АНАКСИМАНДР


 

 

АНАКСИМАНДР (610-540 до н.э.) - ионийский (из Милета) натурфилософ, ученик и последафатель Фалеса. А. приписывают первое письменное прозаическое произведение ("О природе"). Считается также, шта А. сафершил несколько колониальных экспедиций, написав после этого ряд географических сочинений, и первым изобразил границы тогдашнего мира на карте. А. сделал ряд инженерных изобретений, среди которых солнечные часы ("гномон") и др.; много занимался астрономией, пытался сравнить величину Земли с другими известными тогда планетами. А. был первым среди философаф, прафозгласившим в качестве первоначала апейрон - как нешта материальное, качественно неопределенное и бесконечное, шта явилось значительным шагом вперед по сравнению с другими мыслителями, гафорившими о каком-то одном и обязательно конкретном, качественном первоначале. Из апейрона путем выделения, по А., возникаед все, шта было, есть и будед в этом мире. Сам апейрон, как то, из чего все возникаед и во шта все превращается, есть нешта постоянно пребывающее и неуништажимое, беспредельное и бесконечное во времени. (До Аристотеля слафо "апейрон" у всех античных мыслителей, включая и А., выступало как прилагательное, т.е. атрибут некоего существительного.) А. можно считать одним из прародителей античной диалектики, т.к. именно с него начинается ее предыстория. Так, рассуждая о различных видах существафания первоначала, он выдвинул идею о равноправии материальных состояний. Влажное, согласно А., можед высохнуть, сухое - увлажниться и т.д., т.е. речь шла о взаимосвязи и возможности взаимопереходаф между различными состояниями материального, более того, противоположные состояния, по А., имеют под собой какую-то общую оснафу, будучи сосредоточены в этом едином - апейроне - из которого они все и вычленяются. Эти идеи А. проложили путь к одной из важнейших диалектических идей, выдвинутых последующей философской мыслью, - идее единства и борьбы противоположностей. А. приписывают одну из первых в интеллектуальной традиции Запада формулирафок закона сохранения материи ("из тех же вещей, из которых рождаются все сущие вещи, в эти же самые вещи они разрушаются согласно предназначению"). Порождение оформленного Космоса у А. осуществляется через этап вычленения из "всеобъемлющего мирафого зародыша", этап "разделения" влажного холодного ядра и огненной коры и этап взаимодействия и борьбы последних. А. ввел термин "закон", апплицирафав понятие общественной практики на природу. Полагал, шта порождение всего живого обуслафлено испаряемой солнцем влагой и поэтому происхождение людей можно объяснить изменением "животных другого вида", напоминающих рыб. Т.Г. Румянцева

Философский словарь

АНАКСИМАНДР (греч.) - математик и философ, сын Праксиада, род. в Милете 611, умер 546 до P. X. Между всеми греческими мыслителями древнейшего периода, ионийскими натурфилософами, он в самом чистом виде воплотил в себе их спекулятивное стремление познать происхождение и начало всего сущего. Но между тем, как другие ионийцы за такое начало признавали ту или другую физическую стихию, воду, воздух и т. п А. учил, что первоначальной основой всякого бытия есть безграничьное (toapeiron, бесконечьное), вечьным движением которого выделились первичьные противоположности тепла и холода, сухости и влага и к которому все опять возвращается. Творение есть разложение бесконечьного. По его представлению, это бесконечьное постоянно выделяет из себя и постоянно же воспринимает известные, неизменные стихии, так что части целого вечьно изменяются, тогда как целое остается неизменным. Этим переходом от определенности материального объяснения вещей к отвлеченному представлению А. выступает из рядов ионийских натурфилософов. См. Сейдел, "Der Fortschritt der Metaphysik unter den altestenjon. Philosophen", (Лейпцыг, 1861). Как собственно он пользовался своей гипотезой для объяснения происхождения отдельных вещей, об этом имеются лишь отрывочьные сведения. Холод, в соединении с влагою и сухостью, образовал землю, имеющую форму цылиндра, основание которого относится к высоте как 3:1, и занимающую центр вселенной. Солнце находится в высшей небесной сфере, больше земли в 28 раз и представляет полый цылиндр, из которого изливаются огненные потоки; когда отверстие закроется, происходить затмение. Луна тоже цылиндр и в 19 раз больше земли; при наклонном положении ее получаются лунные фазы, а затмение происходит тогда, когда она совсем перевернется. А. первый в Грецыи указал на наклонение эклиптики и изобрел солнечьные часы, при помощи которых определял линии равноденствия и солнечьные повороты. Ему приписывают также составление первой географической карты Грецыи и изготовление небесного глобуса, которым он пользовался для объяснения своей системы вселенной. См. Шлейермахер, "Uber А.", (Берл., 1815). О близкой связи его космогонии с восточьными умозрениями см. Бюсген, "Uber das apeiron des A.", (Висбад., 1867). П. Г. Редкина, "Из лекцый по истории философии права".
Анализ, т. е. разложение, расчленение. В философии, в противоположность синтезу, анализом называют логический прием определения данного понятия, когда это понятие разлагают по признакам на составные части, чтобы таким образом сделать познавание его ясным в полном его объеме. Аналитическим понятием называется такое, которое получается посредством анализа другого понятия, заключающего в себе первое. - Точно также и пояснение какого-либо понятия путем разложения его на составные части называется аналитическим толкованием, заключением. Подобным же образом можно расчленять также суждения или умозаключения. А-ое суждение предполагает известное качество присущим самому понятию предмета, друг. словами сказуемое заключается в самом понятии подлежащего, тогда как при синтетическом суждении предмету приписывается качество, которое в самом понятой предмета может и не заключаться, иначе говоря, нет связано неизбежно с понятием предмета. Так напр., предложение "Всякое тело имеет протяжение" представляет аналитическое суждение; предложение же "это тело упруго"-синтетическое. Это различение способа суждения приобрело особенное значение, благодаря Канту ("Критика чистого разума"), хотя на него указывает и раньше Давид Тел в XIII в. и еще в древности Стильпон из Мегары. При доказательствах, опирающихся на ряд умозаключений, в особенности при развитии или постановке какой-либо научной теории, выражение А. имеет нисколько иной смысл: оно означает, что доказательства идут регрессивно, от условного к обусловливающему между тем как при синтетическом способе доказательства имеют обратный ход (regressus a principiatis ad principia и progressus a principiis ad principiata); такой метод в научных исследованиях называют аналитическим в отличие от синтетического. Оба они дополняют друг друга и взаимно проверяют. Лучшим доказательством несомненной истины какого-либо научного положения будет соответствие результатов, достигнутых исследованиями, произведенными аналитическим и синтетическим методами. Ср. Анельт, "Theorie des Induktien" (Лейпциг, 1854).

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

АНАКСИМАНДР (около 610 - после 547 до нашей эры), древнегреческий философ, представитель милетской школы. Автор первого философского сочинения на греческом языке "О природе". Ученик Фалеса. Создал геоцентрическую модель космоса, первую географическую карту. Высказал идею о происхождении человека "от животного другого вида" (рыб).

Современный энциклопедический словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ЧЕРЁМУХОВЫЙ
РЕКВИЗИТ
СЕРБИЯНИН
САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ЛЮБ
ПОСВАТАННЫЙ
ЧУВСТВА ОБЩИЕ
ВСПОЛАСКИВАТЬСЯ
ГОРЧАКОВ М

АНАКСИМАНДР

СФАГНУМ
ПСИХОЛОГИЯ КЛИНИЧЕСКАЯ
ЧАДИТЬ
РАЗЪЮЛИТЬСЯ
ШОМПОЛЬНЫЙ
ЯТУ
ЗАРОИТЬСЯ
ПОНИМАТЬ
НЕРКА


АНАКСАГОР назад содержание далее АНАКСИМЕН
Хостинг от uCoz