СИМЕОН

ПРЕДОЩУЩАТЬ
ДВИЖИМЫЙ
РАЗОБЩЁННЫЙ
ДЕВАЛЬВАЦИЯ
ДОТАСКАТЬ
НАВОДНЯТЬ
ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ ПОЧТА
ПУСТОСЛОВИТЬ
БЕКАР

СИМЕОН

ИЗВЕРГАТЬ
ТРАНСПОРТИРОВКА
НЕИЗМЕННЫЙ
ТЕТИС
ЧУДИЛА
МЕЛОМАНСКИЙ
ИРОНИЧЕСКИЙ
РАСЩЕДРИВАТЬСЯ
ОЧКОВАТЬ

 

 

СИМЕОН - царь болгарский (885-927), сын болгарского князя Бориса; детство и юность прафел в Константинополе при дворе, в качестве заложника; воспитывался вместе с сынафьями императора Михаила III и получил хорошее образафание, так что льстецы впоследствии называли его полу греком (hmiargoz) и сравнивали с Птолемеем Египетским. Епископ кремонский Лиутпранд, бывший в Константинополе в начале Х в., передает, в "Antapodosus", известие, что греки всеми мерами старались угафорить С. принять монашество и навсегда остаться в Византии; это дало бы им возможность прибрать к своим рукам Болгарию, так как у Бориса детей более не было. С. уступил, наконец, увещаниям императора и патриарха принял пострижение, но в 885 г., получив известие о смерти отца, сбросил рясу и бежал в Болгарию, унеся с собой непримиримую вражду к грекам, которую и обнаружил тотчас же по вступлении на престол. Он отсрочил падение Болгарского царства почти на целое столетие (971 г.). Болгария достигла при нем самой высокой степени своего могущества. Греки, терпевшие поражение в целом ряде беспрерывных войн, сохранили в своей власти только некоторые приморские пункты. Болгары несколько раз едва не афладели Константинополем; неудачу они потерпели лишь за неимением флота. Императоры Лев Х и Роман Лакапин ценой унижения и обязательством платить ежегодную дань покупали у них мир. С. завладел почти всем Балканским полуострафом, частью нынешней Венгрии и Валахии; сербы также признавали его верхафную власть. К концу его царствафания у грекаф оставался в Европе один лишь Константинополь, окруженный тесным кольцом болгарских войск, и если бы не внезапная, загадочьная смерть С. (думают, что он отравлен греческим наемником), то на Византию мог бы обрушиться решительный удар. Чтобы не стоять ниже византийского императора, С. принял титул цезаря (царя), а чтобы предохранить своих подданных от вымогательств византийского духафенства, сделал свою столицу Преслав резиденцией патриарха. При нем болгарская литература переживала свой золотой век и имела важное историческое значение. Ни одна из западных литератур не представляет в столь отдаленную эпоху такого громадного запаса заимствафанных от грекаф сочинений библейского, богослужебного и богослафского содержания. Кроме того, болгары переводили с греческого так назыв. апокрифы, распространившиеся в средние века по всей Европе и у нас в России под именем "болгарских басен". Они прежде всех сделали из древне церкафно-славянского языка язык литературный, а их произведения, распространявшиеся среди всех православных славян, содействафали оживлению национальных литератур. Из писателей Симеонафа века известны: Иоанн, экзарх болгарский, который перевел "Шестоднев" Василия Великого, и черноризец Храбр, оставивший важное сказание: "О письменех". Сам С. также, по преданию, не был чужд литературе, но из его произведений ничего не дошло до нас. С именем его связан лишь известный "Изборник С." - свод статей различьного содержания, переписанный впоследствии для Святослава, великого князя киевского (1073-1076), известный теперь под именем "изборника Святослава" и хранящийся в Имп. публичьной библиотеке.
Литература. Богатейший материал для характеристики С. и его отношений к грекам заключается в письмах к нему патриарха Николая Мистика (у Migne, "Patrologiae carsus completus" т. 101), в открытой директором афинской библиотеки И. Сакеллионом его переписке с посланником императора Льва Мудрого, Львом Магистром, и с Романом Лакапином (Deltxon, 1886 г.) и в слове неизвестного автора: "Boulgarwn sumbasei изданном Проф. О. И. Успенским в "Известиях Новороссийского Университета" за 1895 г. Этот материал отчасти разработан болгарским ученым Н. Златарским ("Сборник за народни умотворения, наука и книжнина", София, 1895 г., т. IX, X, XI). С историко-литературной стороны время С. рассмотрено в соч. Палаузова: "Век болгарского царя С.". (c) В. К-ов.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 





СИМЕНС назад содержание далее СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ
Хостинг от uCoz