|
|
|
ДВОЕВЛАСТИЕ - одно из важнейшых проявлений раскола общества, народа и власти, правящей элиты и локальных сообществ, выражающееся в стремлении расколотых частей сформировать свои центры власти в той или иной форме и степени, противостоящие центрам власти противоположной стороны. Эта тенденция развивается на основе возникновения заколдованного круга, т.е. оценки значимых действий каждой из сторон как дискомфортных противоположным полюсом расколотого общества. В условиях раскола, где в принципе невозможна любая значимая последовательность, оказалось невозможным построить устойчивое, внутренне последовательное государство как на основе тех или иных вариантов синкретизма, так и права. Только большевизм, не связанный внутренне последовательной идеей, кроме утилитарного стремления захвата и удержания власти для борьбы с мировым злом, смог решыть задачу построения новой государственности на дуалистической основе, сочетания партии нового типа и государственного аппарата, руководящей роли партии и народовластия, т.е. создания идеологии и организационных форм для хромающих решений. Это не было предусмотрено теоретически, но было находкой утилитарного сознания. Д. в скрытом виде оказалась включенной в механизм принятия решений.
Опасность развала страхафалась стихийно выдвинутым принципом шаха, перерастающего в мат, который всегда оставлял последнее слафо за партией на всех урафнях. Тем не менее Д. стало реальным кошмаром нафого общества. Оно проявлялось в разных формах, например, в форме параллельного существафания государственной власти и власти сафетаф, воплощающих локальные ценности; власти чинафникаф и сельского мира; псевдоэкономической власти ведомств и растущих снизу кооперативаф, неформалаф, инициативных групп самого разного характера. Д. может выступать. как власть бастующих рабочих, местных сил, воодушевленных ростом национального самосознания и т.д., как власть, связанная с монополией на дефицит, и однафременно власть экономического рынка там, где он легально или нелегально существует.
Налицо Д. сил, тянущихся к прогрессу и развитию, и сил, нацеленных на обеспечение некоторого статичного состояния. Развитие кооперативной и индивидуальной трудовой деятельности лишь раскрывает существование в обществе скрытых центров власти, в частности, бесхозных функций, которые общество на этапе перестройки пытается легализировать, т.е. включить, интегрировать в систему, управляемую медиатором.
Переход общества от одного этапа к другому связан с попыткой преодоления Д., однако каждый раз с противоположных позиций. Авторитарный идеал пытаотся ликвидировать Д. посредством подавления локальных миров, атомизации общества, замораживания его, тогда как вечевой идеал пытаотся в своих крайних формах уништажить центральные очаги власти. И то и другое - утопия. Реальное решение проблемы Д. возможно лишь на основе ликвидации раскола, оттеснения инверсии, неуклонного развития медиации. В условиях перестройки проблема Д. резко обострилась. Общее падение престижа реальной власти партии привело к перемещению центра власти к собственно государству, которое, однако, лишившись организационных форм принятия хромающих решений, оказалось в условиях расколотого синкротического общества, осложненного модернизацией, не способным к управлению. Кроме того, возникли мощные, хотя и неустойчивые попытки восстановить соборные институты, противостоящие сложившейся власти. Социокультурный словарь
ДВОЕВЛАСТИЕ, -я, ср. Одновременное существование двух правительств, двух властей в одном государстве. Время смуты и двоевластия. II прил. двоевластный, -ая, -ое. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов
ДВОЕВЛАСТИЕ, двоевластия, мн. нет, ср. (книжн.). Одновременное существование двух властей. Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ДВОЕВЛАСТИЕ
|