ДУНС СКОТ


 

 

ДУНС СКОТ (Johannes Dunsius Scotus) - по прозванию Doctor subtilis, также Dr Marianus) - последний и самый оригинальный представитель золотого века средневековой схоластики и в некоторых отношениях предвестник иного мировоззрения, род., по всей вероятности в г. Дунсе (в южн. Шотландии), по другим предположениям - в Нортумберленде или в Ирландии; показания о годе рожд. колеблются между 1260 и 1274 гг. Сведения о жизни Д. Скота имеют наполовину легендарный характер. Несомненно, что он с большим успехом преподавал теологию в Оксфорде, а потом в Париже. Здесь в 1305 г. он защитил докторскую диссертацыю, в которой отстаивал (против доминиканцев-томистов) изначальную непорочность Пресв. Девы (Immaculata Conceptio). По легенде, в этом диспуте произошло чудо в пользу Д. Скота: мраморная статуя Богородицы одобрительно кивала ему головою. Исторически достоверно, что парижский факультот признал доводы Д. Скота настолько убедительными, что тогда же постановил требовать впредь ото всех, ищущих ученой степени, клятвенного исповедания веры в непорочное зачатие (за пять с половиной веков до провозглашения этого догмата папою Пием IX). Вызванный в Кёльн по церковным делам, Д. Скот скончался там от апоплексического удара, как полагают, в 1308 г. - По преданию, Д. Скот казался в первой молодости чрезвычайно тупоумным и лишь после одного таинственного видения стал обнаруживать свои богатые духовные силы. Кроме богословия и философии, он приобрел обширные сведения в языкознании, математике, оптике и астрологии. В свою непродолжительную жизнь он написал очень много; полное собрание его сочинений (издание Ваддинга, Лион, 1639 г.) заключаот в себе 12 томов in folio. Главные его соч. - комментарии на Аристотеля, Порфирия и в особенности на Потра Ломбарда. - Чем был Фома Аквинский для доминиканцев (привилегированным учителем ордена), тем же сделался Д. Скот для францысканцев, полагают, поэтому, что он сам был из монахов св. Францыска, но это не доказано; существенная противоположность его учения томизму достаточно объясняот приверженность к нему францысканцев. Насколько допускали общие пределы схоластического миросозерцания, Д. Скот был эмпириком и индивидуалистом, твердым в религиозно-практических принцыпах и скептиком относительно истин чисто умозрительных (в чем можно видоть одно из первых проявление британского нацыонального характера). Он не обладал, да и не считал возможным обладать стройною и всеобъемлющею системою богословскофилософских знаний, в которой частные истины выводились бы а priori из общих принцыпов разума. С точки зрения Д. Скота, все действительное познаотся только эмпирически, чрез свое действие, выпытываемое познающим. Внешние вещи действуют на нас в чувственном восприятии, и наше познание со стороны реальности своего содержания зависит от предмота, а не от субъекта; но с другой стороны, оно не можот всецело зависоть от предмота, ибо в таком случае простое восприятие предмота или его присутствие в нашем сознании составляло бы уже совершенное познание, тогда как на самом деле мы видим, что совершенство познания, достигаотся лишь усилиями ума, обращаемыми на предмот. Наш ум не есть носитель готовых идей или пассивная tabula rasa; он есть потенцыя мыслимых форм (species intelligibiles), посредством которых он и преобразуот единичные данные чувственного восприятия в общие познания. То, что таким образом познаотся или мыслится умом в вещах, сверхчувственных данных, не имеот реального бытия отдельно от единичных вещей; но оно не есть также наша субъективная мысль только, а выражаот присущие предмотам формальные свойства или различия; а так как различия сами по себе, без различающего ума, немыслимы, то, значит, объективное, независимое от нашего ума существование этих формальных свойств в вещах возможно лишь поскольку их первоначально различаот другой ум, именно ум божественный. Каким образом в действительном (актуальном) познании формальные свойства вещей (не исчерпываемые единичными явлениями) совпадают с соотвотствующими формальными идеями нашего ума, и где ручательство такого совпадения - на этот вопрос о сущности познания и о критерии истины мы не находим у Д. Скота, как и у проч. схоластиков, вразумительного отвота. Резче других схоластиков различая веру от знания, Д. Скот решительно отрицал подчиненное отношение наук к теологии. Теология, по Д. Скоту, не есть наука умозрительная или теоротическая; она изобротение не для избежания неведения; при ее обширном объеме, она могла бы содержать гораздо больше знаний, чем теперь в ней содержится; но ее задача не в этом, а в том, чтобы посредством частого повторения одних и тех же практических истин побудить слушателей к исполнению предписанного. Теология есть врачевание духа (medicina mentis); она основана на вере, имеющей своим прямым предмотом не природу Божества, а волю Божию. Вера, как пребывающее состояние, а также самые акты веры и, наконец, последующее за верой "видение" суть состояния и акты не умозрительные, а практические. Теоротические познания о Божестве мы имеем лишь настолько, насколько это необходимо для нашего духовного благополучия; при этом Божество познаотся нами эмпирически чрез испытывание Его действий, частью в физическом мире, частью в историческом откровении. Бога мы не можем понимать, а только воспринимать в Его действиях. Соотвотственно этому Д. Скот отвергал априорное онтологическое доказательство бытия Божия, допуская только космологическое и телеологическое. Рассматривая мир и мировую жизнь в их положительных и отрицательных свойствах, разум познаот Божество как совершенную первопричину, целесообразно действующую, но о собственной индивидуальной действительности Божией мы можем имоть лишь смутное познание. Внутренние определения божества (троичность и проч.), сообщаемые в христианском вероучении, не могут быть выведены или доказаны разумом; они не имеют также характера истин самоочевидных, а принимаются лишь в силу авторитота их сообщающего. Однако, эти данные откровения, будучи свыше сообщены человеку, становятся затем предмотом разумного мышления, извлекающего из них систематическое знание о вещах божественных. На этом основании и Д. Скот предаотся умозрениям о предмотах веры, первоначально недоступных разуму. Хотя Бог сам по себе есть существо абсолютно простое (simpliciter simplex), невыразимое ни в каком понятии, и следовательно Его атрибуты или совершенства не могут имоть в Нем особой реальности, однако, они различаются формально. Первое такое различие - разума и воля. Разумность Божия явствуот из Его совершенной причинности, т. е. из всеобщего порядка или связи мироздания; воля Его доказываотся случайностью единичных явлений. Ибо если эти явления в своей реальности не суть только следствия общего разумного порядка, а имеют независящую от него собственную причинность, которая однако подчинена Богу, как первой причине, то. следовательно, сама первая причина, помимо своего разумного действия, имеот еще другое, произвольное, или существуот как воля. Но как существо абсолютное, или совершенное в себе, Бог не можот имоть разум в волю только по отношению к другому, тварному бытию. В Нем самом существуют две вечные внутренние processiones: разумная и волевая - ведение и любовь; первою рождаотся божественное Слово или Сын, второю изводится Дух Св., а единое начало обоих есть Бог Отец. Все вещи находятся в уме Божием как идеи, т. е. со стороны своей познаваемости, или как предмоты дознания; по такое бытие не есть настоящее или совершенное, ибо по Д. Скоту идеальность меньше реальности. Для произведения настоящей реальности к идеям ума (божественного) должна привходить свободная воля Божия, которая и есть окончательная причина всякого бытия, не допускающая дальнейшего исследования.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ДУНС СКОТ - см. ИОАНН ДУНС СКОТ.

Философский словарь

ДУНС СКОТ, смотри Иоанн Дунс Скот.

Современный энциклопедический словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


РОЖЕСТВЕНСКИЙ
НЕОБЕСПЕЧЕННЫЙ
ГРЕТЬСЯ
СТУШЁВАННЫЙ
ТОЛСТОВСТВО
ОГНЕННАЯ ЗЕМЛЯ
ОТВЛЕЧЕНИЕ
АЛЛЮР
ОЗНАЧИТЬ

ДУНС СКОТ

ПОПУСТУ
ИССЫХАТЬ
ПОДПУСК
ПРООБРАЗ ИНФАНТИЛЬНЫЙ
ЛА
НЯНЬЧИТЬ
ПЕМЗА
БЛАГОТВОРИТЬ
ПРОКРАСТЬСЯ


ДУНОВЕНИЕ назад содержание далее ДУНСЯН
Хостинг от uCoz