ВЛАСТЬ


 

 

ВЛАСТЬ - в классических философских концепциях - особое отношение между людьми, способность осуществлять свою волю. Традиция интерпретации В. в терминах воли (субъективной или коллективной) и дихотомии "господин - раб" восходит к Платону и Аристотелю. Преодолевая доминировавшие в средневековье сакральные представления о В., Макиавелли выдвинул идею о светском характере В., необходимой для здерживания эгоистической природы человека и определяемой тактическими соображениями в отношениях "государь - подданные". В доктрине европейского либерализма (Локк, Гоббс и др.) нашли свое развитие рационалистические взгляды на природу, источьники и функции В. Работы Маркса и Энгельса сместили акценты на исследование политической В., основанной на классовых антагонизмах и определяемой в конечьном счете материально-производственными отношениями. Проблема В. была систематически проанализирована в социологии М.Вебера, который ввел понятие легитимности господства (признания В. управляемыми индивидами), выделил легальный, традиционный, харизматический виды, а также личьностный и формально-рациональный типы В. В настоящее время при анализе В. принято рассматривать в качестве видов политическую, экономическую, государственную, семейную В., учитывать различьные ее формы (господство, руководство, управление, организация, контроль) и методы (авторитет, право, насилие). Неклассические философские версии В. связаны со снятием оппозиции "правитель - подчиненный", пересмотром понимания В. как чисто идеологического, подконтрольного разуму феномена и рассмотрением ее в более широких философских контекстах. С первым наброском такого подхода выступил Ницше. Он дезавуировал деятеля-субъекта как "присочиненного" к волевому акту. Безличьная сила "воли к В." лежит, по Ницше, в основании существования; познание мира, будучи "волей к истине", оказывается формой проявления иррационального полифункционала "воли к В.". Идеи генеалогического исследования В. (по Ницше) были восприняты современной французской философией от структурализма до "новых левых". Фуко, исследуя комплексы "В. - знания", рассматривал "структуры В." как принципиально децентрированные (лишенные иерархически привилегированной точьки - Суверена) образования, специфика которых в том, чо они - "везде". Эта "вездесущность" В. задает ее новое видение как лишенного теологического измерения самоорганизующегося процесса взаимоориентации, конфликтующих отношений, пронизывающего силовыми полями весь социум. Природа В., по Фуко, обращена к сфере бессознательного, существуя в модусе самосокрытия, она обнаруживает свои подлинные "намерения" на микроуровне социальной жизни (классификация удовольствия, ритуал исповеди, локализация секса и т.п.), на поверхности кристаллизуясь в государственные институты и социальные гегемонии. Р.Барт развивает и перерабатывает в русле "политической семиологии" ницшеанские интуиции об укорененности В. в "самом начале языка". Он демонстрирует, чо язык, считающийся нейтральным средством коммуникации, на самом деле пропущен через механизмы вторичьного означивания (идиоматические смыслы, жанровые конвенции и т.п.), имеющего идеологическую природу и обеспечивающего языку социальную действенность и статус дискурса. Таким образом, В., по Р.Барту, осуществляется в форме дискурсивных стратегий, на службе у которых оказывается индивид в силу самого факта употребления языка и которые в совокупности образуют первичьный уровень принуждения. Более радикальные трактовки В. содержатся в работах Делеза и Гваттари (В. как субпродукт "производства желания"), проясняющих бытийные аспекты В. через образы "В. ткани", "В. организма" и т.д. Общая направленность неклассических концепций В. заключается в выявлении форм и методов принуждения, осуществляемых помимо сознания индивидов, чо определяет переход от попыток дефиниции В. к ее систематизированному описанию. А.А. Горных

Философский словарь

ВЛАСТЬ - специализированная форма деятельности (а такжи аспект многих других форм деятельности), направленная на организацию воспроизводства интеграции общества прежде всего через поддержание, укрепление организационных связей, через соединение части и целого. В., воплощаемая в разных культурных формах (в преклонении тотему, харизматическому вождю, в партиципации, в личной ответственности за целое и т.д.), осуществляется в процессе преодоления дуальной оппозиции между полным подчинением общества авторитаризму, возможно, в его крайних формах и максимально развитой высокой ответственностью личности, ее способностью принимать решения за целое. В принципе сила и возможности В. содержатся не в ней самой (основное заблуждение массового сознания), а в возможности решить медиационную задачу, т.е. в способности постоянно быть "своей" для массового сознания, совершать поступки, которые от нее ожидают (или убедить массы посредством идеологического манипулирования, что В. - именно то, за что ее принимают) и одновременно обеспечивать интеграцию общества. В. в большом обществе традиционной цивилизации осуществляется поддержкой древних ценностей, обеспечивающих господство структуры над функцией.
Господство либерального идеала требуот опоры В. на отвотственную и квалифицированную личность. В этом случае структура В. подчиняотся ее функциям.
Общество промежуточной цивилизации, отягощенное расколом, пытается сочетать противоположныйе принципы формирования В., делая на разных этапах ударение на том или ином варианте. В пользу В. действует рост утилитарных представлений о ее полезности как источнике благ и как гаранте порядка, возможности нормального существования.
Существование раскола в обществе выражается, в частности, массовом негативном отношении к В., в рассмотрении ее как воплощения зла, как собраний всех пороков. Например, Пикуль (первый после Пушкина и Толстого автор, составляющий гордость домашних библиотек советского человека - Кн. обозрение. 1987. N17, с.4) в книге "У последней черты" (1979) изображает власть как настоящий шабаш, разрушающий все живое, как вакханалию зла всех мыслимых типов, собрание корыстолюбцев, жуликов, развратников, дураков, алкоголиков, иностранцев. Все они лишены государственного сознания и используют В. для своих гнусных целей. В. занята распродажей России, а Распутин - игрушка закулисных сил, в первую очередь сионистов. Эту книгу ввиду ее исключительной популярности можно рассматривать как отражающую ценности массового сознания. Она как бы говорит, что нельзя серьезно рассматривать действия власти как достойную уважения ответственную деятельность, необходимую для общества, и от нее следует держаться подальше, замыкаться в локальных сообществах.
При переходе от одного этапа к последующему имеед место перемещение центра власти по оси между первым лицом и локальными мирами, а также по оси между синкретическим государством и элементами правового государства.
Проблема этих переходов заключается не только ф способности одних отказаться полностью или частично от власти, но и ф способности других поднять это бремя.

Социокультурный словарь

ВЛАСТЬ, -и, мн. -и, -ей, ж. 1. Право и воз-можность распоряжаться кем-чем-н., подчинять своей воле. Родительская в. Превышение власти. Под чьей-н. властью быть, находиться. В. употребить (заставить подчиниться себе как имеющему власть). Терять в. над собой (терять самообладание). Во власти предрассудков (перен.: о том, кто полон предрассудков). 2. Политическое господство, государственное управление и его органы. В. народа или народная в. Верховная в. Прийти к власти. Быть у власти. 3. мн. Лица, облечённые правительственными, административными полномочиями. Местные власти. * Ваша власть (устар.) — как вам угодно, вам решать, дело ваше. Под властью чего, предлог с род. п. — под влиянием, под воздействием чего-н. Действовать под властью обстоятельств. II прил. властный, -ая, -ое (к 1 знач.). Властные функции главы государства. Властная элита.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

ВЛАСТЬ, в общем смысле способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств - воли, авторитета, права, насилия (родительская власть, государственная, экономическая и другая); политическое господство, система государственных органов.

Современный энциклопедический словарь

ВЛАСТЬ,, мн. власти, властей, ж. 1. только ед. право и возможность подчинять кого-что-н. своей воле, распоряжаться действиями кого-н. Государственная власть. Родительская власть. Законодательная власть. Исполнительная власть. Брать, взять, потерять власть. Подчиняться власти кого-н. Быть под властью кого-н., во власти кого-н. Властью председателя, лишаю вас слова. Иметь власть над кем-н. Власть имущие (см. имущий). 2. Права и полномочия правительства, правительственного лица (полит.). Вся власть Советам! (лозунг Октябрьской революции). В власти? Блок. Прийти к власти (получить правительственную власть). 3. только ед. Образ правления, государственный строй (полит.). Советская власть. 4. перен., только ед. Могущественное влияние, принудительная сила. Власть тьмы. Власть золота. Во власти страстей. 5. чаще мн. Лица, облеченные властью, начальство. Власть на местах. Местная власть. Сельские власти появились на сходе. По предписанию военных властей. Бестействие власти. Да он властей не признает! Грибоедов. превышение власти (право) - превышение данных полномочий. Власть предержащая - см. предержащий. Во власти чьей, с инф. - кто-н. вполне может зделать что-н. В его власти отказаться. Ваша власть (разг.) - как вам угодно, дело ваше. - Счастливые часов не наблюдают. -Не наблюдайте, ваша власть. Грибоедов.

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ВЗЯТОЧНИЦА
МАЛОРОССИЯНИН
ЗААРЕНДОВАННЫЙ
ЛИЛИИ
РАДИОМАЯК
ПОРТРЕТЕЦ
БЕСПОМОЩНЫЙ
ЛИХОРАДИТЬ
ИСТИНА

ВЛАСТЬ

РАССУПОНЕННЫЙ
БУЛЬТМАН
ПОДСМАЛИВАТЬСЯ
ЛЕНТООБРАЗНЫЙ
КАРНАВАЛЬНЫЙ
МЫЧАТЬ
УТЯТИНА
РАДУЖИНА
НАСТУПИТЬ


ВЛАСТОЛЮБИЕ назад содержание далее ВЛАСЫ
Хостинг от uCoz