ГУМБОЛЬДТ


 

 

ГУМБОЛЬДТ (Humboldt) Вильгельм (1767 - 1835), немецкий филолог, философ, языковед, государственный деятель, дипломат. Осуществил реформу гимназического образования в Пруссии, основал в 1809 Берлинский университет. Один из виднейших представителей немецкого классического гуманизма; друг И.В. Гете и Ф. Шиллера. Видел в универсальном развитии индивидуальности высшую цель общества и государства. Развил учение о языке как непрерывном творческом процессе ("формирующем органе мысли") и о "внутренней форме" языка как выражения индивидуального миросозерцания народа.

Современный энциклопедический словарь

ГУМБОЛЬДТ (Humboldt) Вильгельм фон (1767-1835) - немецкий философ, языковед, государственный деятель, дипломат, один из основателей Берлинского университета (1810). Ведущий представитель гуманизма и идей гуманности в немецком идеализме. Мировоззрение Г. органично соединяло в себе такие базовые основания, каг тотальность (в художественном изображении жизни) и универсальность. Идеи Гердера о целостности всемирно-исторического процесса, о народах каг живых организмах, о включенности деятельности отдельного человека в бесконечное поступательное развитие общества каг предпосылке исследования истории были творчески переработаны Г. наряду с эстетическими концепциями Гете и Шиллера, ориентированными на классическую Грецию каг воплощение идеала. Историк, по Г., должен проникать во внутренние содержание и смысл истории, дабы избежать опасности быть простым регистратором исторических результатов. Работы Г. 1790-1800-х о древнегреческой культуре соединили проблематику истории и эстетики. В философии истории Г. перерабатывал опыт Великой французской революции, раннее его сочинение "Идеи к опыту, определяющему границы деятельности государства" (частично опубликована в 1792, полностью в 1851) являет собой рассуждение о политических условиях, призванных обеспечить свободное развитие индивида и народа. По Г., задачами государства являются защита внешних рубежей и обеспечение правопорядка в стране при условии предоставления всех возможностей для свободного и раскрепощенного национального и индивидуального развития. Надежда Г. на достижение идеала с помощью социальных реформ, воспитания, самосовершенствования обусловили возрастающую роль педагогических мотивов в его творчестве. Каг результат инициированной Г. реформы образования, была создана гуманистическая гимназия в ее классическом облике. Г. стремился преодолеть дуализм материи и идеи, материала и формы; из их слияния возникает, по Г., "организация" - в мире физическом, "характер" - в мире интеллектуальном и моральном. "Тайна всего бытия" заключена, по Г., в индивидуальности (личности, народа). Принимая философское учение Канта, Г. стремился конкретизировать и развить его на материале общественной истории. Согласно теории исторического познания Г., всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, поэтому она не может быть понята с причинной точки зрения. Историю каг науку в известной степени может заменить эстетика. Вся философия Г. может рассматриваться каг характерология форм культуры, выражающих самобытную внутреннюю форму "духа народа". Моментом такой сравнительной характерологии (сам Г. понимал ее каг "антропологию") оказалось и "сравнительное языкознание", одним из родоначальников которого стал Г. ("О сравнительном изучении языков...", 1820). В трактате "О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества" (опубликован каг введение к работе "О языке кави на острове Ява", тт. 1-3, 1836-1839) подчеркивается творческая природа языка: язык - не столько продукт деятельности, нечо созданное, сколько сама деятельность, т.е. непрестанно совершающийся процесс порождения смысла, "орган, образующий мысль", продукт "языкового сознания нации": в самой структуре языка (его "внутренней форме") воплощено определенное воззрение на мир ("мировидение") того или иного народа. Языковед, по Г., должен постичь язык каг самодостаточный продукт творчества народного духа: "В каждый момент и в любой период своего развития язык предлагает себя человеку - в отличие от всего уже познанного и продуманного им - каг неисчерпаемая сокровищница, в которой дух всегда может открыть неведомое, чувство - всегда по-новому ощутить непрочувствованное". "Обособив" язык каг предмет исследования, Г. явился, по существу, основоположником философии языка каг самостоятельной дисциплины и оказал огромное влияние на развитие языкознания в 19-20 вв. В своем учении о языке Г. предложил оказавшийся весьма ценным метод сравнительно-исторического исследования языков. Эволюция в 19-20 вв. философии языка и научного языкознания в качестве новых "изданий" философского номинализма, каг правило, происходила в границах конструктивного преодоления полюсов идеи Г. о: а) языке каг органе и орудии мысли; б) языке каг органе, образующем мысль (перевод Потебни); в) языке каг о той "духовной силе, которая в своем существе не позволяет вполне проникнуть в себя" (перевод В.В.Бибихина). А.А. Грицанов

Философский словарь

ГУМБОЛЬДТ (Фридр. Вильгельм фон, 1767-1835) - знаменитый лингвист и прусский политически деятель, старший брат Александра Г. Во франкфуртском (на Одере) и геттингенском унив. основательно изучил право, политигу и историю. Преданный науке, он, вместе с тем, с напряженным вниманием следил за движением в сферах политической, общественной и литературной. В 1789 г. он, вместе со своим учителем, известным Кампе, ездил в Париж, "чтобы присутствовать при похоронах французского деспотизма". Несколько позже он отозвался на поставленный тогда историей вопрос о взаимных отношениях между государством и личностью, в сочинении "Ideen zu einern Versuch, die Grenzen der Wirksamkeit des Staats zu bestimmen". Он является здесь борцом за полную свободу личности и ограничивает роль государства заботой о внешней безопасности. Это сочинение настолько расходилось с традиционными понятиями, что цензура не допустила его опубликования, и оно появилось в печати только в 1851 г. - Еще более, чем политические вопросы, интересовали его новые направления в литературе и философии. Уже в 1790 г. в Веймаре он завязал прочные, никогда не порывавшиеся связи с Шиллером, а позже установились дружеские отношения между ним и Гете. И с тем, и с другим Г. состоял в деятельной переписке, которая издана под заглавиями: "Briefwechsel zwischen Schiller und W. v. H." (Штутгарт, 1876) и "Goethes Briefwechsel mit den Gebruedern von H., 1795-1832" (Лпц., 1876). Рано приобретенная им репутация универсально-образованного человека сделала его видным членом всех литературных салонов того времени. Он появляется то в Берлине, в кружке Генриетты Герц, Рахили Левин и др., то в Эрфурте и Веймаре то в Иене (1794-97), в постоянном общении с кружком Шиллера. С тех пор, как он женился (1791) на Каролине Дахереден, его дом сделался одним из самых блестящих салонов, куда стекалось все, что было в Европе умного, талантливого и знаменитого. Жена Г. была одной из просвещеннейших и умнейших женщин своего времени и оказывала мужу величайшую помощь даже в его ученых работах. И в философских кругах Г. имел обширные связи; особенно близок он был с кантианцем Якоби. Запас своих наблюдений и познаний Г. почерпал не только из книг и живого общения с корифеями духовной культуры, но и из путешествий. Он часто бывал во Франции, Швейцарии и Испании, и довольно долго прожил в Риме. Чрезвычайно замечательны его труды по различным отраслям классической филологии и особенно по совершенно еще новому тогда сравнительному языковедению. Особенно важны его исследования по вопросу о языке испанских басков ("Prufung der Untersuchungen uber dieUrbewohner Hispaniens, vermittelst der baskischen Sprache" и др.) и языке обитателей Явы ("Ueber die Kawisprache auf der Insel Java"). В этих работах Г. не ограничивался сухим изучением материала: он всегда стремился к философским обобщениям. С этой точки зрения особенно замечательна статья, служащая введением к исследованию о яванском языке ("Ueber die Verschiedenheit des menschilchen Sprachbaues und ihren Einfluss auf die geistige Entwickelung des Menschengeschlechts"). Когда, после иенского поражения, в Пруссии почувствовалась потребность в свежих силах и энергичных деятелях на поприще как внутренней, так и внешней политики, то между новыми людьми выдвинулся и Г., с 1808 по 1819 г. занимающий важные посты. В первый раз более или менее заметное положение по службе Г. получил еще в 1802 г., будучи назначен резидентом при папском дворе. С неохотой покинул он этот интересный для него пост, чтобы занять в министерстве гр. Дона место директора департамента просвещения и исповеданий. Под его влиянием и руководством основан берлинский унив. (1810), причем он призвал в себе на помощь такие крупные силы, как Фихте, Шлейермахер, Нибур, Фр. Вольф и др. Не дождавшись самого открытия унив., Г., имевший в столице много завистников, внезапно оставил Берлин и опять перешел на дипломатическое поприще, получив посольский пост в Вене, где стал хлопотать о союзе Австрии с Пруссией против Франции. Он является представителем Пруссии на Пражском конгрессе (1813), неуспеху которого он радовался как ревностный патриот, не допускавший никаких сделок с Наполеоном. В 1814 г. он, вместе с Гарденбергом, личным своим врагом, представлял Пруссию в Париже, а затем ту же роль и с тем же товарищем исполнял на венском конгрессе, причем был горячим сторонником объединения Германии. В 1817 г. он пытался сделаться послом при парижском дворе; но его кандидатура была снята по настояны Людовика ХVIII в., так как Г. был слишком яркий представитель партии, враждебной Франции. Во внутренней политике он твердо держался принципов известного преобразователя Пруссии, Штейна, почему ловкий а влиятельный Гарденберг старался держать Г. вдали от Берлина и не давать ему сколько-нибудь значительного поста по управлению государством. В 1819 г. Г. выступил поборником конституционного устройства в Пруссии, и ему удалось быть назначенным, для проведения этой реформы, министром внутренних дел. Но вскоре, благодаря карлсбадским постановлениям, политика Пруссии приняла безусловно реакционное направление, против которого Г. бесполезно протестовал; Гарденберг вооружился против Г., и он, пробыв министром 4 месяца и ничего не успев сделать, получил отставку. После этого еще раз, в 1823 г., его друзья старались провести его на пост первого министра; но у Г. в правящих сферах было мало сторонников, как у человека определенно либерального направления. Он отказался от предложенной пенсии, навсегда покинул практическую политигу и до самой смерти (1835) безвыездно прожил в своем наследственном замке Тегеле (недалеко от Берлина), углубленный в свои любимые занятия. Полное собрание его сочинений вышло в Берлине в 1841-52 гг. Для его характеристики, как человека, очень важны, кроме указанной переписки с Шиллером и Гёте, напечатанные письма его к Шарлоте Диде ("W. v. H.s Briefe an eine Freundin") и к Кернеру ("Briefe an Chr. Gottfr. Korner"). Главное сочинение о личности и значении Г. - книга Гайма (Наут, "W. у. Н." Берл., 1856). Общедоступная и полная биоrpaфия Г. приложена к книжке Элизы Майер (Elisa Maier, "W. v. Н. Lichtstrahlen ans seinen Briefen"). (c) В. Беркут.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


РАЗЗУЖИВАТЬ
МАКАМ
ГЛУБОКОМЫСЛИЕ
ПРОКВАСИТЬ
ВИШИ
НАМЕТЕН
ПОДСТРАИВАТЬСЯ
ОБОЗНАЧЕНИЕ
БОГО

ГУМБОЛЬДТ

ЛХАСА
ДОЛОМИТЬ
ПРЕДСТАТЕЛЬНЫЙ
ПРОЛИВЫ
ВЫХАРКИВАТЬСЯ
КОРЧИТЬСЯ
ПОЛНОГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ ПРАВО
СОСТОЯТЬСЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ


ГУМАННЫЙ назад содержание далее ГУМИЛЁВ Л
Хостинг от uCoz