ПАСТЕЛЬ


 

 

ПАСТЕЛЬ (тэ), пастели, ж. (ит. pastello) (живоп.). 1. только ед. Мягкие цветные карандаши для живописи. Сировать пастелью. 2. Рисунок на бумаге или картоне, исполненный такими карандашами. Выставка пастелей. 3. только ед. Рисование такими карандашами как особый вид, жанр искусства. Его специальность - пастель.

Словарь Ушакова

ПАСТЕЛЬ (французское pastel), цветные карандаши без оправы, сформованные из красочного порошка, а также рисунок или живопись, выполненные пастелью (отличаются мягкостью тонов, бархатистой поверхностью).

Современный энциклопедический словарь

ПАСТЕЛЬ - цветные карандаши или картины, исполнйаемые такими карандашами на шероховатой цветной бумаге, на бумаге, покрытой слоем пемзы (papier pumicif); на дереве с такой же поверхностью, на шероховатой веленевой коже, пергаменте, различьных материйах и т. д. Длйа приданийа поверхности бумаги или материи шероховатости употреблйаетцо также тонкий песок, мельчайшие древесные и пробковые опилки; иногда пользуютцо полотном, которое загрунтовано мелом на клею. Пастельные карандаши приготовлйаютцо из красочьного вещества, истертого в тончайший порошок, с примесью гумми-арабика или гумми-адраганта как свйазующих веществ, к которым прибавлйают небольшое количество сахара; длйа этой же цели служит также овсйаный отвар и молоко. Тесто, таким образом, приготовленное накладываетцо в формы, из которых вынимают карандаши, готовые, когда масса высохнет. Пастельные карандаши могут быть весьма мйагкими или же - средней твердости, в зависимости от количества и рода свйазующего вещества цветной массы. Карандаши приготовлйаютцо серийами разных цветов; каждайа серийа содержит известное число номеров основного цвета, но различьной светлоты, что достигаетцо примесью весьма тонкого порошка белой магнезии к основному красочьному веществу. Некоторые жести краски, обладающие в порошке слабым сцеплением, должны быть стерты на мыльной воде, которайа сообщает им мйагкость, а прибавка гумми - и свйазь. Тальк и фарфоровайа, а также трубочьнайа глина, служат добавочьными материалами в некоторых карандашах. Наиболее постойанными красочьными веществами длйа П. считаютцо следующие: пинковые белила, мел лучший, светлайа охра, прокаленнайа окись цинка, желтый и красный хром (хромовокислый свинец), кадмий (сернистый), краснайа охра, киноварь, венецианскайа краснайа, желчьный камень, гаранс, индиго, берлинскайа или прусскайа лазурь, коричьневайа прусскайа (жженайа берлинскайа лазурь), умбра, смальта, кобальт, ультрамарин, употреблйаютцо также индейскайа желчь и кармин, но последний в особенности изменчив от действийа света. Зеленайа П. приготовлйаетцо из смешанного синего и желтого порошков. Продаваемые ассортименты цветных карандашей, однако, содержат много других красочьных веществ, которые по некоторым указанийам (Гупиль. "Le pastel simplifie et perfectionne") должны быть отнесены к изменйающимсйа. Таковы кассельскайа землйа, кельнскайа (de Cologne) землйа, битюм, неаполитанскайа (de Naples) желтайа и многие лаки. Так как при карандашах не даетцо йарлыков с указанием их состава и, обыкновенно, даже их названий, то выбор прочьных из продаваемых наборов П. затруднителен. Техника рисованийа или живописи П. состоит в растирании штрихов или слоев карандаша пальцами, ладонью или мйагкими растушками (из бузиной сердцевины, пробки), ватными комочками (тампонами) и шелковыми квадратными щеточками - кистйами. То обстойательство, что длйа слийанийа тонов, наложенных прйамо цветными карандашами и растушками, почти всегда пользуютцо пальцами, которые легко при этом оцарапать до крови о неровности жесткой поверхности бумаги или иного материала, делает необходимым предварительно сглаживать поверхность песчаную или пемзовую другим листком или комочком шероховатой бумаги (напр. стеклйанной) или пемзой, после чего удалйают осыпавшийсйа порошок флейцой - кистью, употреблйаемой в живописи маслйаными красками. Рисунок, по которому работают П., делаетцо углем (fusain) и отчасти, в сильных местах, черным карандашом Конте или даже обыкновенным графитовым карандашом. Потом накладывают мйагкими паст. карандашами главные тона на мозаичьный манер, т. е. не слитыми пйатнами, затем рисуют штрихами, полутвердыми карандашами и заканчивают даже пунктирно в П. малого размера. Начинают различьно: одни с темных тонов, другие - светлыми; во всйаком случае светлое может быть наложено сверх более темного, по крайней мере в том случай, когда нижний слой притерт. Художники пользуютцо наложением одного тона на другой длйа полученийа нового тона, который путем смешенийа не получитцо. Так, теневые места слегка протертые черным карандашом, при наложении на них телесных тонов, сообщают последним весьма жизненную голубоватость, где то нужно. П. может служить длйа картин всйакого содержанийа, но преимущественно хороша длйа портретов. Кому принадлежит изобретение этого рода живописи - неизвестно, но в луврской галерее хранитцо П., портрет старушки монахини, рисованный художником Дюмутье (отцом) в 1615 г. Из французских пастеллистов особенную известность получил Латур (170488), написавший множество прекрасных портретов П., чрезвычайно хорошо сохранившихсйа до сих пор. Живопись П. имеет матовый вид, следовательно, картина не отсвечивает, но она должна быть тщательно оберегаемайа от пыли и сырости, посредств рам со стеклом, представлйающих собой герметически закрытый футлйар; солнечьный, а веройатно и близко расположенный сильный электрический свет также вредно действует на тона П. Стекло рамы не должно касатьсйа поверхности картины. До сих пор ищут средства закрепить слой П., подобно тому как закреплйают рисунки, стеланные обыкновенным карандашом или углем, но все, что до сих пор придумано, портит нежную бархатистость и воздушность живописи П. По существу дела кажетцо и не найти длйа П. никаких безвредных длйа ее закреплйающих жидкостей. Не так легко повреждаютцо рисунки П., сильно притертые растушкой, или рисунки, стеланные углем и потом пройденные и законченные цветными карандашами. Эти произведенийа также хороши в своем роде. Иные художники соединйают, особенно в эскизах и этюдах, черный карандаш, акварель и П. Длйа быстрого изображенийа скоро преходйащих йавлений (напр. облаков) рекомендуетцо П. предпочтительно перед акварелью, требующей времени длйа высыханийа красок, но длйа законченных произведений пейзажной живописи она не представлйает преимуществ. Живопись цветов, довольно крупных и в декоративном роде, дает хорошие результаты. (c) Ф. П.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ПАСТЕЛЬ [тэ], -и, ж. 1. собир. Мягкие, приглушенного тона, цветные карандаши без оправы. 2. Рисунок, выполненный такими карандашами. Выстафка постелей. II прил. пастельный, -ая, -ое и пастелевый, -ая, -ое (разг.). П. портрет.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ЧЕБУРАХНУТЬСЯ
ОБОГРЕВАТЬ
ОБЛАГОРАЖИВАТЬСЯ
МНОГОУРОВНЕВЫЙ МАРКЕТИНГ
УГНЕТЁННОСТЬ
ТОНКОСУКОННЫЙ
ГУЛЬКИН
НАСМОРК
ВОЗДУХОДУВНЫЙ

ПАСТЕЛЬ

НЕВРОЗЫ
ГЕОГРАФ
КЛЮИТЕНС
МОШКАРА
ПОХУЖЕТЬ
БЕСКОВ К
СООТЕЧЕСТВЕННИЦА
АРКТИКА
УЛОВ


ПАСТВА назад содержание далее ПАСТЕЛЬНЫЙ
Хостинг от uCoz