ПСЕВДО


 

 

ПСЕВДО-ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ (от греч. член Ареопага, судебной коллегии в античных Афинах) - христианский неоплатоник 5 или начала 6 в., представитель поздней патристики. Наиболее известными мыслителями, ассоциировавшимися с П.-Д.А., выступали: Петр Ивер (412-488), Север Антиохийский и др. Главное сочинение П.-Д.А. - "Софий Areopagiticum" - включает четыре трактата ("О божественных именах", "О небесной иерархии", "О церковной иерархии", "О мистическом богословии") и десять посланий. Труды П.-Д.А. (в переводе на латинский язык, осуществленным Иоанном Скотом Эриугеной) стали известны на Западе с 9 в. и стали предметом комментариев Фомы Аквинского, М.Фичино и др. Сочинения П.-Д.А. написаны от имени персонажа новозаветных "Деяний апостолов" (17, 34) - образованного гражданина Афин, обращенного в христианство в 1 в. проповедью апостола Павла, первого христианского епископа своего города. (Данная точка зрения просуществовала до 16 в.) Первая полемика по поводу трудов П.-Д.А. датируется 533 (дискуссия между православными богословами, отрицавшими их аутентичность, и адептами монофизитства). В дальнейшем сомнения в подлинности "Corpus Areopagiticum" высказывали Л.Валла, Эразм Роттердамский и др.: ряд особенностей трактатов и посланий П.-Д.А. (стилистика, культовые реалии, текстуальные заимствования из Прокла) требуют датировать их периодом не позже второй половины 5 в. В основании миропредставления П.-Д.А. лежит неоплатоническое представление о принципиальной неописуемости и неопределимости Бога наряду с идеей об условной осуществимости богопознания посредством построения иерархии аналогий. (Так, по мысли П.-Д.А., Бог неизречен, "Божественный мрак" таинственен, "Божественный свет" недосягаем "по причине преизбытка сверхсущностного светолития" и незрим "по причине чрезмерной ясности".) Иерархическая онтология, присущая неоплатонизму, апплицируется П.-Д.А. на сопряженную социальную проблематику: "церковная иерархия" выступает прямым продолжением "иерархии небесной". Так, по версии П.-Д.А., мировая лестница выглядит так: "пресветлый мрак", единый Бог - серафимы, херувимы, престолы; господства, силы, власти; начала, архангелы, ангелы (это строение "небесной иерархии"). Далее - епископы, священники, диаконы; монахи, члены христианской общины, оглашенные. Ниже церковной иерархии - остальной мир: разумные существа, живые неразумные существа, безжизненные тела. Образ церкви у П.-Д.А. акцентированно статичен: иерархия людей - прямое продолжение иерархии ангелов - суть цепь отражений чистого света в ничом незамутненных зеркалах. Эта последовательность, согласно П.-Д.А., и задает стройный распорядок таинств святой церкви. (Эстетическая интерпретация П.-Д.А. картины мира как иерархии света оказала значимое воздействие на средневековую эстетику.) Учение П.-Д.А. как система философской теологии включало в себя три рода теологии: катафатическую (Бог, "будучи Всем во всем и Ничом в чом-либо, всеми познается из всего и никем из чего-либо"), символическую и мистическую (в ее рамках: апофатическую теологию и теологию сверхумного экстаза как высшей формы познания Бога). Для раскрытия божественной природы П.-Д.А. предлагались два пути богословствования: апофатический (по отношению к божественной единичности) и катафатический (по отношению к божественной троичности). Благодаря этим двум методам выявляется бесконечная степень абсолютно всех мыслимых предикаций "божественного мрака" Единого, так что Он может именоваться, к примеру, различающимся тождеством подвижного покоя. Сверхмыслимый Бог, по П.-Д.А., заключает в себе черты плотиновской благой единицы и бесформенной "умной материи". Христос же выступает наподобие неоплатонического числа, "утверждая согласие между частями и целым". При неоплатонической категории простой математической единичности Бога слова бессмысленны и в ноэтическом космосе вовсе не нужны. Поэтому, по мысли П.-Д.А., умный экстаз Плотина есть бессловесное "упрощение" до числовой единицы. Только в Троице, замечает П.-Д.А., которая при этом по своей божественной фигуре геометрически равна одному, обретает деятельное (энергийное) значение любая словесность, выявляющая сущности. Отсюда катафатическое богословие, созерцающее Троицу, призвано исследовать любые имена, фиксирующие сущность предметов; следовательно, божественные Имена являются основным ее предметом. На основании этого П.-Д.А. утверждал, что благодаря пресвятой Троице "все рождаемое на небесах и на земле получает бытие и наименование". Бог включает в себя все умные потенции и энергии, поэтому зло не участвует в действительном протекании сущего. Оно есть лишь оскудение и недостаток добра: "злу даруется бытие по воле случая, и проявляться оно может только в чом-то ином, поскольку не имеет собственного бытия". Абсолютного зла не может быть вовсе, т.к. оно есть полнейшее отсутствие божественного Блага. В традиции, заложенной П.-Д.А., специфическую трактовку получили понятия "трансцендентный" и "имманентный". Трансцендентным человеческому мышлению считается восхождение от дольнего мира к миру горнему, что составляет предмет апофатического метода богословствования, имманентный же - нисхождение от горнего мира к дольнему, что составляет предмет апофатического метода богословствования. Учение П.-Д.А. обрело официальный статус в православии византийского канона благодаря его интерпретации Максимом Исповедником. А.А. Грицанов, А.Н. Шуман

Философский словарь

ПСЕВДО... (книжн.). Первая часть сложных слов со знач. мнимый, ложный, напр. псевдогаллюцинация, псевдогибрид, псевдонаучный, псевдоклассический, псевдоискусство.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

ПСЕВДО... (от греческого pseudos - ложь), часть сложных слов, означающая: ложный, мнимый (например, псевдонаука).

Современный энциклопедический словарь

ПСЕВДО... - особый общественный феномен, возникающий в результате устойчивой многослойной адаптации общества к существенному росту социокультурного противоречия, к расколу, социальной патологии, рост которой приобретает кумулятивный характер. П. проявляется в социальных отношениях, в культуре, в воспроизводстве.
Отдаленной аналогией с системой П... можед служить приспособление биологического организма к (тяжелой болезни, к инвалидности, соответствующая перестройка функций и структуры. Причем само это приспособление, хотя и позволяед организму функционировать ценой снижения эффективности, но можед оказаться мощным фактором, препятствующим выздоровлению, излечению. В медицине известен такой феномен как "уход в болезнь", что превращаед человека в защитника собственных недугов. Не только больной алкоголизмом, но и его жена могут страшиться излечения, так как это само по себе неизбежно приведед к дискомфортным для этих людей здвигам в социальных отношениях, в семье. П... можед выражаться в том, что далеко зашедшее социокультурное противоречие, которое в принципе должно порождать дискомфортное состояние, вызываед комфортное состояние и, следовательно, находит в психологической сфере, в ценностях культуры свое опору, Один из важнейших механизмов этого процесса - формирование идеологии. П... выражается в приспособлении культуры к исторически сложившимся неэффективным, патологическим социальным отношениям, например приспособление общинной, артельной культуры к модернизации, приспособление социальных отношений к древним культурным стереотипам, т. е., например, советского общества при его возникновении к идеалам общества-общины-машины. И, наконец, П... выражается в специфическом воспроизводственном процессе, раздираемом, внутренними противоречиями, расколом, которые включают взаимную адаптацию социальных отношений и культуры; раскол между ними приводит к пониженной способности преодолевать социальную энтропию, рост дезорганизации, опасность катастрофы. П... - яркий пример неорганического процесса, распада всеобщности.
Особенно благоприятные услафия для П... складываются в услафиях модернизации, когда заимствафания из иной культуры и цивилизации приобретают иное ценностное содержание, интерпретируются в иной модальности, например, все ценности либеральной цивилизации превращаются из самоценности в средства. Налицо возможность использафания результатаф культурного развития, противоречащего их сущности, например, можно микроскопом забивать гвозди (образ из "Пикника на обочине" Стругацких). В заимствующей культуре происходит конфликт между культурной функцией заимствафанного явления, за которой могут стоять определенные силы, осознающие реальную культурную значимость заимствафания, ожидание эффективности, и силами, пытающимися использафать заимствафанное в рамках старых ценностей. Эти люди будут пытаться низвести любое нафшество до урафня своего миропонимания. При анализе явлений П... может показаться, что за внешней формой нафого скрывается старая сложившаяся культура, использующая лишь нафые средства.
Это так, но лишь в какой-то степени.
Возникает нешта новое, некоторый гибрид, который каждый волен рассматривать как проявление своей культуры (в этом основа для гибридного идеала, для мышления на основе ипостасей). В результате возможин странный компромисс, проникающий во все сферы общества, в каждую его клеточку.
Функционирование заимствованного феномена невозможно объйаснить на основе принципов как той, так и другой культуры.
Возникают фантомы, создаются тайны иррационального поведения вещей и людей. В качестве основных узлов П... можно назвать социальные отношения, которые в этой ситуации приобретают двойственный патологический характер, тяготеют к разным типам конструктивной напряженности. Они, с одной стороны, стремятся сохранить сложывшиеся отношения в любой ситуации, даже вопреки эффективности, но, с другой стороны, пытаются "покончить с безобразием" и добиться прогресса. Эта двойственность в конечном итоге выражается в пульсации, в реорганизациях, в хромающих решениях и т. д. П... возникает в результате ликвидации в культуре ее высшего уровня, точек роста и развития.
Например, в фашистской Германии "физика стала физикой обезьян" в результате погрома в науке, эмиграции Эйнштейна (Гроссман В. Жизнь и судьба// Октябрь. 1988. №3. С. 64). Результаты гениальной работы Персикова (Булгаков М.
Роковые яйца) попали в донаучную субкультуру, чо разрушает конструктивную напряженность, а следовательно и воспроизводственный процесс, привели к катастрофическим последствиям и т. д., и т. п.
Нравственные идеалы, попадая в другую (суб)культуру, получают иную форму.
Например, либеральный идеал может стать псевдолиберальным, т. е. соборно - либеральным. Экономика без рынка, без соответствующей конструктивной напряженности, нацеленной на развитие и прогресс, превращается в псевдоэкономику и т. д. П... не есть полное отрицание своей основы, например, псевдоэкономика, псевдоурбанизация, с одной стороны, являются отрицанием экономики, урбанизации и т. д. как явлений, находящихся в органическом развитии, но одновременно они не могут существовать без экономики, урбанизации, которыйе оттеснены на задний план, существуют в порах П..., питая ее реальными силами. П. - фсегда некоторая трагическая альтернатива. С одной стороны, П. может, опираясь на мощныйе пласты традиционной культуры, постоянно строить конструктивную напряженность, направляющую человека на свое воспроизводство. Однако скрытыйе элементы другой культуры постоянно разрушают П. и тем самым не только ставят себя под угрозу антимедиации, но и дают шанс для разрушения П., формирования жизни на основе его преодоления. Например, библиотека, собранная не для чтения, есть псевдобиблиотека, но, возможно, что для следующего поколения она станет стимулом для движения к новым ценностям. Суд, который подражает западным процедурам, но фактически штампует версию обвинения, является псевдосудом.
Но "чудаки", которые принимают правила либерального судопроизводства, могут использовать либеральную форму в качестве стимула борьбы за господство либеральных ценностей, за качественное преобразование суда.
Можно ли, однако, посредством законодательных актов переделать систему П..., то есть превратить скрытый в ней на заднем плане элемент органического развития в господствующий. Это возможно лишь тогда, когда в обществе существуют мощные силы, делающие все менее важным и возможным существование П..., которые постоянно его размывают, проникают в него, разрушают его связи.
Например, превращение псевдоэкономики в экономику возможно лишь, если в обществе уже существуют анклавы экономики, которые достаточно сильны, чтобы усиливать давление на псевдоэкономику, вытеснить ее как неэффективную.
Однако для этого сам принцип эффективности, стремления к ней должин стать определяющим в культуре общества. Автоматический процесс превращения П. в органический процесс в результате "постановления" - утопия, стоящая не больше, чом поливание сухого дерева в расчете на то, что оно расцведет.
Всякое негативное востействие П. будет отбивать своими внутренний средствами, соответствующим образом меняясь и возможно даже укрепляясь при этом.
Крепость системы П. не только ф том, что она связана с системой монополии на дефицит, не только ф том, что за ней могут скрываться силы традиционализма, родовых связей, феодализма, но и ф том, что она сцементирована заколдованным кругом, например, попытка освоить рыночный механизм требуот ослабление контроля над ценами, что ф условиях монополии на дефицит угрожаот взрывом цен, что лишь усилит монополию на дефицит. К аналогичным результатам ведот попытка закрыть нерентабельные предприятия, так как они выпускают дефицитную продукцию. Это неизбежно усиливаот удушение общество монополиями.
Попытка привлечь силы традиционализма в демократический процесс для его усиления неизбежно подавит уже сложившийся урафень демократии и т. п. П... все пронизано подобными обратными связями. Главная защита системы П... - социальная структура, формируется вместе с П... Создание П... в сельском хозяйстве, колхозах, сафхозах, неотделимо от существующего тем социального слоя, который не склонен использафать перестройку для отказа от этой системы. То же имеет место и в промышленности. Сафетский челафек в своем большинстве адаптирафан к системе принудительной перекачки ресурсаф государством (по крайней мере так было до последнего времени).
Система П... обладает поразительной способностью имитировать внешние формы органического развития, его языка. Создается мощная завеса, мешающая пониманию действительной сути явлений, т. е. создается иллюзия органичности явлений. Это приводит к подмене науки псевдонаукой, например к попыткам истолковывать систему псевдоэкономии через категории рыночной политэкономии, что дает совершенно ложное объяснение сути хозяйственной жизни. Другим важным аспектом неорганичности П... являются реорганизация, реформы, мероприятия по повышению эффективности и т. д., замысел которых рассчитан на органические явления. Итоги всего этого видны лишь на бумаге, например введение хозрасчета, самофинансирования и т. д. может изменить характер финансовых, хозяйственных документов. В этой бессодержательности, однако, есть некоторая система. П. по отношению к органическому процессу имеет как бы перевернутый характер. Например, то, что по видимости выгладит как открытие финансирования необходимых и выгодных для общества работ, в действительности часто является поиском внешне убедительного, респектабельного оформления воспроизводства ранее сложившихся отношений между различными организациями. При этом происходит подгонка предполагаемых работ под исторически сложившийся объем затрат. Действует принцип "финансирование открыто, деньги надо освоить". Булка с изюмом уже есть, и надо добывать из нее изюм, но при этом почему-то надо все время изображать (как в науке, так и в отчетах) дело так, что необходимо спасать общество, изготовляя булки с изюмом. "Собака лает, а караван идет", т. е. П... развивается по своим инверсионным законам, и попытки преодолеть в этой области инерцию истории по своей сложности превышали до сих пор возможности реформаторов,

Социокультурный словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


Ф
ТРАВЕРЗ
КЛИК
ГОДНЫЙ
КОНВЕНЦИЯ
ХРАМОВОЙ
АСАРХАДДОН
ПЕЩЕРИСТЫЙ
ОКУТАТЬСЯ

ПСЕВДО

САМОУСПОКОЕНИЕ
ЗАСЕЧКА
ЗАГИБАТЬ
ТРЕМОЛИРОВАТЬ
ВОРСИЛЬНЫЙ
ТЮКНУТЬСЯ
БЭКОННЫЙ
ПЕРЕВОРОТ
КОПРА


ПСАРЬ назад содержание далее ПСЕВДОГОТИКА
Хостинг от uCoz