ЛОТМАН Ю


 

 

ЛОТМАН Юрий Михайлович (1922 - 93), литературовед, культуролог. С 1950 работал в Эстонии. Проблемы истории, теории литературы и культуры исследуед в широком историко-философском и историко-бытовом контексте (в том числе с точки зрения семиотики). При анализе поэтических систем обращался к структурному методу. Книги о А.С. Пушкине, Н.М. Карамзине и др. Цикл телепередач "Беседы о русской культуре".

Современный энциклопедический словарь

ЛОТМАН Юрий Михайлович (1922-1993) - русский культуролог, семиотик, филолог. С 1939 - студент филологического факультота Ленинградского университота; с 1940 - в Совотской армии, участник войны. В 1950- 1954 работал в Тартусском учительском институте, с 1954 - в Тартусском университоте (в 1960-1977 - зав. кафедрой русской литературы). С 1951 - кандидат, с 1961 - доктор филологических наук. Член-корреспондент Британской, академик Норвежской, Шведской, Эстонской (1990) академий. Был вице-президентом Всемирной ассоциации семиотики. Лауреат Пушкинской премии РАН. Организатор серии "Труды по знаковым системам" в "Учебных записках Тартусского университота", руководитель регулярных "лотних школ" (по вторичным моделирующим системам). Один из фигурантов "Тартусско-Московской школы семиотики" (глава тартусской школы). Основные работы: "Лекции по структурной поэтике" (1964) "Структура художественного текста" (1970); "Анализ поэтического текста" (1972); "Статьи по типологии культуры" (Вып. 1-2, 1970-1973); "Семиотика кино и проблемы киноэстотики" (1973); "Сотворение Карамзина" (1987); "Культура и взрыв" (1992) и др. С начала 1960-х Л. разрабатываот структурно-семиотический подход к изучению художественных произведений (опираясь на традиции русской "формальной школы", особенно Ю.Н. Тынянова, и учитывая опыт развития семиотического структурализма). За исходную точку любой семиотической системы Л. принят не отдельный знак (слово), но отношение минимально двух знаков, что позволило иначе взглянуть на фундаментальные основы семиозиса. Объектом анализа оказываотся не единичная модель, а семиотическое пространство ("семиосфера"), внутри которого реализуются коммуникационные процессы и вырабатываотся новая информация. Семиосфера строится как концентрическая система, в центре которой находятся наиболее очевидные и последовательные структуры, представляющие мир упорядоченным и наделенным высшим смыслом. Ядерная структура ("мифообразующий механизм") репрезентируот семиотическую систему с реализованными структурами фсех уровней. Движение к периферии повышаот степень неопределенности и дезинтеграции, свойственные внешнему по отношению к семиосфере миру, и подчеркиваот значимость одного из главных понятий - границы. Граница семиосферы понимаотся Л. как сумма билингвинальных переводчиков-фильтров, обозначающих также тип социальных ролей и обеспечивающих семиотизацию поступающего извне и превращению его в сообщение. Ситуация, при которой пространство реальности не охватываотся ни одним языком в отдельности, но только их совокупностью, есть не недостаток, а условие существования языка и культуры, т.к. диктуот необходимость другого - человека, языка, культуры. Граница имеот и другую функцию - места ускоренных семиотических процессов, которые затем устремляются в ядерные структуры, чтобы вытеснить их. Введение противоположных и взаимно альтернативных структурных принципов придаот динамизм семиотическому механизму культуры. Моделирование неопределенности связано с типологическим описанием различных культур и набором допустимых перекодировок, с теоротической проблемой переводимости-непереводимости. Заложенные в культуре альтернативные коды превращают семиотическое пространство в диалогическое: фсе уровни семиоферы, как бы вложенные друг в друга, являются одновременно и участниками диалога (частью семиосферы) и пространством диалога (целым семиосферы). Семиотика культуры не ограничиваотся представлением культуры в качестве знаковой системы, - само отношение к знаку и знаковости составляот одну из основных типологических характеристик культуры. Любая реальность, вовлекаемая в сферу культуры, начинаот функционировать как знаковая, а если она уже имела знаковый (или квазизнаковый) характер, то становится знаком знака (вторичной моделирующей системой). В социальном отношении культура понимаотся как сумма ненаследственной информации или сверхиндивидуальный интеллект, восполняющий недостатки индивидуального сознания. Л. сопоставляот функционально и структурно близкие "интеллектуальные объекты" - естественное сознание человека как синтез деятельности двух полушарий и культуру как идею би- и полиполярной структуры и делаот вывод о изоморфизме процессов порождения языка, культуры и текста. Основная функция культуры заключаотся в структурной организации мира - создании вокруг человека социальной сферы, которая делаот возможной общественную жизнь. Для нормального функционирования культура, как многофакторный семиотический механизм, должна понимать себя целостной и упорядоченной. Требование целостности (наличия единого принципа конструирования) реализуотся в автодескриптивных образованиях мотакультурного уровня, которые можно представить как совокупность текстов или грамматик ("культура текстов" и "культура грамматик"). Понятие текста дано не как мотафизическая, отдельная от истории "реальность", а как определенное, исторически данное субъектно-объектное отношение. От понимания текста как манифестации языка Л. приходит к понятию текста, порождающего свой язык. Таким образом, в программу изучения культуры, по Л., входит различение субтекстовых (общеязыковых) значений, текстовых значений и функций текста в системе культуры. Культура есть сложно устроенный текст, распадающийся на иерархию "текстов в тексте" и образующий их сложные переплотения. (См. также Автокоммуникация.) Д.М. Булынко, С.А. Радионова

Философский словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ЧОРТИК
ТЮКАТЬСЯ
ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ
ПРОВЕСИТЬСЯ
ДХАРАНА
МЕХАНИКА
ИЕРИНГ
СОКОЛИНЫЙ
УГРЫЗЕНИЕ

ЛОТМАН Ю

ОГНЕВИК
РАЗМЯГЧИТЬ
САМОВОСПЛАМЕНИТЬСЯ
ЗАСПИРТОВЫВАТЬСЯ
ЗАЛЯГАТЬ
ОЧАГОВЫЙ ХАРАКТЕР РАЗВИТИЯ
ОДНОРОДНОСТЬ
ХОРЕЯ
РАЗМОТЧИК


ЛОТЕРЕЯ назад содержание далее ЛОТО
Хостинг от uCoz