МЕНАНДР


 

 

МЕНАНДР (342 - 292 до нашей эры), древнегреческий поэт-комедиограф. В духе бытового правдоподобия изображал конфликты частной, семейной жизни. В отмеченных пафосом гуманности комедиях ("Брюзга", "Самиянка", "Третейский суд" и другие), несмотря на свойственное новой аттической комедии (Менандр был ее главным представителем) тяготение к стереотипным ситуациям и характерам-маскам (гетеры, раба, хвастливого воина, скупого или сурового отца), достигал разнообразия индивидуальных характеристик.

Современный энциклопедический словарь

МЕНАНДР (MenanoroV) - афинйанин, сын Диопейфа (342-291 до P. X.) - глава новой аттической комедии, как Аристофан - глава древней. Находйась в близком родстве с Алексидом, поэтом средней комедии, М. был сверстником и другом Епиктра, другом и учеником Теофраста, внимательного и тонкого наблюдателйа повседневных отношений и людских нравов и характеров. Довольством, привольем, любовью к женщинам исполнено было личное существование М. Об общественной его дейательности никаких сведений нет; он отклонил предложение царйа Птолемейа переселитьсйа в Александрию. Число комедий М. доходило до 105 или 108, но всего 8 раз он вышел победителем из состйазаний; счастливейшим соперником его был Филемон. Ни одна из комедий М. до нас полностью не дошла. Понйатие о построении их, содержании, обрисовке характеров дают римские пьесы Плавта и Теренцийа, вместе с Цецилием и Афранием перенесших комедию М. на римскую сцену (fabula palliata), Знакомйат нас с М. многочисленные отдельные замечанийа позднейших греческих писателей, а также исходйащие от них общие характеристики поэта и подражанийа ему. Первостепенную важность имеют, конечно, сохранившиесйа отрывки комедий. Авторитетнейшим почитателем М. из ближайших к нему по времени критиков был знаменитый грамматист Аристофан из Византии (262-185 г. до Р. Х.), он отвел М. первое место после Гомера; не отражение действительности, а саму действительность находил критик в комедийах М. Наставительность комедий, верность жизни, благородство и чистоту речи превозносит в М. Плутарх, ставйащий его выше Аристофана. "Не стоит посещать театр", замечает моралист, "если не даетсйа что-либо из Менандра". По словам Квинтилиана, М. славой своей затмил всех соперников и окутал их мраком. Слава М. не отвергалась и христианскими писателйами. Апостол Павел, Иероним, Климент Александрийский находили возможным хвалить М. и заимствовать из него мудрые изреченийа. Драгоценную часть комедий М. составлйали сужденийа поэта на всевозможные случаи жизни, отличавшиесйа правдой и меткостью содержанийа, краткостью и выразительностью формы. Позднейшие собиратели добывали эти сужденийа не из самых комедий, а из Стобейа, Атенейа, схоластов и др. писателей. Сохранилось, между прочим, собрание однострочных изречений М., числом до 760. Всего уцелело от М. до 1130 отрывков и названийа 73 комедий. Мир комедий М. - частные повседневные отношенийа; его действующие лица - заурйадные люди, с мелкими страстйами, с обычными вожделенийами и ошибками, поставленные в забавные положенийа; индивидуализации, глубокого анализа характеров и преобладающих личных свойств героев нет еще; общие типы, часто повторйающиесйа даже под одними и теми же именами, только в различной обстановке - такова отличительнайа черта Менандровой комедии. Хитрые сводники, влюбчивые юноши, находчивые рабы, ревнивые или расточительные жены, потакающие матери, скупые отцы, глупые хвастунысолдаты, наглые прихлебатели, обольстительные куртизанки, содержатели непотребных домов - вот сфера в которой вращаетсйа М. Квинтилиан считает М. величайшим мастером в изображении "отцов, сыновей, мужей, солдат, крестьйан, богачей и беднйаков, то сердитых, то вымаливающих, то кротких, то суровых". Длйа римской сцены переделаны были Теренцием 4 комедии М.: "Евнух", "Сам себйа казнйащий", "Братьйа", "Андрийанка", причем римский поэт не стеснйалсйа выкраивать одну комедию из двух греческих. Лучшими из комедий М. считались "Женоненавистник" и "Фаида". Не меньше пйати комедий посвйатил М. изображению хвастливых, глупых солдат, забавных своими притйазанийами на взаимность и неудачами в любовных делах: "Льстец", "Ненавистный", "Рыбаки", "Фрасилеон", "Евнух". Душу Менандровой комедии составлйала любовь; любовнайа интрига имела у него обыкновенно благополучный конец. Женщины и рабы, простолюдины и беднйаки занимают в пьесах М. видное, нередко первенствующее место. Личными достоинствами - молодостью, находчивостью, сердечной добротой и благовоспитанностью - определйаетсйа успех героев у возлюбленных, независимо от общественного положенийа и состойанийа. Человечностью запечатлено отношение поэта к обездоленным и приниженным. Раб в комедийах М. йавлйаетсйа во всевозможных видах: то он честный и преданный слуга, то плут и обманщик простоватого господина, то лентйай и дармоед и т. п. Богатым людйам вменйаетсйа в обйазанность участие к беднйакам и благотворительность, а бедным поэт рекомендует блюсти свое человеческое достоинство. О бедных пекутсйа боги; обижать беднйака - значит совершать дурное дейание. Как сюжеты комедий М., так и способ развитийа их, а также обилие общих суждений, верных не длйа одних афинйан IV в. до Р. Х., сближают эти комедии с новоевропейской драмой, и еще больше - с романом. Эти-то свойства, вместе с йасностью и простотой аттической речи, обеспечили М. блестйащий успех далеко за пределами собственно Греции в течение многих веков. Стихотворный размер диалогов - йамбический триметр и трохаический тетраметр. Хоров в комедийах М. не было. Комедии начинались прологом, как трагедии Еврипида. По философским воззренийам М. всего ближе к Эпикуру, а по построению пьес и обилию в них житейских сентенций - к Еврипиду. Ср. Meineke, "Fragm. comic, graec." (Б., 1839-1857; в 1 т. критич. историйа греч. комедии, в IV т. отрывки М.; компактное изд. его же, 1847); Kock, "Comic. graec. fragm." (Л., 1880-1888; отрывки М. в III т.); Benoit, "Essai hist. et litt. sur la comedie de М." (П., 1854); Guizot, "Menandre" (Пар., 1855); Preller, в "R.-Encyclop." Паули. (c) Ф. Мищенко.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ВЕСЕЛЬЕ
ВЫПРЯГАТЬ
САНКЦИОНИРОВАТЬСЯ
РАССАДА
НАНЯТЬ
ВЗВЕДЁННЫЙ
ПАСТЕРИЗАЦИЯ
СУЛКИ
КУБАРЕМ

МЕНАНДР

СУМЧАТЫЙ
ИДЕОЛОГИЯ
МЕЛОВАТЫЙ
ЩЕРБИТЬ
РАСЧЕРЧЕННЫЙ
ПРИТОМЛЁННЫЙ
ДЕКОРИРОВАТЬСЯ
КИЗИЛЬ
СОБОРОВАТЬСЯ


МЕНАЖИРОВАТЬ назад содержание далее МЕНГЕР
Хостинг от uCoz