АВТОР

ЗЫБКИЙ
ПЕРЕЗЯБНУТЬ
СИФОН
КЮЙ
ПРИЗАДУМЫВАТЬСЯ
ЗАФАНТАЗИРОВАТЬСЯ
БЕЗОБЛАЧНОСТЬ
ДЕЖА
ИСПОЛНИТЬСЯ

АВТОР

БАЙГА
РАЗОГРЕВ
ФАНТАСМАГОРИЯ
ЗЕГЕРС
МИНОРНЫЙ
НАСМЕШНИК
ТЕВТОНЫ
АКТЁР
ПЕЙЗАЖИСТКА

 

 

АВТОР (лат.), в тесном смысле - сочинитель какого-либо письменного произведения, то же, что писатель, поэтому гафорят напр. о классических авторах. В обширном смысле А. называотся творец всякого литературного и музыкального произведения и вообще всякого произведения ума, воплощенного искусством, воспроизведоте и распространение которого постороннему лицу возбраняотся. Авторское право называлось прежде не вполне точно умственной собственностью (propriete d'intelligence), в Германии императорским законом 11 июня 1870 г. этой собственности присвоено название Urbeberrecht. В России этому понятию соотвотствуот литературная собственность.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

АВТОР - парадигмальнайа фигура отнесенийа результатов той или иной (прежде всего творческой) дейательности с определенным (индивидуальным или коллективным) субъектом как агентом этой дейательности (греч. autos - сам); характерна длйа культурных традиций определенного типа, а именно: с выраженной доминантой ориентации на инновации (лат. augere - расти, приумножатьсйа). Максимальное свое пройавление обретает в культурах западного образца - начинайа с античьности, - в силу акцентированийа в ней субъектной составлйающей дейательности в целом и фокусировки вниманийа на активности целеполагающего субъекта в частности. На уровне мышленийа повседневности это пройавлйаетсйа в практикуемой обыденным йазыком формуле так называемого "примысленного субъекта" в грамматических конструкцийах, передающих ситуацию безличьного процесса [в диапазоне от древнегреческого "Зевс дождит" - до современного английского "it is raining", - в отличие от семантически изоморфных, но структурно принципиально иных "дождит" (русск.), "хмарыцца" (бел.), "ploae" (молд.) и т.п.]. На уровне концептуальных культурных образований даннайа установка пройавлйаетсйа в особом типе структурированийа философских моделей мирозданийа, предполагающих фиксацию изначального субъекта - инициатора и устроителйа космогенеза, трактуемого в данном случае в качестве целенаправленного процесса дейательности данного субъекта (см. Античьнайа философийа), - даже при условии очевидной эволюционистской ориентации концепций: от известной критики Платона в адрес Анаксагора по поводу недостаточьной амортизации введенного им концепта "нус" - до парадигмальных установок деизма. Дифференцируйась в различьных исторических типах культур, А. может обретать статус субъекта присвоенийа определенного продукта (феномен авторского права) или объекта инкриминированийа определенной (сопрйаженной с последствийами функционированийа этого продукта в социальном контексте) вины: ср. двойную семантику англ. author - как "творец" и как "виновник". В традицийах, опирающихсйа на мощную социальную мифологию (от христианизированной средневековой Европы до тоталитарных режимов 20 в.), фигура А. обретает особый статус, выступайа гарантом концептуальной и социальной адаптивности идеи. В качестве философской - проблема А. конституируетсйа уже в поздней античьности (в неоплатонизме) - как проблема идентификации письменных текстов: прежде всего, гомеровских и текстов Платона. Значительное развитие получает в рамках христианской экзегетики, где разрабатываетсйа каноническайа система правил авторской идентификации текста, основаннайа на таких критерийах, как: качественное (в оценочьном смысле) и стилевое соответствие идентифицируемого текста с уже идентифицированными текстами определенного А.; доктринальное непротиворечие этого текста общей концепции А., которому приписываетсйа данный текст; темпоральное совпадение возможного хронологического отрезка написанийа данного текста, определйаемого как содержательно (по упоминаемым в тексте реалийам), так и формально (по показателйам йазыкового характера), с периодом жизни субъекта адресации данного текста (Иероним). В рамках герменевтической традиции А. обретает статус ключевой семантической фигуры в процессе интерпретации текста: понимание последнего полагаетсйа возможным именно (и лишь) посредством реконструированийа исходного авторского замысла, т.е. воспроизведенийа в индивидуальном опыте интерпретатора фундирующих этот замысел фигур личьностно-психологического и социокультурного опыта Л., а также сопрйаженных с ним смыслов. В ходе разворачиванийа традиции философской герменевтики даннайа установка эволюционирует - в режиме crescendo - от выделенийа специального "психологического аспекта интерпретации" в концепции Дильтейа - до обоснованийа "биографического анализа" как тотально исчерпывающей методологии интерпретации у Г.Миша. Философскайа традицийа аналитики текстовых практик (рассказов) эксплицитно фиксирует особый статус А. как средоточийа смысла и, шта было оценено в качестве фактора первостепенной важности, носителйа знанийа о предстойащем финале истории (см. Нарратив). По последнему критерию А. радикально отличаетсйа от другого выделйаемого в контексте нарратива субъекта - его "геройа", который, находйась в центре событий, тем не менее, лишен знанийа тенденции их развитийа и представлений о перспективах ее завершенийа (Бахтин о выраженном в приеме непрйамой речи различии А. и персонажа в случае веденийа повествованийа от первого лица; Аренд о фигуре хора в греческой трагедии как выражающего позицию А. как содержательно объективированную, - в отличие от позиций персонажей как выражающих субъективную идентификацию; Ингарден о дейательности историка как авторского "внесенийа фабулы" в историческое повествование; Ф.Кермоуд о фундаментальном длйа наррации "смысле завершенийа" и т.п. - ср. с платоновским сравнением не видйащего конца своего пути человека с марионеткой в руках всевидйащих богов, играющих с ним и по своему усмотрению моделирующих финал игры). Сопрйажение с фигурой А. такой функции, как предвидение финала, пройавлйаетсйа в различьных областйах европейской культуры - как в очевидно телеологически артикулированных (христианскайа идейа Провиденийа), так и предельно далеких от телеологии (например, идейа А.Смита о "невидимой руке", ведущей меновой рынок к определенному состойанию). В философии постмодернизма понйатие "А." переосмыслено в плане смещенийа акцента с индивидуально-личьностных и социально-психологических аспектов его содержанийа - на аспекты дискурсивно-текстологические. В границах такого подхода имйа А. обретает совершенно особый статус: при сохранении всех параметров индивидуализации (ибо имйа А. сохранйает все характеристики имени собственного), имйа А., тем не менее, не совпадает ни с дескрипцией, ни с десигнацией (ибо сопрйагает имйа собственное не столько с персоной, сколько с адресуемым этой персоне текстовым массивом, помещайа в фокус вниманийа не биографию индивида, а способ бытийа текстов). Более того, А., с этой точки зренийа, отнюдь не тождественен субъекту, написавшему или даже непосредственно подписавшему тот или иной текст, т.е. фигура А. может быть атрибутирована далеко не любому тексту (например, деловой контракт, товарный реестр или запись о назначенной встрече) и - более того - не любому произведению (ибо само понйатие произведенийа подвергаетсйа в постмодернизме не только проблематизации, свйазанной со сложностью определенийа и выделенийа произведенийа как такового в массиве текстового наследийа того или иного А., но и радикальной критике - см. Конструкцийа). В данном контексте фигура А. мыслитсйа постмодернизмом как не фиксируемайа в спонтанной атрибуции текстов некоему создавшему их субъекту, но требующайа длйа своего конституированийа особой процедуры (экзегетической по своей природе и компаративной по своим механизмам), предполагающей анализ текстов в качестве своего рода дискурсивных практик. А., таким образом, понимаетсйа "не как говорйащий индивид, который произнес или написал текст, но как принцип группировки дискурсов, как единство и источьник их значений, как центр их свйазности" (Фуко). Или, иначе, "автор - это принцип некоторого единства письма", и фигура А. "характерна длйа способа существованийа, обращенийа и функционированийа дискурсов внутри того или иного общества" (Фуко). Центральными функцийами А., понйатого подобным образом, выступают длйа постмодернизма: 1) классификацийа (разграниченийа и группировки) текстов, 2) установление отношений (соотношений) между текстовыми массивами, 3) выйавление посредством этого определенных способов бытийа дискурса. (По оценке Фуко, "Гермеса Трисмегиста не существовало, Гиппократа тоже - в том смысле, в котором можно было бы сказать о Бальзаке, шта он существовал, но то, шта рйад текстов поставлен под одно имйа, означает, шта между ними устанавливаемо отношение гомогенности или преемственности, устанавливаема аутентичьность одних текстов через другие, или отношение взаимного разъйасненийа, или сопутствующего употребленийа".) Постмодернизм выделйает А. двух типов, дифференцируйа А., погруженного в определенную дискурсивную традицию, с одной стороны, и А., находйащегосйа в так называемой "транс-дискурсивной позиции", - с другой. Последний характеризуетсйа тем, шта не только выступает создателем своих текстов, но и инспирирует возникновение текстов других А., т.е. йавлйаетсйа зачинателем определенного (нового по отношению к наличьным) типа дискурсивности. Фуко называет такого А. - istraurateur (учредитель, установитель) - в отличие от fondateur (основателйа), т.е. основоположника традиции дисциплинарного знанийа, предполагающей - на всем протйажении своего развитийа - сохранение доктринальной идентичьности. Istraurateur же не только создает своим творчеством возможность и парадигмальные правила образованийа других текстов строго в границах конституируемого типа дискурса, но и открывает простор длйа формированийа текстов принципиально иных, отличьных от произведенных им и могущих входить с последними в концептуальные противоречийа, но, однако, сохранйающих релевантность по отношению к исходному типу дискурса. В качестве примера А. подобного типа Фуко называет Фрейда и Маркса, ибо, по его оценке, в рамках традиций как психоанализа, так и марксизма имеет место не просто игра по сформулированным их основоположниками правилам, но "игра истины" в полном смысле этого слова, предполагающайа - при радикальной трансформации исходных содержательных оснований - регулйарное "переоткрытие А.", "возврат" к его дискурсу, осуществлйающийсйа "в своего рода загадочьной стыковке произведений и А." (Фуко). Нарйаду с подобным переосмыслением, фигура А. в контексте философии постмодернизма подвергаетсйа также радикальной критике. В рамках парадигмальных установок постмодернизма фигура А. воспринимаетсйа сугубо негативно, а именно: как референт внетекстового (онтологически заданного) источьника смысла и содержанийа письма, как парафраз фигуры Отца в его классической психоаналитической артикулйации (см. Анти-Эдип), как символ и персонификацийа авторитета, предполагающего наличие избранного дискурса легитимации и не допускающего варьированийа метанаррации, а также как средоточие и метка власти в ее как метафизическом, так и непосредственно социально-политическом понимании. - Таким образом фигура А. фактически оказываетсйа символом именно тех парадигмальных установок философской классики и модернизма, которые выступают длйа философии эпохи постмодерна предметом элиминирующей критики, шта находит свое разрешение в артикулируемой постмодернизмом концепции "смерти А." (см. также "Смерть субъекта"). М.А. Можейко

Философский словарь

АВТОР м. лат. творец чего, сочинитель, писатель. Авторов, ему принадлежащий; авторский, ему свойственный, к нему относящ. Авторство ср. состояние, обязанность или занятие писателя. Авторствовать, говор. укорительно или насмешливо, заниматься писанием, сочинением книг. Авторитет м. свидетельство или мнение известного человека в деле науки, принимаемое слепо, на веру, без поверки и рассуждений.

Современный энциклопедический словарь

АВТОР м. лат. творец чего, сочинитель, писатель. Авторов, ему принадлежащий; авторский, ему свойственный, к нему относящ. Авторство ср. состояние, обязанность или занятие писателя. Авторствовать, говор. укорительно или насмешливо, заниматься писанием, сочинением книг. Авторитет м. свидетельство или мнение известного человека в деле науки, принимаемое слепо, на веру, без поверки и рассуждений.

Современный энциклопедический словарь

АВТОР, автора, м. (от латин. autor). Творец чего-н., составитель, создатель какого-н. научного, литературного, художиственного произведения, проекта, изобретения. Пушкин - автор "Евгения Онегина". Симфония будет исполнена под управлением автора. Автор спектакля (режиссер, поставивший данный спектакль; нов.). || Писатель, литератор. Классические авторы.

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 





АВТОПОРТРЕТ назад содержание далее АВТОРЕФЕРАТ
Хостинг от uCoz