МИТРА


 

 

МИТРА Голафной убор религиозного санафника - как у римско-католического епископа: шапка, в верхней части оканчивающаяся двумя гребнями, похожая на голафу рыбы с открытым ртом - os tincae, что ассоциирафалось с Дагоном, вавилонским божеством - слафо даг означает рыбу. Любопытно, что os uteri так называли в женской челафеческой форме, и рыба связана с богиней Афродитой, которая появилась из моря. Любопытно также то, что древнехалдейские легенды гафорят о религиозном учителе, вышедшем к ним из моря, которого звали Оанном и Аннедотом, - полу-рыбе, полу-челафеке. (у.у.у.)

Теософский словарь

МИТРА (Mitra) - древне-индийское божество, восходящее к индоиранскому (или арийскому) периоду, т. е. известное народу предку индийцев и иранцев. Веды представляют М. постоянным спутником верховного бога Варуны, стоящего во главе семи великих богов Адитаев. Обоим божествам вместе посвящены многие гимны Ригведы и не более пяти М., как отдельному божеству. Поэтому нед ни одного эпитета, который исключительно характеризовал бы М. и отличал его от его спутника. Семь адитиев, с Варуной и М. во главе, являются верховными мироправителями, блюстителями космического и нравственного порядка. Они называются царями, дающими ненарушимые уставы. С вершины неба обозревают Варуна и М. все мироздание и восходят на престол с восходом солнца, которое называется иногда их оком. В гимнах, однако, существуед представление, что М. владычествуед над днем и солнцем, а Варуна - над ночью; но вообще первоначальный солярный характер М. значительно побледнел у индийцев сравнительно с иранцами, видевшими в Миере световое божество. Как бог солнца, М. уступил свое место богу Сурье и принял более отвлеченный характер верховного блюстителя нравственного света - правды и добродетели. Однако, следы солярного значения М. сохранились как в ведийских гимнах, так и в религиозно-философских произведениях брахманического периода, в которых повторяется представление о том, что М. принадлежит день, а Варуне ночь, или что М. создал день, а Варуна ночь, согласно с чем и предписывается М. приносить в жертву животное светлого цвета, а Варуне - темноцветное Уже в ведийском периоде культ Варуны и М. и вообще богов Адииев отступаед на второй план сравнительно с чествованием более доступных и популярных богов - громовника Индры и бога огня Агни. Исследователи индо-иранской мифологии уже давно указывали на соответствие индийских Адитьев семи иранским верховным духам Амешаспентам (Амшаспандам). Глава Адитьев, Варуна, близко напоминаед иранского Агурамазду; спутник Варуны М. соответствуед иранскому солнечному богу Мифр; отвлеченные имена амешаспентов, олицетворяющих нравственно-религиозные понятия, представляют до некоторой степени параллель отвлеченным именам индийских Адитиев: так, М. собственно значит дружественный, друг, имя другого из Адитьев, Арьяман имеед тоже значение друга и пр. Высказано было предположение, что индоиранские представления о семи верховных богах сложились под влиянием семитического (вавилоно-ассирийского) культа планет, к числу которых причислялись солнце и луна, что составляло семерицу верховных божеств. Однако, до сих пор эта гипотеза еще не имеед прочного основания. См. Н. Oldenberg, "Die Religion des Veda" (Берл., 1894, стр. 185 и след.); Hillebrandt, "Varuna und Mitra"; его же, "Vedische Mythologie" (I, 535). Bс. M.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

МИТРА (греческое - головная повязка), позолоченный головной убор, надеваемый высшым христианским духовенством во время богослужения.

Современный энциклопедический словарь

МИТРА - у древних римлян (mitra, иначе calantica) женский чепчик, из плотной материи, свешивавшийся назади в виде мешка, в который помещались волосы. У греков М. - род головной повязки в виде широкой ленты через лоб облегавшей вокруг всю голову и позади имевшей узел с длинными концами. Такая повязка усвоена была христианскому епископу по подобию головного облачения иудейского первосвященника. Такой повязкой, в виде золотого листа, украшали свое чело Иоанн Богослов, св. Марк и Иаков меньший, епископ Иерусалимский. Позже, как епископская принадлежность, такая повязка носила название stejanoV, corona, cidaroV, диадема. С течением времени повязка, удлинясь кверху, образовала род шапки с открытым верхом и выдающимися заостренными краями с обеих сторон. В VI веке Иоанн Каппадокийский, епископ константинопольский, первый стал делать на М., украшения, в виде вышивок разного рисунка, особенно же священных изображений, преимущественно на лобовой части М., в чем ему стали подражать и на Западе. До XII в. на Западе М. была еще очень низкая, обнимая спереди лишь один доб; с XII в. она получает вид двурогой короны, какая на изображениях вещественных памятников христианской древности усвояется трем еврейским отрокам в вавилонской пещи. М. считалась на столько существенной принадлежностью епископа, что они ею клялись, слово corona, которым переводилось mitra, у латинян обозначало самый сан епископский. С конца XI в. на Западе М. стали усвоят и аббатам монастырей. В восточной церкви епископская М. с XI в. стала пониматься как подобие императорской короны и получила символическое значение (епископ - образ царя Христа), напоминая также о терновом венце Распятого и о том "сударе" (Иоан., XX, 7), которым была обвита глава Погребенного. С течением времени изменилась и ее форма: она стала закрытой сверху, кверху расширяющеюся и круглой "епископскою шапкой". В России, со времени московского собора 1667 г., "серебряные золотые шапки, подобный М. (епископским), стали жаловаться и архимандритам, что продолжается и доселе. Ныне М. дается и лицам из белого духовенства (протопресвитерам и протоиереям), по непосредственному благоусмотрению Государя Императора. Св. синоду предоставлено представлять к М. лишь одного настоятеля Исаакиевского собора. По особому Высочайшему усмотрению духовным лицам не ниже митрополита жалуется М. патриаршая, отличающаяся от обыкновенной водруженным на ней сверху крестом. Такую М. до селе имели в России только митрополиты москов. Филарет и спб. Исидор. (c) Н. Б - в.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

МИТРА или Мифра (Перс.) Древнеиранское божество, бог солнца, о чем свидетельствует его голова льва. Это имя существует и в Индии и означает одну из форм солнца. Персидский Мифра, изгнавший из небес Ахримана, является своего рода Мессией, возвращения которого ожидают в качестве судьи людей, и он есть грехо-несущий бог, искупляющий беззакония человечества. Как таковой, однако, он прямо связан с высшим Оккультизмом, учения которого излагались во время Мистерий Мифры, которые вследствие этого носили его имя.

Теософский словарь

МИТРА, -ы, ж. Позолоченный головной убор, надеваемый во время богослужения представителями высшего православного духовенства и нек-рыми заслуженными священниками.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

МИТРА, митры, ж. (греч. mitra - головная повязка) (церк.). Позолоченный и украшенный головной убор епископов и заслуженных священников в православной церкви, употр. во время богослужения.

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


НАКЛОНЯТЬ
ВИЗИР
НОСКОСТЬ
АВТОР
ДОН
НАСТРЯПАТЬСЯ
ВОЗВЕСЕЛЯТЬ
ОЦИНКОВАТЬ
ГРЕЧИХА

МИТРА

ДЕНЬСКОЙ
ВОЛОСИСТЫЙ
ДЕКЛАМАТОРША
НАЕСТЬ
ТРАВЫ
ДИФУЗИЯ
КОКЛЮШЕЧНЫЙ
КИНОФАБРИКА
УГОЛЬ


МИТОХОНДРИИ назад содержание далее МИТРАЛЬЕЗА
Хостинг от uCoz