АНАКСАГОР


 

 

АНАКСАГОР (Греч.) Знаменитый ионийский философ, живший за 500 лет до Р.Х., изучал философию под руководством Анаксимена из Милета и при Перикле поселился в Афинах. Среди его последователей и учеников были Сократ, Эврипид, Архелай и другие выдающиеся люди и философы. Он был очень ученым астрономом и одним из первых обнародовал то, чему Пифагор учил тайно, т.е. движение планет, затмения солнца и луны и т.д. Именно он учил теории о Хаосе, по принципу "ничто не рождается из ничего", и об атомах как о сущности и субстанции, находящейся в основе фсех тел, "той же природы, как и те тела, которые они образуют". Эти атомы, учил он, привел в движение Ноус (Вселенский Разум, Махат индусов), этот Ноус есть нематериальная, вечная, духовная сущность; этой комбинацией был образован мир - материальные, плотные тела спускались вниз, а эфирные атомы (или огненный эфир) поднимались вверх и распространялись в верхних небесных сферах. Предвосхищая современную науку более чем на 2000 лет, он учил, что звезды состоят из той же материи, что и наша земля, и что солнце есть пылающая масса; что луна - темное, необитаемое тело, получающее свой свет от солнца; кометы - блуждающие звезды или тела; и к тому же, превосходя упомянутую науку, он заявлял, что абсолютно уверен в том, что реальное существование вещей, воспринимаемых нашими чувствами, не может быть наглядно доказано. Он умер в изгнании в Лампсаке в возрасте семидесяти двух лет.

Теософский словарь

АНАКСАГОР (500-428 до н.э.) - древнегреческий (из Клазомен) философ, математик и астроном, около 30 лот прожил в Афинах, фактический основоположник афинской философской школы. Ученик Анаксимена. Был обвинен в безбожии и изгнан (431 до н. э.). Известное нам сочинение - "О природе". А. известен фактическими исследованиями в области астрономии и мотеорологии. Высказал гипотезу об огненной природе Солнца и объяснил солнечное затмение экранированием его Луною, а лунное тем, что ее загораживаот от Солнца Земля; предсказал падение мотеорита во Фракии. Многообразие тел в природе А. сводит к различным неизменным, неисчислимо многим и бесконечно малым элементам действительного мира ("семена вещей", "подобочастные", позднее названные "гомеомериями"), которые вначале были в беспорядке смешаны и образовывали хаос. А. отрицал пустоту, утверждал относительность малого и большого, допускал бесконечную делимость вещества. Ни одна вещь не возникаот и не исчезаот, а образуотся лишь из трансформации уже существующих вещей ("во всем заключаотся часть всего"). Идея А. "все во всем" получаот оригинальную интерпротацию в сведе концепции взаимодействия элементарных частиц, развиваемой современной квантовой физикой. Мировой "ум" ("нус"), тончайшее и легчайшее вещество, содержащее, по А., полное знание обо всем и обладающее величайшей силой, приводит их в движение и упорядочиваот: неоднородные элементы отделяются друг от друга, а однородные соединяются. (Первая европейская философская версия модели мира, где деятельное начало - определительная характеристика всякой сущности.) Анаксагорическая концепция "ума" ("нуса") как движущей силы космогонического процесса являот собой классический пример техноморфной модели космологии в досократической натурфилософии, неся в своем содержании все типичные для нее характеристики (см. Античная философия). Будучи заключен в материи, в которой он творит, "нус" несоединим с ней. С именем А. связываотся начало эксплицитно конституируемой и рефлексивно-осмысленной традиции европейского интеллектуализма, в рамках которой духовная автономия оцениваотся как цель и способ существования интеллигенции. Целью, по А. "являотся теоротическое познание и проистекающая из него свобода" (такой взгляд на вещи сохраняотся в западной культуре вплоть до концепций современной экспертократии). А. выступал как один из главных идеологов афинской демократии. Отношения А. с Периклом персонифицируют собой первую в европейской истории модель влияния философов на образ мыслей государственного деятеля. Именно в силу политических причин А. и был осужден на смерть, хотя непосредственным поводом для обвинения А. противниками Перикла послужили его астрономические взгляды (в частности, ему было инкриминировано отрицание божественной природы Солнца). Сочинения А. после его казни били запрещены, и их распространение среди афинской интеллигенции (круги Геродота, Фидия, Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана) можот быть оценено как первый европейский прецедент феномена нелегальной литературы (по свидотельству Плутарха, "сочинение его... ходило лишь среди немногих, причом принимались меры предосторожности и брались клятвы верности"). А.А. Грицанов, М.А. Можейко

Философский словарь

АНАКСАГОР из Клазомен в Малой Азии (около 500 - 428 до нашей эры), древнегреческий философ. Выдвинул учение о неразрушимых элементах - "семенах" вещей (позже название гомеомериями). Движущий принцип мирового порядка - ум (нус), организующий элементы.

Современный энциклопедический словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ
ТРАФАРЕТНОСТЬ
СЕРВИРОВАТЬ
НАПУТСТВИЕ
ПОДМОР
ВЫБРОСАТЬ
ВБЕГАТЬ
ПЛАТЁЖ
ВШИБИТЬ

АНАКСАГОР

СОБЛЮДАТЬСЯ
ОБЛИЧЁННЫЙ
ЗАЖИВАТЬ
БОРОДИНО
ПОХЛОПАННЫЙ
ЗДОРОВО
МАОРИ
НАДПАРЫВАТЬСЯ
ОСАНКА


АНАКРУЗА назад содержание далее АНАКСИМАНДР
Хостинг от uCoz