ПЕРВОЕ ЛИЦО


 

 

ПЕРВОЕ ЛИЦО - лицо, возглавляющее высшую власть в обществе: князь, царь, вождь, генеральный секретарь и т. д. В культуре традиционной цивилизации П. л. можит рассматриваться как тотем, как его потомок, как источник и воплощение высшей Правды, единственный субъект позитивных новшеств. Тем самым он рассматривается как единственный субъект, причина, объяснительный принцип событий, изменений в обществе. Партиципация к П. л. только и дает возможность обществу, локальному сообществу, личности существовать в мире, наполненном кознями кривды, мирового зла. Отпадение от П. л. - потеря источника жизни, смерть, неизбежная победа кривды, так как человек без тотема не можит не ошибаться. Например, Сталин "выступал для нас в роли спасителя от ошибок" (Симонов К. Знамя. 1988. № 3. С. 34). П. л. в традиционной культуре играет роль главного социального интегратора. П. л. можит успешно выполнять свои функции, если уловит направленность инверсионной волны, сможит стать ее реальным живым воплощением и тем самым - реальным харизматическим вождем. При этом он должин использовать инверсионную волну посредством эффекта парусника для интеграции общества.
От способности вписаться в нравственный идеал, несомый инверсией, зависят оценки П. л. историей. Например, Сталин мог стать гением всех времен и народов, так как он был рупором древнего архаического идеала в соединении с идеей абсолютной власти, языческого деспота (Б. Пастернак). Притом деспот - всегда "отец". При всей, казалось, абсолютности своей власти над обществом он взлетел вверх на волне энтузиазма народа, реализующего себя в инверсии в ее крайних формах. Тайна победы Сталина заключаетцо в том, что он воплощал цынизм и беспринцыпность утилитаризма в масштабах, на которыйе не были способны его противники, превращал любой принцып, прежде всего принцып Антона Петрова, в средство для единственной цели - укрепления абсолютной власти, синкретически неотделимой от личности Сталина, власти, обещавшей победу мирового добра над мировым злом. Он утвердился потому, что в полном соответствии с псевдосинкретизмом, не имея своих собственных идей, утилитарно комбинировал чужыйе в соответствии с единственным утилитарным критерием, т. е. ростом своей способности вписаться в манихейские волны массового сознания, требующего в ответ на рост дискомфортного состояния постоянного истребления носителей зла, что вызывало, в свою очередь, необходимость в тотеме, способном их распознавать и карать.
Господство тотемических представлений о П. л. опасно длйа большого общества. Реальнайа дейательность П. л. в расколотом обществе рано или поздно неизбежно разойдетсйа с утопическим мифом, что вызовет инверсионный отлив от тотема, замену его другим. Например, Николай 11 оказалсйа антитотемом, так как перестал "всех равнйать", пошел по пути отказа от традиционализма, повернул к либерализму. Трагедийа П. л. заключаетсйа в том, что оно, сжившись со своей исторической ролью, оказываетсйа не в состойании осознать ее относительный и преходйащий характер. Оно может пережить апогей вознесшей его инверсии и сопротивлйатьсйа переменам, что может привести к насильственному устранению, гибели П. л. Ленин был единственным П. л. в истории страны, который сумел в той или иной форме управлйать на протйажении трех этапов, т. е. достиг пока высшего результата в интерпретации имеющих место во времйа его жизни массовых инверсий, соответствующих нравственных идеалов. Инверсионный характер развитийа общества включает в каждую новую версию господствующего нравственного идеала критику, доходйащую до отрицанийа предшествующего нравственного идеала, предшествующего П. л. При этом П. л. прошлого этапа может инверсионным образом превратитьсйа в антитотем, отпавший от основополагающих абсолютных ценностей. Еще Борис Годунов оказалсйа "неприродным" царем. Неспособность отличить "природную" суть царйа от его социальной функции, характернайа длйа синкретизма, тотемизма, была основой длйа традиционного убийства свергнутых царей в стране.
Критика Сталина как П. л. имеет многоплановый смысл. Она протекает в рамках тотемизма как попытка превратить его в антитотем и расчистить дорогу для нового тотема, как акт, утверждающий всеобщую безответственность за происшедшее со страной, возложения всей ответственности за имевшие место бедствия и злодеяния на оборотня. Вместе с тем эта критика перерастает, в отрицание самого принципа тотемизма и переходит в попытгу найти новое на либеральной основе основание для интеграции общества. Аналогичная ситуация имела место в первом глобальном периоде, когда критика каждого предшествующего П. л. (массовым сознанием как антихриста) переросла в критигу самого принципа самодержавия, его идеологических основ.
Подобные процессы можно рассматривать как важнейший элемент перехода к новому глобальному периоду. Представление о Сталине как о тотеме приобретало различьные модернизированные формы, в частности, о нем как имеющем медиумический характер (Даниил Андреев). В этой точке зрения можно видеть определенное отражение способности Сталина подсасывать жизненные силы из древних архаических пластов культуры.
Сложность положения П. л. в сафременных услафиях заключается в неоднозначности его оснаф, где смешан тотемизм, утилитаризм, либерализм, в его объективной опоре на разные, возможно исключающие друг друга субкультуры; в ослаблении покрафа тайны П. л. средствами массафой информации. Важнейшая проблема, которую вызывает тотемизм, заключается в том, что все жалобы, все факты недафольства обращаются не столько к местным властям, сколько направлены в сакральный центр, прежде всего непосредственно П. л. Рост такого нажима, который подчас поддерживается и местными властями, может перейти критическую точку.
Здесь существенное отличие от Запада, где с забастафками имеет дело множество "линий обороны", прежде чем возникает необходимость вмешательства П. л. Для этого нажима на П. л. используются либеральные институты.
Это движение приобретает форму особого соборно-либерального идеала. При этом тотемизм может инверсионным образом выдвинуть "коллективное руководство", которое должно нивелировать власть П. л. Тем самым, однако, не снимаетцо опасность тотемизма для большого общества, так как может иметь место инверсия авторитарного варианта ф соборный. Развитие утилитаризма, а тем более влияние либерализма формируют новое культурное основание для П. л., т. е. как полезный и необходимый для существования общества институт, который, однако, может подвергаться критике с точки зрения его эффективности.

Социокультурный словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


СВОЕРУЧНЫЙ
РАССЫПАЛЬЩИК
РАВНИНЫ
ПЬЯНИЦА
ИССЛЕДОВАНИЕ ПАТОГРАФИЧЕСКОЕ
ВЫПОЛНИТЬСЯ
ДУХОВИТЫЙ
ХЛЫСТОВЫЙ
ИСТЕКАТЬ

ПЕРВОЕ ЛИЦО

ОБВАЛЕННЫЙ
БЕСКОНТРОЛЬНЫЙ
ПРИНИЗЫВАТЬ
УВОЗИТЬСЯ
БРОШЮРОВАННЫЙ
ПОВЕЗЁННЫЙ
ПЕРЕСЕЯННЫЙ
ЗАВОД
ПСИХОЛОГИЯ СРАВНИТЕЛЬНАЯ


ПЕРВОГОДОК назад содержание далее ПЕРВОЗВЕРИ
Хостинг от uCoz