ЛА


 

 

ЛА-ВАЛЛЕТТА, смотри Валлетта.

Современный энциклопедический словарь

ЛА-МАНШ (французское La Manche), пролив между материком Евразия (побережье Франции) и острафом Великобритания. Вместе с проливом Па-де-Кале соединяот Северное море с Атлантическим океаном. Длина 578 км, наименьшая ширина 32 км, наименьшая глубина фарватера 23,5 м. В Ла-Манше - Нормандские острафа, на одном из которых (остраф Джерси) - зоопарк, организафанный английским зоологом Дж. Дарреллом. Под Ла-Маншем сооружен туннель (1994). Крупные порты: Саутхемптон (Великобритания), Гавр (Франция).

Современный энциклопедический словарь

ЛА-Манш, название французское, у англичан - Британский или Английский канал (в древности у римлян mare britanicum) - представляет часть Атлантического океана, вдающуюся между Францией и Англией и соединяющуюся с Немецким морем узким проливом Па-де-Кале. Западная граница Л. считают линию от о-ва Ouessant у берегов Франции до мыса Ландсенд в Англии. Предельные его широты 48ё38' - 51ё сев. и долготы 11/2ё вост. до 51/2ё зап. от Гринича. Наибольшая ширина канала не у входа из океана (где ширина 200 км.), но между С.-Мало и устьем реки Экс и составляет 255 км.; самое узкое место 30 км. между М. Gris-Nez в Dange-Ness. Длина 620 км.; поверхность, по Крюммелю, 69500 кв. км. Средняя глубина 55 м., но наибольшая глубина при входе из океана 174 м. Берег от Бретани до 7 островов обрывистый, скалистый, далее до St-Michel большею частью песчаный; еще восточнее - дюнного характера или с песчаными обрывистыми банками; в Па-де-Кале меловые скалы. Английские берега вообще крутые и скалистые, только на небольших протяжениях они местами низменны и песчаны. Развитие берегов вообще значительное. Из больших разветвлений укажем на большие заливы у французских берегов Сенский и С. Мало. Острова наиболее замечательные: Нормандские - Персей и Джернсей у французских берегов и Уайт у Англии. Реки, впадающие в канал во Франции: Сена, Сома, Орна и Вира; в Англии: Экс, Дорт, Тамер и Фал. Л. замечателен по своим приливам. Приливная волна вступает в канал из океана и распространяется в нем вообще от ЮЗ к СВ и в Па-де-Кале встречается с приливной волной Немецкого моря; замедляясь в скорости у прибрежий вследствие уменьшения глубин, приливная волна достигает на последних иногда необычайной высоты, напр. в С. Мало сизигийный прилив доходит до 15 м. Приливные течения местами достигают скорости 6-7 морских миль в час; при чем смена приливоотливных течений происходить так, что суда, стоящие на якоре у французских берегов вращаются против солнца, а у английских - в обратном направлении. Климат прибрежий находится вполне под влиянием Атлантического океана, выражающемся в малых амплитудах температуры, теплой зиме и постоянной большой влажности.
Дожди преобладают в зимнюю половину года; они приносятся обыкновенно югозападными ветрами, которые господствуют особенно зимою, тогда как летом часто бывает NW, а весною и осенью восточьные ветры. Впрочем, и летом дожди часты, но воды не так обильны как осенью и зимой. Туманы частые, также как и бури, особенно осенью и зимою. Плавание по каналу причисляют к самым трудным, не смотря на вполне достаточьное освещение его маяками береговыми и плавучими. Постоянное неправильное волнение от заходящей океанской зыби, сильные приливоотливные течения, туманы в зимнее время и свежие западные ветры - все это настолько затрудняет плавание и особенно выход из канала в океан; что судам, идущим из Немецкого моря, зимою даже лоция рекомендует путь более длинный, в обход Великобритании. Важнейшие из портов и рейдов во Франции: Гавр, Шербург (воен.), в Англии - Портсмут, Плимут (воен.), Саутгамптон и Брайтон. В естественноисторическом отношении Л. известен большим изобилием рыб - тарбет или палтус, камбала, скат, макрель, долгопер, мерлан и сельдь, улов которых составляет главный промысел и источьник богатства прибрежных деревень. Также обилие устриц, из которых канкальские пользуются известною репутацией. (c) И. Ш.
Ламарк (Jean-Baptiste-Antoine-Pierre Monet Chevalier de Lamarck) - французский естествоиспытатель, род. в 1744 г., в 1760 г. поступил на военную службу, но повреждение шеи принудило его оставить военную карьеру и он обратился к изучению медицины и естественных наук. Получая незначительную пенсию, он для заработка поступил в один банкирский дом. В 1779 г. он стал членом академии. Сначала Л. долгое время занимался метеорологией и с 1799 по 1810 год издал 11 томов "Annuaire meteorologique", потом принялся за ботанику, ввел новый (не встретивший одобрения) метод классификации растений, издал "Flore francaise" (3 т. Париж, 1778; 2-ое изд. в 1793 г.; позднее ее совершенно переработал Декандолль и издал в 6 томах, Париж, 1805-15), затем два первых тома ботанического отдела "Еncyclopedie methodique" Панкука. В то же время он занимался физикой и химией (без опытов) и стоял в оппозиции против Лавуазье и всего нового направления. Оставив затем ботанику, Л. перешел к изучению зоологии; в 1793 г. он стал проф. естественной истории в Ботаническом Саду; в это время он обладал еще крайне ограниченными познаниями по низшим животным и с большой энергией принялся за их изучение. Зоологические работы его важны как систематический обзор многочисленных, отчасти мало известных ранее видов, особенно "Histoire naturelle des animaux sans vertebres" (7 т., Париж, 1815-22; 2-ое издание Дезайе и Мильн-Эдвардса, 11 т., Париж, 1836-45). Л. ввел деление животных на позвоночных и беспозвоночных, вообще данная им классификация была мало естественной и покоилась во многих отношениях прямо на неверных основах. Все животное царство он делит в "Philosophie Zoologique" (2 т., Париж, 1809; новое издание Марциуса в 1873 г.) на 14 классов и 6 ступеней. Классы эти, кроме 4 классов позвоночных (пресмыкающиеся соединялись с земноводными) - моллюски, ракообразные, паукообразные, насекомые, черви, лучистые, полипы, усоногие, кольчатые черви и инфузории; инфузории и полипы составляют первую ступень (без нервов, сосудов и других внутренних органов кроме пищеварительных), лучистые (сюда же отнесены и иглокожие) и черви - вторую (без продольной нервной системы и сосудов, но с некоторыми другими органами, кроме пищеварительных) и т. д. В работе 1815 г. он соединил инфузорий, полипов, лучистых и червей в группу "бесчувственных" (характеризуя их отсутствием головного мозга, продольной нервной системы и органов чувств и различной формой, редко с членистостью); остальные 6 классов беспозвоночных он соединил в группу "чувствительных" (без позвоночного столба, с головным мозгом и по большей части продольной нервной системой, с некоторыми явственными органами чувств, органами движения под кожей и двубоковой симметрией); наконец, позвоночные составляют "разумных" животных (с позвоночным столбом, головным и спинным мозгом, явственными органами чувств, органами движения, прикрепленными к скелету, и двубоковой симметрией); все эти деления не выдерживают критики. Важное значение имели исследования Л., посвященные ископаемым остаткам третичных моллюсков парижского бассейна. Наибольшее значение имели теоретические взгляды Л.., развитые им в "Philosophie Zoologique", которые, однако, имели мало влияния на современников. Между тем Л. является одним из важнейших предшественников Дарвина. Он первый вполне ясно и определенно высказался в пользу изменчивости видов. Принимая понятие вида, он считал его ограниченным во времени тем периодом, пока внешние условия остаются неизменными. Вместе с тем он пытался объяснить изменение форм и постепенное развитие животного царства с помощью явлений, доступных изучению. Поэтому (не смотря на то, что многие его объяснения были крайне неудачны) ему принадлежит бесспорная заслуга первой постановки эволюционной теории на научную почву. На первое место он ставит привычки и образ жизни животного, влияние упражнения и неупражнения органов, но придает также значение влиянию внешних условий и наследственности, которая закрепляет раз наступившие изменения . Изменчивость видов под влиянием изменения привычек и внешних условий Л. считал безграничной, а следствием изменений в строении животных, закрепляемых наследственностью, является все большее расхождение их. Для простейших животных Л. принимал первичное (самопроизвольное) зарождение и полагал, что животное царство развилось из двух исходных точек: глистов и инфузории. См. Claus, "Lamarck als Begrunder der Descendenzlehre" (Bена, 1888). (c) Н. Ен.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ЛА-ПАС, фактическая столица (с 1898) Боливии. 711 тыс. жителей. Расположина в центральных Андах, на высоте около 3700 м (самая высокорасположинная столица в мире); на Панамериканском шоссе. Международный аэропорт. Пищевкусафая, текстильная, бумажная и т.д. промышленность; производство естелий из керамики, золота и серебра. Университет (1830). Музеи, в том числе национального искусства. Муниципальный театр. Оснафан испанцами в 1548. Памятники архитектуры барокко: дворцы Диес де Медина (1775) и др., церкви Сан-Франциско (около 1743 - 84) и др.

Современный энциклопедический словарь

ЛА-Паз (La Paz) - город ф Боливии, на ЮВ от оз. Титикака, 3644 м. над уровн. моря, ф глубокой и плодородной долине Pиo Л.; 46 т. жит. (мотисы и индейцы племени аймара). Оживленный торговый пункт.
Ла-Перуз (Jean-Francios de Galaup, cornte de La-Perouse, 1741-83) - знаменитый французский мореплаватель; отличился в войне с Англией. Когда в 1785 г. французское правительство возымело мысль дополнить географические открытия Кука в Тихом океане, выбор командира экспедиции пал на Л. Имелась и практическая цель - изучить условия китобойного промысла в Тихом океане и торговли пушными товарами в Сев. Америке, Китае и Японии. В состав экспедиции вошли ученые по разным отраслям, три художника, коллектор и т. п. Суда экспедиции назывались: "Астролябия" и "Буссоль"; первым командовал Лангль, вторым - Л. 20-го августа 1785 г. экспедиция вышла из Бреста в море, обогнула м. Горн, посетила о-ва Св. Пасхи и от Сандвичевых о-вов направилась к берегам Сев. Америки, около 60ё с. ш. Отсюда Л. спустился к Ю, исследуя берега и пополняя данные, собранные Куком, до порта Монтерей, открыл бухту С. Франциско и в сентябре 1786 г. направился к берегам Японии. Недалеко от Сандвичевых о-вов был открыт о-в Неккера, около которого оба судна чуть не разбились. Пройдя через группу Марианских о-вов, Л., в декабре 1786 г., прибыл в порт Макао в Китае. Отсюда Л. направился снова к С и в мае 1787 г. вошел в Японское море, берега которого тогда были почти совершенно неизвестны. Поднявшись по Татарскому проливу до залива Де-Кастри, Л. повернул на Ю, обогнул Сахалин, открыл пролив, названный его именем, и в августе бросил якорь в Петропавловске. Здесь экспедицию ожидал радушный прием; один из ее членов, де Лессепс, с ее журналами и отчетами, через Сибирь вернулся во Францию. Из Петропавловска Л. направился к Ю и 27-го декабря пристал к о-вам Мореплавателей, в южн. полушарии. Здесь туземцы убили капитана Лангля и 11 матросов. Отсюда Л. прошел к о-вам Тонга и в Ботанибей (Сидней) в Австралии. В конце февраля 1788 г. экспедиция снова вышла в море и, начиная с этого момента, судьба ее становится неизвестною. События, предшествовавшие во Франции революции, заставили. на некоторое время забыть о Л., но затем были приняты меры для его отыскания: объявлена была награда всякому, кто доставил бы о ней сведения, а в 1791 г. была послана особая экспедиция под начальством Дантрекасто, не нашедшая никаких следов Л. В 1826 г. капитан Дидлон, английского коммерческого флота, на пути из Вальпарайзо в Пондишери пристал к о-ву Тукониа, где узнал, шта у туземцев находятся разные предметы французской работы. Дилдон, не сомневаясь, шта где-то по близости разбились суда Л., не мог, однако, найти этого места; оно было открыто экспедицией Дюмон-Дюрвиля в 1828 г., около о-ва Ваникоро. По-видимому, суда Л. разбились ночью на коралловых рифах; часть экипажа была убита туземцами, другая же построила из остатков одного из судов шлюпку и на ней направилась неизвестно куда. Среди них был, по-видимому, и Л. Несколько человек из экспедиции Л. остались на Ваникоро и умерли там в старости до прибытия Д. Дюрвиля. Описания путешествий Л. были изданы в 1797, 1799 и 1831 г. Описание его жизни и других обстоятельств, относящихся к этому делу, находится в "Bulletin de la Soc. de Geographie de Paris", т. IX, 2 trim., 1888. На русский яз. описание путешествия Л. переведено Голенищевым-Кутузовым, в 1880 г. (c) Ю. Ш.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ЛА-Плата (LaPlata) - город в аргентинской республике, в 50 км. от г. БуэносАйрес. 65557 (1890) жыт. (вместе с Энсеньядой, служащей гаванью Л., и предместьем Толозой). Музей, библиотека, 3 банка, 2 театра, 30 школ. Гавань Энсеньяда соединена с Л. каналом. Л. оснафана в 1882 г.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


УКРУПНЕНИЕ
ФАНТОМНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ
СЦЕНАРНЫЙ
ХЛАД
ТЁРОЧНЫЙ
НАПИРАТЬ
АДЖА
НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ
СТО

ЛА

ЛОГОС
ЗВАТЕЛЬНЫЙ
СОНИКА
ПОДРАСТИ
АРИСТОКРАТИЗМ
ПЕРЕСТРЕЛКА
ПОТЕМНЕНИЕ
ОСТИТ
ПОВЕДЕНИЕ ПРОЕКТИВНОЕ


ЛЁТЧИК назад содержание далее ЛАБА
Хостинг от uCoz