СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ


 

 

СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ (949 - 1022), византийский религиозный писатель, поэт, философ-мистик. Развивал тему самоуглубления и просветления личности; приближал поэтический язык к живым речевым нормам.

Современный энциклопедический словарь

СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ - препод., писатель, родился в пафлагонском селении Галате от знатных и богатых родителей, воспитание получил при константинопольском дворе и был приближенным императоров Василия и Константина. Двадцати лет С. оставил двор и поступил в Студийскую обитель, где предался строгому подвижничеству под руководством старца этой обители, С. Благоговейного. По совету последнего С. перешел в обитель св. Мамонта, где, по смерти настоятеля, избран был игуменом и посвящен в сан пресвитера. С. ежегодно праздновал память своего наставника С. Благоговейного, составил в честь его похвальные слова, песни и каноны, написал и икону его. Патриарх Серп и, услышав об этом, одобрил С., но Стефан, митрополит никомидийский, а с ним и некоторые из приходских иереев и мирян восстали против этого обычая, находя его противным порядкам церкви и соблазнительным. Для успокоения умов и удовлетворения Стефана патриарх с синодом решили удалить С. из Константинополя. С. поселился в местности, принадлежавшей его ученику и почитателю, патрицию Христофору Фагуру. Здесь С. устроил обитель, прожил в ней 13 лет и скончался мирно в 1032 г. Память С. 12 марта и 12 окт. С. замечателен преимущественно как богослов-проповедник; отличительная черта его богословствования - приложение теоретического христианского учения к христианской жизни. Из сочинений С. на славянском и русском языках изданы весьма немногие. В "Добротолюбии" напечатаны: "Главы деятельные и богословские" (числом 152; в русском переводе напечатаны в "Христ. Чтении", 1823 под заглав.: "Сто пятьдесят две деятельные и богословские главы"), "Слово о вере" (русский перевод в "Христ. Чтении", 1821) и "Слово о трех образах молитвы". В 1852 г. в Москве напечатано в славянском переводе 12 "Слов" С., взятые из числа 35; эти 12 "Слов" переведены на русский язык после тщательного сличения с греческой рукописью, находящейся в моcк. синодальной библиотеке (М., 1869). Другие сочинения С. (девяносто два "слова", "Деятельные и богословские главы" и "Подвижническое слове старца С. Благоговейного") переведены с новогреческого епископом Феофаном ("Слова реп. С. Нового Богослова", М., 1879 и 1882; 2 изд., 1890-92). "Слова" С. отличаются простотой и сердечностью; он наставляет, внушает, умиляет; современники его, привыкшие к искусственному красноречию, находили его "слова" ненаучными и неритмичными. Церковь наименовала С. новым богословом, находя в его произведениях сходство с произведениями Григория Богослова: и тот, и другой отличались глубиной созерцания истин христианского благочестия. С. считается основателем того учения о небесном озарении души верующего, которое впоследствии привело к спору паламитов и варлаамитов. В славянских молитвенниках печатается Симеонова молитва перед приобщением св. Таин. Сочинениями С. нередко свидетельствуется препод. Нил Сорский ("якоже Симеон новый Богослов повелевает"; "яко-же рече св. Сумеон"). Жизнь С. подробно описал ученик его Никита Стифат. См. епископ Феофан, "Жизнь препод. С. Нового Богослова" ("Душепол. Чтение", 1877, февраль); А. Лебедев, "Византийская образованность вообще, богословская наука и литература в частности" ("Чтения в общ. любителей духовного просвещения", 1877, ч. II); его же, "О направлениях в религиозно-умственной жизни. Очерки из истории восточной церкви IX, Х и XI вв." (ib., 1878, ч. 1).

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


НЕ
ПОДКОВКА
ШЕРСТЯНОЙ
НАПОДОБИЕ
КАССИР
ПАРШИВЕТЬ
ПОРЕШЁННЫЙ
ОЩЕНИТЬ
ЗИЛЬБЕРМАН

СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ

БЕЗБРАЧИЕ
ЗАТРАГИВАТЬ
ПЕРЕЧИНИТЬ
СКОЛУПАННЫЙ
ПОКАШЛИВАТЬ
ВАЯНИЕ
ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ
СПРЯСТЬ
ПРОВАЛИТЬСЯ


СИМЕОН назад содержание далее СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ
Хостинг от uCoz