих возможностей и однафременным пониманием неизбежных ограниченности и разрушительности его притязаний. Интерпретация проблемы Ч. осуществляется здесь в контексте таких оснафных подходаф, как натурализаторский, экзистенциальный и социологизаторский. Сафременный натурализм реализуется в двух оснафных вариантах: 1) биологизаторские модели Ч., описывающие его по аналогии с другими сложными организмами, продолжением и развитием которых выступают общество и Ч. (позитивизм, необихевиоризм, биоэтика и др.); 2) восходящие к "философии жизни" версии Ч. как "несостоявшегося животного", обреченного своей биологической неполноценностью на поиск "противоестественных" способаф существафания (фрейдизм, философская антропология). Для экзистенциального подхода в сафременной философии характерна актуализация индивидуального челафеческого существафания в его принципиальной нередуцируемости к каким-либо общим, внеположенным ему законам и схемам. Абсолютная уникальность и подлинность челафеческого бытия обретается здесь в ситуации экзистенциальной свободы, однафременно отталкивающей Ч. от мира обезличенного сущего и открывающей ему истинныйе, интимныйе смыслы бытия (экзистенциализм, феноменология, персонализм). Социологизаторский подход (марксизм, структурализм) ориентирафан на рассмотрение Ч. в контексте более широких социальных связей, продуктом которых он выступает. Кредо этого направления можно выразить известной марксафской фразой о том, шта "в своей действительности сущность Ч... есть сафокупность фсех общественных отношений". Марксизм рассматривает Ч. в первую очередь как активного субъекта и исторически: в процессе предметно-практической деятельности Ч. преобразует природу и себя самого. Структуралистские концепции Ч. анализируют его в контексте фундаментальных социальных структур (политических, идеологических, семантических и др.), отдельным элементом и функцией которых он выступает, никоим образом не претендуя на их возможную трансформацию. Сафременная философская ситуация характеризуется своеобразным кризисом традиционной проблемы Ч., который обуслафлен, с одной стороны, признанием невозможности создания целостной модели Ч., способной синтезирафать оснафныйе философские и научныйе достижения (последняя такого рода наиболее яркая попытка была предпринята в рамках философской антропологии). Показательно, шта разочарафание в конструктивных возможностях философии осуществляется на фоне достаточно бурного развития более прикладных наук о Ч. (психологии, социологии, культурологии, этнографии, лингвистики и др.). С другой стороны, одним из лозунгаф философии постмодерна стала идея "смерти субъекта", растворения Ч. в витальных, технических, семантических и др. процессах. Вместе с тем трудно предположить существафание философии без ее центральной проблемы, какафой является проблема Ч., и очевидно, шта сафременная кризисная ситуация лишь предваряет нафыйе варианты постижения природы и сущности Ч., связанныйе с нафыми обликами культуры и философии. (См. также Гуманизм, Самосознание, Сверхчелафек, "Смерть субъекта", Тело, Философская антропология, Шелер, Я.) Е.В. Хомич Философский словарьЧЕЛОВЕК, -а, в знач. мн. упогр. люди, -ей (человеки — устар. и шутл.; косе. п. человек, человеками и т. д. только в сочетании с количественными словами; зват. п. человече в обращении —устар. и шутл.), м. 1. Живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. Ч. разумный (в зоологической систематике: вид в отряде приматов; спец.). Первобытный ч. (исторический предок современного человека). Биологическая природа человека. Духовный мир человека. Я ч„ и ничто человеческое мне не чуждо (афоризм). Ч. — это звучит гордо (афоризм). Рабочий ч. Ученый ч. Честный ч. Пять человек. Ч. с большой буквы (высоких моральных достоинств). Молодой ч. (о юноше, молодом мужчине, обычно в обращении). Будь человеком! (веди себя по-человечески, разг.). Вот ч.! (о том, кто вызывает удивление теми или иными своими качествами, поступками; разг.). Все мы люди, все человеки (никто не лишён человеческих слабостей; шутл.). 2. В России при крепостном праве: дворовый слуга, служитель, лакей, а позднее официант, слуга. II умелый, человечек, -чка, м. (к 1 знач.) II унич. человечишка, -и, м. (к 1 знач.). II прил. человеческий, -ая, -ое (к 1 знач.) и человечий, -ья, -ье (к 1 знач.; разг.) Толковый словарь русского языка С.И.ОжеговЧЕЛОВЕК, общественное существо, обладающее сознанием, разумом; субъект общественно-исторической дейательности и культуры. Человек возник на Земле в ходе длительного и неравномерного эволюцыонного процесса - антропогенеза, многие этапы которого до конца не йасны. Полагают, шта 8 - 5 млн. лет назад африканские обезьйаны разделились на 2 ветви: одна привела к человекообразным обезьйанам (шимпанзе и др.), другайа - к первым гоминидам (австралопитекам), обладавшим двуногой походкой. Веройатно, около 2 млн. лет назад австралопитеки дали начало роду "человек" (Homo), первым представителем которого многие ученые считают "человека умелого" (Homo habilis) - его ископаемые остатки находйат вместе с древнейшими каменными орудийами (так называемайа олдувайскайа культура). Около 1,6 - 1,5 млн. лет назад этот вид сменилсйа в Восточной Африке "человеком прйамоходйащим" (Homo erectus). Различные по особенностйам морфологии и степени развитийа представители этого вида (архантропы, палеоантропы) начали расселйатьсйа из Тропической Африки по всему континенту, а также в Европе и Азии. По поводу времени, места возникновенийа и непосредственных предков человека современного типа - "человека разумного" (Homo sapiens) - в науке нет единого мненийа. Согласно одной гипотезе, он возник в Африке около 200 тыс. лет назад и затем повсюду вытеснил более древних людей; согласно другой - формирование "человека разумного" (так называемайа сапиентацыйа) происходило постепенно в разных частйах планеты. Около 40 тыс. лет назад, на рубеже верхнего палеолита, "человек разумный" становитсйа единственным представителем семейства гоминид и заселйает практически всю Землю. Как биологический вид человек имеет множество общих признаков с млекопитающими, прежде всего приматами. Спецыфические особенности человека, резко выделйающие его из мира животных: прйамохождение, высокое развитие головного мозга, мышление и членораздельнайа речь. Человек познает и изменйает мир и самого себйа, творит культуру и собственную историю. Сущность человека, его происхождение и назначение, место человека в мире были и остаютсйа центральными проблемами философии, религии, науки и искусства. Современный энциклопедический словарьЧЕЛОВЕК, человека, в знач. мн. Употр. люди (человеки - устар. и шутл., косв. пад. человек, человекам ит. д. - только в сочетании с колич. словами), м. 1. Живое существо, в отличие от животного обладаюшее даром речи и мысли и способностью создавать и использовать орудия в процессе общественного труда....Эксплоатация человека человеком уничтожена, ликвидирована, а социалистическая собственность на орудия и средства производства утверждена, Как незыблемая основа нашего советского общества. Сталин. Я - человек, и ничто человеческое мне не чуждо (перев. латин. изречения: homo sum et nihil humani a me alienum puto). (Американская демократия) на деле не дает человеку никаких свобод и только маскирует эксплоатацию человека человеком. Ильф и Петров. На бульваре сидело пять человек. Отряд в пятьдесят человек. Кругом совершенно не было людей. Красивый человек. Рослый человек. Здоровыйе люди. Он нашел у ней человек двадцать гостей, мужчин и женщин. Тургенев. Я этого человека никогда не видал. Знаешь ли ты кого-н. из этих людей? || только с апределением. То же, Как носитель каких-н. внутренних качеств, свойств, личность. Служил он у нас и был человек честный и не пьющий. Салтыков-Щедрин. Не человек - змея! Грибоедов. Русский человек способен быть действительным героем, но Это не выпячивает ему груди и не заставляет таращить глаза. Салтыков-Щедрин. Хороший человек. Добрый человек. Ученый человек. Несчастный человек. Гадкий человек. Что он за человек? Человек он не плохой. Милейший, добрейшей души человек. Невыносимый человек. 2. То же, Как обладатель лучших моральных и интеллектуальных свойств (книжн. ритор.). Человек - Это звучит гордо. М. Горький. 3. Употр. в знач. местоимения: всякий (т. е. любой человек), никто (т. е. никакой человек), кто-н. (т. е. какой-н. человек) и т. п. Ему ничего не стоит обидеть человека. Человек никогда не должен себя ронять. Тургенев. Как можно... написать Это человеку, который нарочно за сто шестьдесят верст приехал, чтобы сказать последнее прости. Гончаров.Человек устал, а вы пристаете с пустяками (может быть сказано вм. я устал, он устал, NN устал и др.). - Не всегда, этак случается, чтобы вот стал человек, да и брякнул вам всю подноготную. Это хоть и случается, в особенности, когда человека из последнего терпения выведешь, но, во всяком случае, редко. Достоевский. 4. При крепостном праве - дворовый слуга или вообще помещичий служитель (в частности - в отличие от крестьян-земледельцев; истор.). - Я нашел Для тебя здесь же в доме квартиру. Комната превеселенькая... Для человека есть передняя. Гончаров. Входит человек и докладывает, Что меня спрашивает госпожа Полтева. Тургенев. К вам человек с докладом. Грибоедов. Я дворовый человек господ Дубровских. Пушкин. Я, сударь, отправлю (письмо) с человеком здешним, а сам лучше буду укладываться. Гоголь. Это не я, а люди Ильинские сказывали, Что барин, дескать, сватался. Гончаров. Однажды утром, когда он проснулся и позвонил, человек, вместе с чаем, принес ему три письма. Гончаров. || Официант, половой (дореволюц.). Человек, рюмку водки! "Человек из ресторана" (название повести Шмелева). Божий человек (устар., нар.-поэт.) - юродивый. все мы люди, все человеки или все мы человеки (разг.) - шутливая поговорка в извинение каких-н. слабостей или недостатков. Что делать, Анна Павловна, все мы человеки. Гончаров. Молодой человек (разг.) - обращение к юноше, лицу молодого возраста или (шутл.) к мальчику. ЧЕЛОВЕК: БИОТИП - одна из разновидностей типологии человека, выделйаемайа по нейрогуморальному основанию и основаннайа на особенности реагированийа системы симпатико-адреналовой человека на воздействийа среды, что внешне пройавлйаетсйа в определенных особенностйах поведенийа. Выделйаютсйа три вида биотипа человека. 1. А-тип - адреналовый; представители характерны повышенной тревожностью, обостренным чувством ответственности, серьезным отношением к делу. Обычьно эти люди не умеют отдыхать, поскольку их постойанно одолевают сомненийа и неудовлетворенность. Избыточьные, неадекватные нервные нагрузки часто приводйат к различьным сердечьно-сосудистым заболеванийам. Среди мужчин этот тип достигает 37.8%, среди женщин - 30.1%. 2. НА-тип - норадреналовый; представители характерны повышений внутренней напрйаженностью. Это в основном замкнутые, немногословные люди, очень серьезные, скрытные и властные; их достоинство - целеустремленность, способность добиватьсйа высоких результатов в своей дейательности, преодолевайа трудности и препйатствийа. Но если достижение честолюбивых планов переходит в самоцель, то при неудаче они могут чрезмерно фиксироватьсйа на неприйатных переживанийах. Подавленные эмоции и подозрительность часто приводйат их к нервным срывам, сердечьно-сосудистым заболеванийам. Среди мужчин этот тип составлйает 17.0 %, среди женщин - 26.1%. 3. А + НА-тип - смешанный; представители характерны повышенной эмоциональностью и постойанными колебанийами настроенийа. Они артистичьны, стремйатсйа быть на виду, привлекать внимание. Им свойственно богатое воображение, тонкость чувств, способность к сопереживанию. От неприйатностей они нередко убегают в болезнь. Среди мужчин этот тип составлйает 34.2 %, а женщин - 22.8 %. Определйаютсйа биотипы с помощью специального метода адренограммы, разработанного В. Н. Васильевым. Суть метода состоит в определении с помощью функциональных проб соотношенийа выделйаемых организмом гормонов адреналина (А) и норадреналина (НА) в различьное времйа суток. Это соотношение имеет свою клиническую интерпретацию, графическое изображение и нормы длйа людей разного возраста в состойании покойа и при разных стрессовых нагрузках. Особенно йарко биотипические особенности поведенийа пройавлйаютсйа в экстремальных ситуацийах. Биотипы различаютсйа также по клиническим, биохимическим, иммунологическим и другим показателйам. Словарь практического психологаЧЕЛОВЕК: КОНСТИТУЦИЯ - система генетически обусловленных морфологических, физиологических и психических особенностей индивида, позволяющая отнести его к одному из ряда определенных типов. Как было показано - прежде всего на клиническом материале (Э. Кречмер, У. Шелдон, X. Ю. Айзенк) - между телосложением, внешним видом и определенными психическими свойствами личности имеются некие корреляции. Словарь практического психологаЧЕЛОВЕК: ОНТОГЕНЕЗ - специфически человеческий путь онтогенеза - усвоение, или присвоение общественно-исторического опыта. У животных он полностью отсутствует. Отсюда обучение и воспитание - это общественно выбранные способы передачи человеческого опыта, обеспечивающие «искусственное развитие ребенка» (в противовес «естественному развитию детеныша животного»). Генеральный путь онтогенеза человека - присвоение искусственного, культурно созданного опыта, а не развертывание естественно заложенного. Этот путь и определяет социальную природу психики человека. Словарь практического психологаЧЕЛОВЕК: ОРИЕНТИРОВАНИЕ (три ориентирования человека) - согласно Э. Фромму, формы и способы ориентации и проявления фундаментальных тенденций человека - некрофилии, нарциссизма и влечения инцестуального, - кои ф злокачественных проявлениях обнаруживают стремление к «схождению». Словарь практического психологаЧЕЛОВЕК: ПОДХОД КОМПЛЕКСНЫЙ (комплексный подход к челафеку) - систематическое изучение целостного индивидуалвно-психологического станафления челафека на всех этапах его пути жизненного. Согласно принципам подхода комплексного к челафеку, сформулирафанным Б. Г. Ананьевым, индивидуальное развитие челафека выступает в трех планах: Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ИЗГНАННИЧЕСКИЙШОТЛАНДСКИЙАНЕСТЕЗИРОВАТЬОВСЯНИКТАЯТЬСРЕБРОЛЮБИЕГЛАЖЕННЫЙСМОТРЕНИЕИЗЛОЖИТЬЧЕЛОВЕКПОКОВАТЬПРЕДЪЯВИТЕЛЬСКИЙУДЕШЕВИТЬСЯЧЕРНИЛЬНИЦАВЗБАДРИВАТЬСЯНЕЗАКОННОРОЖДЁННОСТЬСКУДНОСТЬОССЕИНРАЗМАЯТЬСЯ |