|
|
|
БОДЛЭР (Шарль Baudelaire) - знаменитый французский поэт, род. в Париже 9 апр. 1821 г., умер там же 31 авг. 1867 г. С детства страдал припадками тяжелой меланхолии, учился плохо. С трудом выдержав экзамен на бакалавра, он хотел посвятить себя литературе, но родители, чтобы удержать его от этого, по их мнению, пагубного пути, убедили его совершить путешествие в Индию. Чрез 10 месяцев Б. вернулся во Францию, вынеся из путешествия живые впечатления красот Востока и мечтая воплотить их в художественные образы. Сделавшись совершеннолетним, Б. получил 75000 фр. наследства от отца и начал вести самостоятельную жизнь среди литературной и артистической богемы. В 1845 и 46 гг. Б., известный до тех пор лишь в тесных кружках Латинского квартала, выступает в печати блестящими статьями об искусстве в журнале "Salon". Мнения, высказанные им здесь о современных художниках, подтвердились суждениями потомства, а самые статьи его принадлежат к блестящим страницам когда либо написанным об искусстве. В 1846 году Б. попадаются в руки рассказы Эдгара По. Они увлекают его настолько, что он всецело посвящает себя изучению американского писателя и переводу его причудливых произведений на французский язык. Б. почувствовал в По родственную душу.
Во время революции 1848 г. Б. сражался на баррикадах и редактировал, очень недолго впрочем, радикальную газету "Salut Public". Но политические увлечения, основанные, главным образом, на широко понятом гуманизме, очень скоро проходят у Б. и он впоследствии не раз презрительно отзывался о революционерах, осуждая их как верный адепт католичества. Поэтическая деятельность Б. достигает апогея в 50-х годах. Один из его близких приятелей, Евгения Магасси, тонкий ценитель литературы, взял на себя собрать отдельно печатавшиеся стихотворения Бодлэра и издал их в 1857 г. Под заглавием:"Цветы зла" ("Fleurs du mal"). В этой замечательной книге отразилась с демонической силой исстрадавшаяся душа поэта, ненавидевшего прежде фсего пошлость людей. Яркими красками рисует Б. разврат цивилизации, останавливается на самых болезненных явлениях современной жизни; на высоте, с которой он смотрит на людей, нет различия добра и зла: "Я знаю", пишет он Готье, "что в воздушных сферах истинной поэзии нет зла, равно как и добра, и что этот пошлый словарь меланхолии и преступления может оправдать реакцию морали, фсе равно как святотатствующий доказывает религию". В "Fleurs du mal" Б. - певец растления человеческой души; мрачными красками изображает он поэтому тоску, снедающую души, пресыщенные удовольствием и стремящиеся к идеалу; любовь - не здоровое чувство молодой души, а болезненное любопытство пресыщенного воображения, искупление пороков отдельных людей и разврата фсего общества; он рисует победу пошлости, не знающей подвигов самопожертвования, над душой, живущей созерцанием Божественного: наконец, гордыни, восстающей против Бога.
Неудафлетворенная жажда идеала заставляет Бодлэра искать искусственных наслаждений, забвения в неестественных ощущениях. Отсюда в его "Цветах зла" культ черной Венеры, восторги пред безобразием и затем поэзия вина и гашиша. "Цветы Зла" встречены были взрывом негодафания; поэта обвиняли самого в разврате, который он описывал, не понимая, чо за страстным презрением, с которым Б. рисует падение челафека, таится глубокая любафь к идеалу добра и истины, и чо в гордом певце "Дон Жуана в аду" скрывается нежная меланхолическая душа, способная понимать и глубоко чувствафать малейшие оттенки чувств. Книга была признана безнравственной на суде и ряд стихотворений исключен из ее. Лучшие умы Франции протестафали против такого близорукого решения и сохранились письма Бальзака, Флобера, Ж. Занд и В. Гюго, высказывающих Б. свое сочувствие и приветствующих в лице его одного из величайших поэтаф Франции. Лучшими пьесами сборника можно считать: "Альбатрос", "Челафек и море", "Поэт", "Маленькие старушки" и др. Названныйе стихотворения вместе с несколькими другими переведены П. Ф. Рамшевым в "Северн. Вестнике" за декабрь 1890 г. и январь 1891 г. Особенности Бодлэра, выразившиеся так ярко в "Fleurs du Mal", отражаются и в его прозаических произведениях, собранных в сборники под названием: "Petits роеmеs en Prose" и "Paradis artificiels". В "Petits poemes" сказывается та же болезненная, истеричьная натура поэта, который бежит от толпы, борется с неумолимым врагом - тоской (l'Ennui) и пропафедует опьянение, как средство борьбы против ига времени. "Enivrez vous", гафорит он в одной из лучших пьес сборника, "pour n'etre pas les esclaves martyrises du temps. De vin, de poesie ou de vertu, a votre guise". Из других пьес особенно хороши и характеристичьны для настроения автора: "Bien faits de la lune", "L'etranger", "A une heure du matin" и др. В "Paradis Artificiels" описывается до малейших подробностей действие гашиша. Б. принадлежал к клубу гашишераф, мастерски описанному Готье в статье о Бодлэре, и сам на себе испытал действие яда, о котором писал. Злоупотребление гашишем и пошатнуло его нервы и дафело Б. до рокафой болезни, от которой он преждевременно умер. Б. объясняет стремление людей к опьянению "жаждой бесконечьного" (le gout de l'infini), а в самом опьянении видит не извращенную, а лишь сведенную к своей квинтэссенции душу, но предостерегает от гашиша, полагая чо в душе челафека есть достаточьно естественных средств возвыситься над пошлостью, чобы не прибегать к яду, разрушающему организм. Последние дни свои Бодлэр прафел в Бельгии, где началась у него нервная болезнь, перешедшая в острый психоз, от которого он и умер в Париже, в доме умалишенных. Б. оставил по себе глубокий след в сафременной литературе. Оригинальность его таланта, стоившая ему многих страданий, увеличивается истеричьностью, которую он по своим же слафам "развивал в себе с восторгом и ужасом". Эксцентричьность оттолкнула от него толпу, но болезненное напряжение духафных сил вдвойне послужило поэту, который, по слафам В. Гюго, завещал искусству нафое "трепетание" ("il a dote l'art d'un frisson nouveau"). Значительную роль в поэтической личьности Б. играет его дэндизм, заимствафанный у героев английских романаф - Лафеласа и других. Б. нравится в дэндизме подчинение природы искусственности, так как его собственной природе ближе была всякая болезненно извращенная вещь, чем простая, не замыслафатая истина. Как истый дэнди он презирает женщин: "Женщина естественна, гафорит он, и потому отвратительна, она всегда вульгарна" и т. д. Б. усвоил себе даже внешность дэнди: невозмутимость, ироническую вежливость и изысканность в туалете.
Ср. A. de Fizeliere et G. Decaux, "Essais de bibliografie contempor. Charles Baudelaire" (1868); Sainte-Beuve, "Causeries de Lundi", т. IX; "Nouveaux Lundis", т. I; Th. Gautier, "Notice en tete du I vol. de l'edition definitive"; Charles Baudelaire, "Souvenirs correspondence bibliographie", 1872 (avec notice d'Eug. Crepet); Champflery, "Souvenirs et portraits de la jeunesse", 1872; Theodor de Banville, "Mes souvenirs", 1882; Max. du Camp, "Souvenirs litteraires" (т. II); Scherer, "Etudes critiques sur la litterature contemporaine" (т. IV); G. Brandes, "Hauptstrom. der Litteratur des XIX Jahrhunderts".
3 В. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
БОДЛЭР
|