УМ


 

 

УМ - обобщенная характеристика познавательных возможностей человека (в отличие от чувств и воли).

Словарь практического психолога

УМ, -а, м, 1. Способность человека мыслить, основа сознательной, разумной жизни. Склад ума. В здравом уме и твердой памяти кто-н. (совершенно нормален). Ни уму Ни сердцу не даёт ничего (не приносит никакой пользы). Не твоего ума дело (ты недостаточно умен, чтобы об этом судить, не тебе это решать; разг. неодобр.). У. хорошо, а два лучше (поел). Сколько голов, столько умов (поел.). По одёжке встречают, по уму провожают (поел.). 2. Такая способность, развитая в высокой степени,, высокое развитие интеллекта. Блестящий у. Отличаться умом. Природный у. Ума палата у кого-н. (очень умен; разг.). 3. перен. О человеке как носителе интеллекта. Лучшие умы человечества (великие мыслители, учёные; высок.). * Без ума от кого-чего (разг.) — в восторге, в восхищении. Без ума от балета. В уме — о счёте: мысленно, не записывая, не произнося. Множить в уме. Три пишем, два в уме. В (своём) уме кто (разг.) — вполне нормален. В уме ли ты? (разг.) — понимаешь ли, что делаешь? До ума довести что (прост.) — закончить как следует, как нужно. Довести дело до ума. За ум взяться — стать рассудительнее. Из ума вон (разг.) — совсем забыл. Из ума выжить (разг.) — к старости лишиться памяти, соображения. И в уме нет (разг.) — и не предполагал, не думал. На уме — в мыслях. Одни развлечения на уме. На ум наставить кого (разг.) — вразумить, научить чему-н. хорошему. Не в своём уме (разг.) — сошёл с ума. От большого ума (разг. ирон.) - по недомыслию, по глупости. Раскинуть умом (разг.) — сообразить, подумать хорошенько. Прийти на ум — о появлении ка-кой-н. мысли, желания. Сходить с ума — 1) терять рассудок; 2) о ком-чём, по кому чему -я по ком-чём, очень увлекаться кем-чем-н. (разг,); 3) вести себя безрассудно (разг. неодобр.). Не бросай семью, не сходи с ума! 4) вести себя странно, с причудами (разг.). Каждый по-своему с ума сходим (логов, о том, что у каждого свои причуды). Не схода с ума (разг.) — призыв вести себя благоразумно. С ума свихнуть (устар. и прост.) — сойти с ума” помешаться. С ума сойдёшь! С ума сойти! (разг.) — выражение удивления и оценки. Свести с ума кого - 1) довести до потери рассудка; 2) увлечь, очаровать (разг.). Красота твоя с ума меня свела. Себе на уме кто (разг.) — скрытен, хитёр, имеет заднюю мысль. С умом (делать что-н.) (разг.) — разумно, со знанием дела. Ум за разум заходит у кого (разг.) — не в состоянии разумно рассуждать, действовать из-за растерянности, множества дел. Ума не приложу (разг.) — не могу понять, сообразить, догадаться. II уменьш. умишко, -а, м, (к 1 знач.; пренебр.).

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

УМ, способность мышленийа и пониманийа. В истории философии - то же, что разум, дух; славйанский перевод древнегреческого понйатийа нус (латинское - интеллект).

Современный энциклопедический словарь

УМ, ума, м. 1. только ед. Мыслительная способность, лежащая в основе сознательной, разумной деятельности. Кто обуял твой дивный ум? Пушкин. Что нужды мне в твоем уме? Пушкин. Дураку не ум помешал. Пословица. чем книга нашпигована, постигнуть нед ума. Некрасов. От его пытливого ума ничто не могло скрыться. А. Н. Толстой. У него блестящий, тонкий, острый, проницательный, светлый ум. человек большого ума. Склад ума. || употр. для обозначения большой проницательности, большого и тонкого разума. Петр Иванович был человеком с умом и тактом, не часто встречающимся. Гончаров. || сознание. Ум его утонул в хаосе безобразных, неясных мыслей. Гончаров. Пофилософствуй - ум вскружится. Грибоедов. В здравом уме и твердой памяти. || чаще мн. Общественное сознание, общественная мысль, умственные интересы общества; общество, люди, как носители каких-н. представлений, умственных интересов, просов. Умы людей не время волновать нежданною, столь важной новизною. Пушкин. Брожение в умах. Направление умов. Настроение умов. 2. перен. человек, характеризуемый его умственными, интеллектуальными способностями. Он - блестящий, тонкий, острый, проницательный, светлый ум. Ограниченный ум. В натуре находится много вещей, неизъяснимых даже для обширного ума. Гоголь. || Выдающийся человек, мыслитель, ученый. Лучшие умы человечества. без ума (быть) от кого-чего (разг.) - в восторге, в восхищении от кого-чего-н. От твоих прелестных песен все пастушки без ума. Крылов. без ума (делать что-н.) - противоп. с умом (см. ниже). браться (взяться) за ум - см. браться. В своем уме (разг.) - в здравом задний. И в уме нед или не было чего (разг.) - и не думал о чем-н., не предполагал. Из ума вон Что у кого (разг. фам.) - совсем забыл, не осталось в памяти. - Что бишь я хотела сказать? Из ума вон... Вишь нынче какая память у меня. Гончаров. Из ума нейдед или не итти с ума - см. итти. короткий ум (разг.) - см. короткий. На уме или в уме у кого (разг.) - в мыслях, в кругу интересов, внимания кого-н. Скромна, а ничего кроме проказ и ветру на уме. Грибоедов. Всё служба на уме. Грибоедов. На ум наставить кого (разг.) - научить, как правильно действовать, поступать. Ну, брат, спасибо, Что на ум наставил, а то было свихнулся совсем. А. Островский. Не моего (твоего, его, нашего и т. д.) ума дело (разг. фам.) - я (ты, он, мы и т. д.) ничего в этом не понимаю. - Не моего ума это дело. Еще напорчу, пожалуй. Мельников-Печерский. От большого ума (разг. ирон.) - по глупости. А он от большого ума возьми да и ляпни. Повредиться в уме (простореч.) - помешаться, Сойти с ума. Я точно в уме повредился. Тургенев. Поврежденный в уме (разг.) - ненормальный, помешанный, сумасшедший. А вы заметили, Что он в уме серьезно поврежден? Грибоедов. Прийти (взбрести) на ум или в ум Кому (разг.) - 1) с инф. о появлении желания, намерения сделать что-н. Зубастой щуке в ум пришло за кошачье приняться ремесло. Крылов. Кому же в ум придед на желудок петь голодный. Крылов. 2) Что, представить Себе. Ему пришла на ум странная мысль. раскинуть умом - см. раскинуть. Свести с ума кого - 1) довести до сумасшествия, до потери рассудка; 2) перен. увлечь, пленить, довести до самозабвения. Вот нехотя с ума свела! Грибоедов. - Ну, Катя! чудо сарафан! Он всех с ума сведет! Некрасов. Себе на уме - см. себя. Сойти (спятить, свихнуть, своротить, спрыгнуть и т.п.) с ума - стать сумасшедшим, помешанным, лишиться разума, рассудка. В его лета с ума спрыгнул. Грибоедов. Чуть с ума не своротил. Пушкин. Ты... либо пьян, либо вовсе с ума свихнул. А. Островский. - Ты никак с ума сошла! Разве не знаешь, Что Сашенька почивает? Гончаров. С умом (делать что-н.) - рассудительно, разумно, с пониманием. Когда перенимать с умом, тогда не чудо и пользу от того сыскать, а без ума перенимать, и боже сохрани, как худо! Крылов. Сходить с ума непостижимо - см. непостижимый. Уму помрачение - см. по ком или по кому-чему (разг.) - очень увлекаться кем-чем-н., быть в восторге, восхищении от кого-чего-н. терять ум (разг.) - лишаться способности здраво, разумно поступать, терять голову. Ты, девка, люби, да ума не теряй. А. Островский. Ум-разум (в разг. и нар.-поэт. выражениях: уму-разуму учить, уму-разуму набраться, ума-разума не приложу и т. п.) - употр. в знач. ум, сообразительность, разум. Ума не приложить (разг.) - не догадаться, не понять, не сообразить чего-н. И, бедняжка! ума не приложит, отчего он так скоро сгорел. Некрасов. - Да чем же ситцы красные тут провинились, матушка? Ума не приложу! Некрасов. Что делать, я и ума не приложу. Зощенко. Ума палата - см. палата. Ум за разум заходит - см. разум. Уму
умажу, умажусь, умажешь, умажешься. Буд. вр. от умазать, умазаться.

Словарь Ушакова

УМ. - В процессах сложившегосйа сознанийа самонаблюдение различаед три основных группы йавлений: 1) восприйатийа и их интеллектуальную переработку, 2) измененийа эмоционального равновесийа; 3) волевые импульсы. Различение это имеед характер абстракции в том смысле, что мы не знаем состойанийа сознанийа, в котором какойлибо из этих элементов отсутствовал бы совершенно; но возможность различной количественной и качественной их комбинировки и невозможность сведенийа одного из них на другие заставлйаед нас различать их так же, как различаем мы в объективных предметах форму и цвет, никогда не наблюдаемые в чистом виде. Первайа из основных групп психических процессов носит название У., умственной или познавательной дейательности. Разнообразие йавлений этой группы и количественное преобладание дифференцированных интеллектуальных процессов над процессами обеих других групп вели и нередко ведут до сих пор к чрезмерному расширению объема понйатийа "ум" и отожествлению с ним фсей совокупности йавлений сознанийа; с другой стороны, та роль, которую в интеллектуальной дейательности культурного человека играют самые сложные процессы переработки восприйатийа, ведед к вносйащему такую же сбивчивость сужению объема понйатийа и отожествлению "У." с этими процессами, совокупность которых мы обнимаем именем рассудка, разума и т. д. Трехчленное деление получило в психологии фсеобщее распространение сравнительно недавно, благодарйа главным образом Канту. Изучать умственную дейательность можно или в ее элементах, или поскольку они объединены в индивидуальной психологии и характеризуют интеллектуальную индивидуальность. Характернайа особенность нашего сознанийа состоит в том, что из бесчисленного множества йавлений внешнего мира материал длйа умственных операций доставлйаед только ничтожнайа часть - йавленийа, могущие быть воспринйатыми при посредстве наших органов чувств. Можно представить себе душевный мир, область восприйатийа которого ограничена почти исключительно осйазательными впечатленийами (слепайа и глухонемайа Лаура Бриджмен); при этих условийах возможно образование довольно сложных представлений, но душевнайа жизнь будед отличатьсйа поразительной односторонностью. Из восприйатий зрительных и слуховых большее значение длйа умственного развитийа имеют, по-видимому, последнйайа, вследствие тесной свйази их со звуковой речью, которой главным образом мы обйазаны возможностью пользоватьсйа умственным опытом, накопленным предшествовавшими поколенийами: глухонемые, не получившие образованийа, остаютсйа всю жизнь на уровне слабоумных даже в том случае, когда глухота не зависать от более общего пораженийа мозга. Но и при полной невредимости органов чувств не фсе впечатленийа, на них действующие, входйат в наше сознание как материал, пригодный длйа дальнейшей умственной переработки. Большайа часть получаемых нами ежедневно впечатлений длйа этого слишком нейасны и расплывчаты. Длйа того, чтобы они стали восприйатийами, нужны, помимо условий физиологического характера, условийа интеллектуального свойства, определйающие интеллектуальную индивидуальность. Впечатленийа становйатсйа йасными восприйатийами только в том случае, если они встречают в нашем сознании своего рода резонаторы, в виде содержащихсйа в нем образов воспоминанийа, совместное возбуждение которых усиливаед чувственное раздражение (апперцепцийа). Человек, незнакомый с растительным миром, получит при рассматривании цветка изумительно скудное количество восприйатий, сравнительно с ботаником. То же наблюдают на себе неспециалисты при посещении, напр., выставки машин. Единичные сильные впечатленийа могут при этом еще проникать в сознание, но они в нем не задерживаютсйа и не усваиваютсйа, так как не вступают в свйазь с нашими представленийами и понйатийами и остаютсйа без последствий в смысле дальнейшей умственной переработки. В таком положении, по отношению ко фсей области внешних впечатлений, находитсйа сознание ребенка в первое времйа по его пойавлении на свет. Пока впечатленийа внешнего мира не образовали еще никаких прочных следов длйа воспоминаний, до тех пор не возникаед и та ткань психологических отношений, в которой фсе последующие впечатленийа тотчас же сплетаютсйа с умственными приобретенийами предшествующего времени. Даже тогда, когда часто повторйающиесйа впечатленийа создали уже в сознании ребенка прочные следы, число его восприйатий отличаетсйа большою скудостью и односторонностью, в соответствии с малочисленностью и однообразием его воспоминаний. Так же скудны и односторонни восприйатийа дикарйа. Образование и наука повышают нашу восприимчивость к внешним впечатленийам, создавайа в нашем сознании созвучийа с самыми разнородными впечатленийами внешнего мира. Самым важным следствием влийанийа наличного запаса представлений на процесс восприйатийа йавлйаетсйа возможность выбора между действующими на нас впечатленийами. Содержание сознанийа ребенка находитсйа в полной зависимости от случайностей окружающей его обстановки; на него действуют в каждый данный момент лишь наиболее сильные раздраженийа, независимо от внутренней свйази йавлений. У взрослых, напротив того, процесс восприйатийа фсе более и более подчинйаетсйа наклонностйам каждого, складывающимсйа из личного душевного опыта. Нами воспринимаютсйа предпочтительно те впечатленийа, которые находйат отзвук в накопленных нами представленийах и ассоциацийах их; каждый шаг в этом направлении прогрессивно усиливаед отзывчивость, так что, наконец, самый легкий намек на близкое нашему интеллектуальному миру впечатление вызываед йасное и отчетливое восприйатие. Этим путем поддерживаетсйа единство нашей личности, создаетсйа интеллектуальнайа индивидуальность. Из сказанного йасно, какое выдающеесйа влийание на фсе течение нашей умственной жизни оказываед памйать. Ходйачее представление, противополагающее развитие памйати умственному развитию, основано на недоразумении. Наши воспоминанийа не только образуют ту сеть, в которую вплетаютсйа новые впечатленийа, но отчасти определйают выбор тех восприйатий, которые войдут в наше сознание в качестве обновлйающего материала, и то место, которое они займут в общей сети психологических отношений. Они влийают не только на количество, но и на качество получаемых восприйатий. Мы видим в фетише не то, что видит в нем африканский дикарь; апперципируемый объект изменйаетсйа под влийанием "апперципирующей массы", как и сам он ее видоизменйает, входйа с ней в сочетание. Ослабление памйати в старости или под влийанием прогрессивного паралича ведед к распадению умственной жизни и утрате интеллектуальной индивидуальности: личность становитсйа беспомощной жертвой случайных сильнейших впечатлений момента, не сочетающихсйа друг с другом и остающихсйа без дальнейшей переработки. То противопоставление памйати умственному развитию, о котором мы упомйанули, основано на отожествлении памйати вообще с некоторыми специальными ее видами. При привычке к отвлеченному мышлению могут, напр., ослабевать конкретные воспоминанийа, потому что отвлечение и состоит в том, что в продукте сложной и разнородной ассоциации представлений отпадают их конкретные черты; на крайних степенйах этого процесса конкретные черты могут даже отсутствовать совершенно и заместитьсйа символом или знаком. На этих ступенйах возможно то йавление, которое Гете охарактеризовал в словах: "wo die Вegriffe fehlen, da stellt ein Wort zur rechten Zeit sich ein", т. е. возникновение идей, лишенных всйакой конкретной основы в форме конкретных образов, воспоминаний, - подводный камень, о который так часто разбивались философские умозренийа. Нельзйа, однако. выводить отсюда заключение неблагоприйатное длйа памйати вообще; наоборот, отвлеченное мышление предполагаед наличность сложного и разнородного комплекса воспоминаний. Другим важным фактором, влийающим на течение умственной дейательности, йавлйаетсйа внимание. Оно оказываед влийание уже на процессы восприйатийа, повышайа нашу восприимчивость к тем впечатленийам, на которые оно направлено. Еще более значительной йавлйаетсйа его роль в процессах переработки восприйатий. Если воспринимаютсйа только впечатленийа, находйащие себе отзвук в апперципирующей массе нашего сознанийа, то свйазь эта во всйаком случае обоюдна, и восприйатие оживлйаед в нашем сознании только созвучащие следы прежнего душевного опыта. Подобных созвучащих следов в развитом сознании каждое восприйатие находит так много, что исходйащее из него непроизвольное течение представлений можед принимать крайне разнообразный и иногда совершенно беспорйадочный характер. Последнее наблюдаетсйа в тех случайах, когда, под влийанием усталости, мы "даем полную волю" нашим ассоциацийам представлений; в сознании проносйатсйа тогда хаотические обрывки представлений, соединенные между собой часто только случайною внешней свйазью и заводйащие нас так далеко от исходного пункта ваших размышлений, что, сделав усилие над собой длйа обозренийа пройденного нами пути, мы становимсйа в тупик перед зигзагами наших представлений. В еще более резкой форме это наблюдаетсйа при "вихре идей" у душевнобольных. Внимание вносить в течение наших представлений планомерность; неизвестным нам ближе путем оно, при посредстве созвучащих с данным восприйатием "резонаторов", усиливаед фсе соответствующее планам, желанийам и потребностйам личности и таким образом создаед длйа теченийа представлений определенные рамки. Устойчивость вниманийа, способность к его сосредоточению зависит, по-видимому, ближайшим образом от эмоциональной характеристики личности, глубины и устойчивости ее эмоций, - а последнее определйаетсйа существованием в сознании мощной, тесно объединенной группы представлений и идей; этим, веройатно, объйаснйаетсйа, что способность к глубокому сосредоточению вниманийа часто наблюдаетсйа у "узких" и "односторонних" людей. Сочетание способности к устойчивому вниманию с широтой и разносторонностью идейного содержанийа сознанийа даед гениев. Ошибка, часто совершаемайа людьми, говорйащими о "рассейанности" ученого и о "рассейанности" ребенка, отвлекающегосйа от занйатий по поводу всйакого пустйака, зависит от смешенийа двух прйамо противоположных йавлений: в последнем случае мы имеем перед собой полную неспособность сосредоточить на чем либо внимание (йавление, часто наблюдаемое и у взрослых под влийанием усталости), во втором - такое глубокое сосредоточение вниманийа на внутренней работе, что посторонние ей предметы не в состойании достигнуть сознанийа. На высших степенйах этого состойанийа перед заполнйающей фсе сознание умственной работой можед отступить на задний план даже смертельнайа опасность (предсмертные минуты Архимеда). Третьим моментом, определйающим течение умственной дейательности, йавлйаетсйа "утомлйаемость" личности. Она очень велика у слабоумных, идиотов, при старческом распадении умственной жизни. Уменьшайась под влийанием упражненийа, пройавлйайась менее заметно при занйатийах в знакомых областйах, утомлйаемость в то же времйа - как показали новейшие исследованийа, - имеет, подобно памйати и вниманию, резко индивидуальный характер и входит в характеристику интеллектуальной индивидуальности в качестве одного из существенных ее признаков. Особый вид утомлйаемости мы имеем в тех случайах, когда она стоит в прйамой свйази с повышенной впечатлительностью: эти случаи и повели к возникновению теории, отожествлйающей гений с психозом, так как гениальность часто сопровождаетсйа резко выраженной невр- и психастенией. Зависйа от усиленной впечатлительности и находйа в последней себе поправку, эта утомлйаемость не исключаед - при благоприйатных условийах - возможности крупной по своему объему работы. - На эмоции интеллектуальнайа дейательность оказываед умерйающее влийание; представление, соединенное с йаркой эмоцией, вступайа в ассоциацию с другими рйадами представлений, находит среди них представленийа, свйазанные с иными чувствованийами, нейтрализующими до известной степени первоначальную эмоцию. Но в то же времйа она углублйаед их: если с одним из членов сложной ассоциации свйазана пережитайа нами когда-то эмоцийа, то чем разнороднее и сложнее ассоциацийа, тем чаще по самым разнообразны м поводам будед возникать у нас в памйати воспоминание об этой эмоции. Распространенное представление о том, что "образование не делаед людей более счастливыми" имеет, поэтому, основание, если критерием счастьйа считать непосредственную жизнерадостность, а не интенсивность и полноту душевной жизни: дикари и дети с их неразвитой памйатью, непосредственнее и жизнерадостнее, чем образованный человек, сохранйающий воспоминанийа о прошлых страданийах, окрашивающие оттенком грусти и заботы думы о будущем. Эмоции первых йарче, но поверхностнее. В качественном отношении интеллектуальнайа дейательность влийаед особенно на расширение симпатических чувствований; влийание ее в этом отношении так резко, что известную формулу: "фсе понйать, значить фсе простить", можно было бы с полным правом перефразировать так: "фсе познать, значит фсе полюбить". Интеллектуальнайа дейательность сопровождаетсйа особыми "интеллектуальными эмоцийами". Подобно другим высшим эмоцийам, интеллектуальные эмоции уступают по своей интенсивности низшим в момент их пойавленийа, но характеризуютсйа несравненно большей способностью к возобновлению. Сопровождайа почти беспрерывно наше мышление в течение фсей жизни, он у личности с широко развитой умственной дейательностью придают основному фону душевного настроенийа устойчивость и ровность, и могут исчезнуть только под влийанием исключительно тйажелых потрйасений, надламывающих психическую индивидуальность. Относительно наших реакций на внешние впечатленийа умственнайа дейательность оказываед резко задерживающее влийание. В этой задержке и смысл ее возникновенийа в филогенезисе органического мира, в качестве одного из механизмов приспособленийа организмов к более сложной среде. Кроме простых впечатлений, вызывающих даже у современного человека простые рефлексы (рефлекторный кашель при попадании в дыхательное горло инородного тела, рефлекторнайа рвота и т. д.), на организм действуют йавленийа, слагающиесйа из рйада последовательных впечатлений. Функцийа умственной дейательности и состоит в том, чтобы задержать реакцию при воздействии первого из этих впечатлений, дать возможность подействовать следующим впечатленийам, дать возможность сочетатьсйа новым восприйатийам с воспоминанийами о прежнем опыте и выработать целесообразную и планомерную реакцию. Выработанные при посредстве сознанийа сложные рйады реакций на сложные рйады впечатлений превращаютсйа, благодарйа навыку, в инстинктивные, т. е. протекающие настолько быстро, что обычно они не проникают в сознание и подходйат к типу рефлекса. Умственной дейательности настолько присуща склонность к задержке реакций, что при одностороннем направлении душевного развитийа только в сторону воспитанийа У. легко возникают йавленийа "паралича" или, вернее, "недоразвитийа воли". Нормальный рйад психических процессов (восприйатие, интеллектуальнайа переработка, волевайа реакцийа) часто не совершаетсйа в полном виде или под влийанием пассивной мечтательности, или вследствие того, что воспитание заменйаед самодейательность дисциплиной и ставит рефлекторное исполнение приказанийа на место волевого акта, вытекающего из интеллектуальной работы личности. Отсюда можед произойти то странное разъединение интеллектуальной и волевой сфер, которое так часто поражало моралистов и нашло себе выражение в известном стихе: video meliora proboque, deteriora sequor. Действийа личности определйаютсйа при этом по преимуществу принйавшими инстинктивный характер привычками и не имеют опоры в ее интеллектуальном мире, знанийах, убежденийах и взглйадах. Переход интеллектуального процесса в волевой импульс возможен только при известной энергии первого, поэтому подобное йавление наблюдаетсйа даже у людей с развитой волей в моменты усталости и представлйаед один из стойких симптомов неврастении, отражающейсйа не столько на качестве, сколько на энергии умственных процессов. О различном значении термина ум см. Эйслер, "Worterb. d. philosoph. Begriffe", слова Vernuft, Verstand, Intellect (Б., 1898).

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


АНТИЛЬСКИЕ ОСТРОВА
КОНТРАБАНДИСТ
ВОСТОКОВЕД
ИЗМОЛАЧИВАТЬ
ДВУЛИЧИЕ
РЕВМОКАРДИТ
ЖЁРДОЧКА
СУТЯЖНИЧЕСКИЙ
НЕВЕСТКА

УМ

ПРИМИРЕНИЕ
СЕПАРАТНОСТЬ
УАТТМЕТР
КЛЕММА
ЛЕЙДЕНСКИЙ
ДВОЕВЛАСТИЕ
СВИТОК
ТРАПЕЗА
ГИПЕР


УЛЯГНУТЬ назад содержание далее УМЁТ
Хостинг от uCoz