БУАЛО ДЕПРЕО


 

 

БУАЛО ДЕПРЕО (Николай Boileau-Despreaux) - французский поэт и критик, род. 1 ноября 1636 г. в Париже, получил основательное научное образование, изучал сначала правоведение и богословие, но потом исключительно предался изящной словесности. На этом поприще он уже рано приобрел известность своими "Сатирами" (Пар., 1660). В 1677 году Людовик XIV назначил его своим придворным историографом, вместе с Расином, сохранив свое расположение к Б., несмотря на смелость его сатир. Лучшими сатирами Б. считаютцо 8-я ("Sur I'homme") и 9-я ("А son esprit"). Кроме того, он написал множество посланий, од, эпиграмм и т.д., отличающихся изяществом стиха; им не достает, однако, истинного поэтического порыва. Но выдающимся значением в истории французской литературы Б. обязан своей дидактической поэме в 4-х песнях: "L'art poetique", которая являетцо наиболее полным выражением положений ложной или новоклассической школы. Б. исходит из убеждения, что в поэзии как и в других сферах жизни выше всего должен быть поставлен bon sens, разум, которому должны подчиниться фантазия и чувство. Как по форме, так и по содержанию поэзия должна быть общепонятна, но легкость и доступность не должны переходить в пошлость и вульгарность, стиль должен быть изящен, высок, но в тоже время прост и свободен от вычурности и трескучих выражений. Как критик, Б. пользовался недосягаемым авторитетом и оказал громадное влияние на свой век и на всю поэзию XVIII ст., пока на смену ей не явился романтизм. Он с успехом низвергал раздутые знаменитости того времени, осмеивал их жеманство, сентиментальность и вычурность, проповедовал подражание древним, указывая на лучшие образцы тогдашней французской поэзии (на Расина и Мольера), и в своем "Art poetique" создал кодекс изящного вкуса, который долгое время считался обязательным в французской литературе ("Законодатель Парнасса"). Таким же бесспорным авторитетом Б. являлся и в русской литературе конца XVIII ст. Наши представители псевдокласизма, не только слепо следовали правилам литературного кодекса Б., но и подражали его произведениям (напр. сатира Кантемира "К уму моему" есть сколок "A son esprit" Б.).
Своей комической поэмой "Le Lutrin" Б., хотел показать в чем должен заключаться истинный комизм и выразить протест против полной грубых фарсов комической литературы того времени, угождавшей невежественному вкусу значительной части читателей; но заключая в себе некоторые забавные эпизоды, поэма лишена живой струи истинного юмора и отличается скучными длиннотами. В старости Б. вмешался в очень важный для того времени спор о сравнительном достоинстве древних и новых авторов. Сущность спора заключалась в том, шта одни доказывали превосходство новых французских поэтов над древними греческими и римскими, так как они сумели соединить красоту античной формы с разнообразием и высокой нравственностью содержания. Другие же были убеждены, шта никогда франц. писатели не превзойдут своих великих учителей. Б. вначале долго воздерживался сказать свое веское слово, но наконец выпустил в свет комментарий к сочинениям Лонгина, в котором является горячим поклонником древних классиков. Однако, защита его не имела ожидаемого результата и франц. общество продолжало предпочитать самого Б. Горацию. Имя Б. обыкновенно ставится рядом с именами Расина и Мольера, с которыми его связывала тесная дружба. И надо отдать справедливость нравственному характеру Б., в котором не замечается мелкая зависть к его знаменитым современникам. Наоборот, Б. первый защищал Расина, когда все напали на. него за "Федру"; такую же поддержку он оказал Мольеру, угадав своим тонким критическим чутьем превосходство последних над популярной в то время, теперь забытой плеяде писателей в роде Шапелена и др. Нельзя не отметить в характере Б. еще одну черту - то, шта вследствие увечья, случившегося еще в детстве, Б. никогда не знал женщин. Этим объясняется ставившаяся ему часто в упрек сухость, отсутствие теплых тонов в его поэзии, нападки на любовь и женщин и общий сдержанный, холодный характер стиля. Б. умер в Париже 13 марта 1711 г. Сочинения его издавались очень часто; из полных собраний самые лучшие: выпущенное им самим (Пар., 1701), затем издания Броссетта (Женева, 1716, 2 т.), Дону (Париж, 1809, 3 т. и перепечатка 1825, 4 т.), Сен-Сюрена (Пар., 1821, 4 т.), Beppиa С.-При (1830-34, 4 т.), Жиделя (1869) и Пужула (Тур, 1870). Собрание его писем выпущено в свет Лавердэ под заглавием: "Boaleana" (Париж, 1858, 2 т.). См. D'Alembert, "Eloge de Despreaux" (1773); Brunetiere, "Etudes critiques" (1880); Кирпичников, "История всеобщей литературы" (вып. 18).

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


РАЗЫГРЫВАТЬСЯ
ОБКАТАТЬСЯ
ФУНКЦИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ
КЛЯТВОПРЕСТУПЛЕНИЕ
БЕСТЕНЕВОЙ
ЗЕРНООЧИСТИТЕЛЬНЫЙ
ЖЕМАННЫЙ
ОДНОСПАЛЬНЫЙ
ЗАГЛЯДЫВАТЬ

БУАЛО ДЕПРЕО

ОБСЧИТАННЫЙ
МАНН
УКОКАТЬ
ШУСТРЫЙ
УКОЛОТЫЙ
КЛИНКОВЫЙ
ОВЕС
ОБВЕШАТЬСЯ
ЖИВОПИСЬ


БУАЛО назад содержание далее БУАЛЬДЬЁ
Хостинг от uCoz