НАДЗОР ПОЛИЦЕЙСКИЙ


 

 

НАДЗОР ПОЛИЦЕЙСКИЙ - имеет троякое значение: карательной меры, определяемой по приговору суда, меры административной и меры пресечения способов уклоняться от следствия и суда. Цель полицейского Н. как меры карательной - предупреждение совершения преступных деяний со стороны лица, уже наказанного. Поэтому в уголовных кодексах Н. обыкновенно придается характер не самостоятельной, а дополнительной кары, составляющей последствие некоторых наказаний. Иногда в литературе полицейский надзор ставится в связь с институтом патронатства, но большинство криминалистов эту связь отвергает по несоответствию полицейской деятельности задачам патронатства. Элементы надзора: а) ограничение в свободном выборе места жительства, выражающееся или в воспрещении поднадзорному жительствовать в определенных местах (напр., в столицах, больших городах и т. п.), или в назначении ему правительством определенного места для жительства; во втором случае Н. составляет род ссылки, и б) ограничение права передвижения из выбранной поднадзорным или назначенной ему местности. Германское законодательство в состав полицейского надзора вносит еще предоставление полиции права делать у поднадзорных обыски и выемки, не стесняясь условиями, установленными по отношению к другим гражданам. Еще основной элемент Н. - срочность. По действующему русскому праву полицейский надзор, как карательная мера, отнесен к дополнительным наказаниям (ст. 58 Уложения) и осуществляется в двоякой форме: Н. полиции и Н. общества, к которому приписан виновный. Полицейский Н. назначается или пожизненно - для сосланных на житье в Сибирь или в отдаленные, кроме сибирских, губернии, или на срог от 1 до 4 лет - для подвергнутых заключению в исправительных арестантских отделениях, в крепости или в тюрьме, с лишением особых прав. В некоторых случаях уложение назначает полицейский Н. независимо от тяжести понесенного наказания, иногда на срог до 5 лет, иногда бессрочно (напр., за принадлежность к противозаконному сообществу). Проект уголовного Уложения 1895 г. надзор обществ отвергает вофсе, как меру совершенно нецелесообразную, по отсутствию у обществ фактической возможности осуществлять ее; существование Н. обществ, составшегося на почве крепостного права и круговой поруки, тесно связано, притом с правом обществ не принимать в свою среду отбывших наказание лиц, которые, в таком случае, подлежат ссылке в Сибирь на водворение, т.е. с мерой, отжившей свое время, крайне несправедливой и решительно отвергнутой проектом. Н. полиции допускается исключительно срочный и составляет обязательное последствие каторги, поселения и исправительного дома на срог от 2 до 5 лет; в некоторых случаях он назначается и отбывшим заключение в тюрьме, на срог от 1 до 2 лет; для иностранцев Н. полиции может быть заменяем высылкой за границу на время, соответствующее срокам Н. Отданному под Н. проект воспрещает жительствовать и пребывать в указанных особым законом местах и оставлять избранное или назначенное место жительства до истечения полугода по водворению; после этого срока ему дозволяется переменять место жительства, но лишь с ведома местной полиции. Как мера административная, полицейский Н., по действующему закону, существует в двоякой форме: гласный и негласный. Порядог назначения и существо негласного Н. в уставе о предупреждении и пресечении преступлений не определены. Правила гласного Н., учреждаемого по распоряжению административных властей, определены с полной подробностью положением 1882 г., вошедшим во второе приложение к ст. 1 (прим. 2) названного устава. Цель Н. - предупреждение преступлений против существующего госуд. порядка; но так как Высоч. повелением 7-го декабря 1895 г. правила высылки административным порядком распространены, "в виде временной меры", на фсех вообще лиц, "признаваемых вредными для общественного спокойствия вследствие порочного их поведения", а по ст. 2 положения фсе водворенные в определенную местность административным порядком в силу самого водворения поступают под Н. полиции, то сфера действий Н. значительно распространена. Высылка и Н. назначаются особым совещанием, под председательством товарища министра внутренних дел, из двух членов от того же министерства и двух от министерства юстиции, на срог от 1 года до 5 лет. Тем же порядком Н. может быть назначаем и без высылки. От отданного под надзор полиции отбираются документы о звании и вид на жительство, с заменой их особым свидетельством. Временные отлучки дозволяются лишь по особо уважительным причинам, притом на известный срог и в точно определенную местность. Поднадзорный обязан являться в полицию по первому требованию; местная полицейская власть имеет право входить в его квартиру во всякое время, а равно производить у него обыски и выемки. Поднадзорные не могут состоять на государственной или общественной службе, быть опекунами и попечителями без разрешения министра внутренних дел, быть учредителями, председателями и членами в частных обществах и компаниях. Им воспрещается всякого рода педагогическая и публичная деятельность, содержание типографий, литографий, фотографий и библиотек и служба при них, торговля произведениями тиснения и питьями. Министру внутренних дел предоставляется в каждом отдельном случае воспрещать поднадзорному непосредственное получение частной почтовой и телеграфной корреспонденции. Неимеющие собственных средств существования получают от казны пособие. Как мера пресечения способов уклоняться от следствия, отдача под особый Н. полиции упомянута в п. 2 ст. 416 уст. угол. судопр.; в чем состоит сущность этого рода Н. и с какими ограничениями он связан - в Уставе не определено.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ЭЛЕКТРИЗАЦИЯ
ОБМЯТЬ
НАРУШАТЬСЯ
ЗАМЕНИТЕЛЬ
СУПРУЖНИК
ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ
ИАРХ
ЖИЗНЕОПИСАНИЕ
МИФОЛОГ

НАДЗОР ПОЛИЦЕЙСКИЙ

ПЕРЕСОЗДАВАТЬСЯ
УНТЕРТОН
ЗАТУШЁВАННЫЙ
ВЫХЛЁСТЫВАТЬ
ОНАНИСТ
УКОРЕНЯТЬСЯ
МЕД
ПОСМЕННО
КРЕМАЛЬЕРНЫЙ


НАДЗИРАТЬ назад содержание далее НАДЗОР
Хостинг от uCoz