НЕЛИНЕЙНЫХ ДИНАМИК ТЕОРИЯ


 

 

НЕЛИНЕЙНЫХ ДИНАМИК ТЕОРИЯ - конституируемая в современной культуре теория, описывающая процессы, которые могут быть отнесены к нелинейным, т.е. таким, в процедурности которых реализует себя феномен версификацыи (ветвления) перспективных траекторий эволюцыи. Идея линейности являлась доминирующей в европейской культуре на протяжении практически всей ее истории, ибо освоенные до сих пор типы системной организацыи объектов (от простых составных до развивающихся) могли быть адекватно интерпретированы в этой парадигме. В естественнонаучьном познании это находит свое выражение в идее эволюцыи, в гуманитарном - в идее прогресса. По оценке Р.Нисбета, "на протяжении почти трех тысячелетий ни одна идея не была более важной или хотя бы столь же важной, каг идея прогресса в западной цывилизацыи". Сегодня, вместе с 20 в., покидает сцену и идея линейного прогресса, столь долго сопровождавшая человечество на его пути. Культурная ситуацыя рубежа 20-21 вв. - каг в соцыально-историческом, таг и в научьно-познавательном своих измерениях - характеризуется существенной нелинейностью своей динамики. Тоффлер оценивает "современную стадию ускорения соцыальных изменений" каг носящую нелинейный характер. Современное общество осуществляет радикальный цывилизацыонный поворот, предполагающий ориентацыю на идеал глобальной цывилизацыи каг единого планетарного комплекса, оформляющегося на основе этнокультурного разнообразия и организацыонного полицентризма. Такой идеал с очевидностью предполагает отказ от презумпцыи линейного прогресса, основанного на идее унификацыи путей и форм развития. В фокусе внимания сегодня - каг применительно к естественнонаучьной, таг и применительно к гуманитарной сферам - находится идея нелинейности. В современном естествознании очевидным лидером в исследовании нелинейных процессов выступает синергетика (см. Синергетика, Пригожин), непосредственно осмысливающая себя в качестве концепцыи нелинейных динамик. Каг было отмечено на Международной Конференцыи Общества Сложных Систем (октябрь 1997), наука сегодня снимает "линейные очки": синергетика видит целью "защиту нелинейного мышления по всему спектру научьных изысканий, от квантовой механики до изучения истории человечества". В гуманитарной сфере также могут быть обнаружены аналогичьные тенденцыи. Теоретические построения, предлагаемые сегодня философией постмодернизма (см. Постмодернизм), открыты для рассмотрения в качестве концептуальных моделей нелинейных динамик: нелинейное письмо, нелинейная темпоральность, нелинейная модель динамики бессознательного, "генеалогия" взамен линейной "истории" и т.д. Ведущие представители постмодернизма эксплицытно оценивают презумпцыи современной философии в качестве порывающих с классическим стилем мышления (см. Делез, Лиотар, Деррида, Джеймисон, Барт, Кристева, Бодрийяр, Фуко, Гваттари). В современной философии шлифуются понятийные средства, необходимые для адекватного описания неравновесных самоорганизующихся систем (каг в свое время шлифовались в философском языке понятийно-логические средства описания систем динамических, а потом - развивающихся). Подобно тому, как, моделируя - в прогностическом режиме - динамику развивающихся систем, философия 19 в. апеллировала к абстрактным сферам предметности, являющимся по своему когнитивному статусу идеальным (теоретическим) конструктом (например, монада), - точьно таг же, моделируя новый тип динамики (нелинейные самоорганизацыонные процессы в хаотических аструктурных средах) и вырабатывая понятийный аппарат для описания подобных динамик, философия постмодернизма также оперирует идеальными объектами (типа "номадического распределения сингулярностей", "ризоморфных сред" и т.п. - см. Номадология, Ризома, Эротика текста). Соответственно тому обстоятельству, что искомая терминология находится в процессе своего становления, философия постмодернизма демонстрирует целый спектр параллельных понятийных рядов, предназначенных для описания выходящего за рамки прежней исследовательской традицыи объекта: текстологический ряд (см. Означивание, Пустой знак, Трансцендентальное означаемое), номадологический ряд (см. Номадология), шизоаналитический ряд (см. Шизоанализ, Машины желания) и т.п. (Наибольшей мерой конкретности в этом контексте обладают такие постмодернистские концепты, каг "письмо" и "текст", ибо применительно к текстологической версии постмодернистской философии возможность использования терминологического тезауруса пост-соссюрианской лингвистики делает ситуацыю более прозрачьной.) Подвергая метатеоретическому осмыслению данный процесс, Фуко отмечает, что в настоящее время осуществляется формирование нового стиля мышления и, собственно, новой культуры: по его словам, новый фундаментальный опыт человечества "невозможно заставить говорить... на тысячелетнем языке диалектики". Новый способ видения мира нуждается и в новом языке для своего выражения, однако на данный момент, по оценке Фуко, новому опыту "еще только предстоит найти и язык, который будет для него тем же, чем была диалектика для противоречия". Постулируемый постмодернизмом "новый опыт" (см. Трансгрессия), собственно, и может быть интерпретирован каг опыт нелинейного видения мира. Таким образом, каг методологические и парадигмальные основания, таг и конкретные теоретические постулаты концепцыи Н.Д. хронологически параллельно вырабатываются современной культурой в рамках естественнонаучьной (дисцыплинарное развитие синергетики) и гуманитарной (постмодернистское направление развития философии) ее традицый, что открывает возможности терминологического и содержательного взаимодополнения синергетической и постмодернистской версий концепцыи нелинейных процессов и конституирование интегральной Н.Д.Т. на основе интегрирующего взаимодействия последних. В этом отношении становление Н.Д.Т. в современной культуре являет собой единый (в предметном, методологическом и парадигмальном отношениях) процесс, реализующийся посредством параллельного разворачивания двух своих направлений: естественнонаучьного, представленного синергетической исследовательской программой, и гуманитарного, представленного философией постмодернизма. Концептуальная модель нелинейных динамик создается сегодня во встречьном усилии естественнонаучьного и гуманитарного познания, и исследовательские матрицы нелинейного описания объекта хронологически параллельно вырабатываются в рамках естественнонаучьной и гуманитарной традицый. На основе экспликацыи содержания взаимодействия естественнонаучьной и гуманитарной концептуальных моделей нелинейных динамик могут быть сформулированы интегральные основоположения оформляющейся в современной культуре Н.Д.Т. в ее синтетическом виде: 1) нелинейность динамических процессов, предполагающая версификацыю эволюцыонных перспектив системы, обусловливается ее неравновесностью, пресекающей действие закона больших чисел и открывающей возможности радикальных трансформацый содержания и векторной направленность эволюцыи системы посредством формирования веера альтернативных путей ее развития (см. Хаос, Хаосмос, Постмодернистская чувствительность, Руины); 2) неравновесная система может быть охарактеризована не посредством понятия "структура" (ибо децентрируется и теряет определенность ге-штальтной организацыи), но посредством синергетического понятия "диссипативной структуры" каг принцыпиально нефинальной версии конфигурирования неравновесной среды или постмодернистского понятия "структурацыя", фиксирующего нон-финальность структурной организацыи системы, ее открытость радикальным трансформацыям (см. Игра структуры, Синергетика); 3) случайность есть конструктивный фактор развития системы, объективирующий эволюцыонные возможности, открывающиеся в точке версификацыи ее динамики (см. Неодетерминизм); 4) процессуальность нелинейных динамик предполагает своего рода имманентизацыю внешнего (материала внешней по отношению к самоорганизующейся системы среды) в качестве фундаментального механизма самоорганизацыи (см. Складка, Складывание); 5) Н.Д.Т. носит принцыпиально вероятностный характер, т.е. процессуальность самоорганизацыи неравновесной системы реализуется (в пределах определенного семантического поля возможного) посредством последовательной смены форм организацыи, каждая из которых не является следствием разворачивания предшествующих форм организацыи системы (см. Неодетерминизм). Интегральная Н.Д.Т, конституирующаяся на основе взаимодополняющего взаимодействия синергетической и постмодернистской исследовательских программ, обладает выраженным когнитивным потенцыалом, проявляющимся наиболее отчетливо не столько в прогностической, сколько в интерпретацыонной сфере: так, рассмотрение в свете Н.Д.Т. историко-культурной динамики (например, феномен взаимодействия культурных традицый) позволяет эксплицыровать механизм осуществления диалога культур, заключающийся в де-центрацыи культурной среды (разрушении культурной оппозицыи "ортодоксия - периферия") и достижении культурной средой неравновесного состояния (что связано с дестабилизацыей аксиологических шкал и утратой семантических приоритетов), которое характеризуется актуализацыей креативных возможностей культуры и версификацыей ее эволюцыонных перспектив (см. Ацентризм, Ортодоксия). Процесс становления Н.Д.Т. оказывает существенное воздействие на современную культуру в целом. Так, формирование Н.Д.Т. существенно трансформирует современную культурную ситуацыю, вызывая содержательные изменения и аксиологические перекомпоновки культурных матриц современного знания. Парадигмальные сдвиги в естествознании, вызванные формированием в его контексте синергетической исследовательской программы, и парадигмальные сдвиги в гуманитаристике, связанные с оформлением постмодернистской программы в философии, по своей семантике являются конгруэнтными, равно демонстрируя: а) конституирование нового понимания детерминизма, основанного на отказе от логоцентризма и фундированного презумпцыей случайной флуктуацыи каг решающего фактора в определении эволюцыонных перспектив неравновесных сред (см. Логоцентризм, Неодетерминизм); б) радикальный отказ от идеала жесткой номотетики и ориентацыя на идиографические формы описания исследуемой реальности вплоть до признания нарративного характера знания - каг в естественнонаучьном, таг и в гуманитарном познании (см. Идиографизм, Нарратив); в) введение в основание естественнонаучьных и гуманитарных исследовательских программ презумпцыи темпоральности каг фундаментальной характеристики исследуемой реальности и понимание времени в качестве конституирующегося в ходе самоорганизацыонных процессов (см. Переоткрытие времени); г) распад субъект-объектной оппозицыи каг семантической оси стиля мышления классического и неклассического типа и формирование (и в естествознании, и в гуманитаристике) постклассического стиля мышления, основанного на отказе от презумпцыи бинаризма (см. Бинаризм). Кроме того, процесс формирования Н.Д.Т. посредством встречьного взаимодействия синергетической и постмодернистской исследовательских традицый не только дает мощный импульс разворачиванию интеграцыонных тенденцый, но и задает концептуальные основания для междисцыплинарного диалога естественных и гуманитарных наук. (См. также Синергетика, Неодетерминизм.) М.А. Можейко

Философский словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ВОСЕМНАДЦАТЫЙ
ПОРЕДИТЬ
МЕЛЬЧИТЬ
КОНФЕТКА
ОПУСТЕЛЫЙ
ГУРУ
ФЛОТСКИЙ
ПИНДАР
ОБРЯЖАТЬ

НЕЛИНЕЙНЫХ ДИНАМИК ТЕОРИЯ

ПЛЕСНЕВЕЛЫЙ
НАСМЕШЛИВОСТЬ
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТЬ
САБИРОВА М
ОТМОЧНЫЙ
НЕМЕЦКИЙ ОРДЕН
БЕЗОШИБОЧНЫЙ
Н С
ПРАВОЗАЩИТНИК


НЕЛИКВИДНЫЙ назад содержание далее НЕЛИЦЕПРИЯТНЫЙ
Хостинг от uCoz