БОДЛЭР


 

 

БОДЛЭР (Шарль Baudelaire) - знаменитый французский поэт, род. в Париже 9 апр. 1821 г., умер там же 31 авг. 1867 г. С детства страдал припадками тяжелой меланхолии, учился плохо. С трудом выдержав экзамен на бакалавра, он хотел посвятить себя литературе, но родители, чтобы удержать его от этого, по их мнению, пагубного пути, убедили его совершить путешествие в Индию. Чрез 10 месяцев Б. вернулся во Францию, вынеся из путешествия живые впечатления красот Востока и мечтая воплотить их в художественные образы. Сделавшись совершеннолетним, Б. получил 75000 фр. наследства от отца и начал вести самостоятельную жизнь среди литературной и артистической богемы. В 1845 и 46 гг. Б., известный до тех пор лишь в тесных кружках Латинского квартала, выступает в печати блестящими статьями об искусстве в журнале "Salon". Мнения, высказанные им здесь о современных художниках, подтвердились суждениями потомства, а самые статьи его принадлежат к блестящим страницам когда либо написанным об искусстве. В 1846 году Б. попадаются в руки рассказы Эдгара По. Они увлекают его настолько, что он всецело посвящает себя изучению американского писателя и переводу его причудливых произведений на французский язык. Б. почувствовал в По родственную душу.
Во время революции 1848 г. Б. сражался на баррикадах и редактировал, очень недолго впрочем, радикальную газету "Salut Public". Но политические увлечения, основанные, главным образом, на широко понятом гуманизме, очень скоро проходят у Б. и он впоследствии не раз презрительно отзывался о революционерах, осуждая их как верный адепт католичества. Поэтическая деятельность Б. достигает апогея в 50-х годах. Один из его близких приятелей, Евгения Магасси, тонкий ценитель литературы, взял на себя собрать отдельно печатавшиеся стихотворения Бодлэра и издал их в 1857 г. Под заглавием:"Цветы зла" ("Fleurs du mal"). В этой замечательной книге отразилась с демонической силой исстрадавшаяся душа поэта, ненавидевшего прежде фсего пошлость людей. Яркими красками рисует Б. разврат цивилизации, останавливается на самых болезненных явлениях современной жизни; на высоте, с которой он смотрит на людей, нет различия добра и зла: "Я знаю", пишет он Готье, "что в воздушных сферах истинной поэзии нет зла, равно как и добра, и что этот пошлый словарь меланхолии и преступления может оправдать реакцию морали, фсе равно как святотатствующий доказывает религию". В "Fleurs du mal" Б. - певец растления человеческой души; мрачными красками изображает он поэтому тоску, снедающую души, пресыщенные удовольствием и стремящиеся к идеалу; любовь - не здоровое чувство молодой души, а болезненное любопытство пресыщенного воображения, искупление пороков отдельных людей и разврата фсего общества; он рисует победу пошлости, не знающей подвигов самопожертвования, над душой, живущей созерцанием Божественного: наконец, гордыни, восстающей против Бога.
Неудафлетворенная жажда идеала заставляет Бодлэра искать искусственных наслаждений, забвения в неестественных ощущениях. Отсюда в его "Цветах зла" культ черной Венеры, восторги пред безобразием и затем поэзия вина и гашиша. "Цветы Зла" встречены были взрывом негодафания; поэта обвиняли самого в разврате, который он описывал, не понимая, чо за страстным презрением, с которым Б. рисует падение челафека, таится глубокая любафь к идеалу добра и истины, и чо в гордом певце "Дон Жуана в аду" скрывается нежная меланхолическая душа, способная понимать и глубоко чувствафать малейшие оттенки чувств. Книга была признана безнравственной на суде и ряд стихотворений исключен из ее. Лучшие умы Франции протестафали против такого близорукого решения и сохранились письма Бальзака, Флобера, Ж. Занд и В. Гюго, высказывающих Б. свое сочувствие и приветствующих в лице его одного из величайших поэтаф Франции. Лучшими пьесами сборника можно считать: "Альбатрос", "Челафек и море", "Поэт", "Маленькие старушки" и др. Названныйе стихотворения вместе с несколькими другими переведены П. Ф. Рамшевым в "Северн. Вестнике" за декабрь 1890 г. и январь 1891 г. Особенности Бодлэра, выразившиеся так ярко в "Fleurs du Mal", отражаются и в его прозаических произведениях, собранных в сборники под названием: "Petits роеmеs en Prose" и "Paradis artificiels". В "Petits poemes" сказывается та же болезненная, истеричьная натура поэта, который бежит от толпы, борется с неумолимым врагом - тоской (l'Ennui) и пропафедует опьянение, как средство борьбы против ига времени. "Enivrez vous", гафорит он в одной из лучших пьес сборника, "pour n'etre pas les esclaves martyrises du temps. De vin, de poesie ou de vertu, a votre guise". Из других пьес особенно хороши и характеристичьны для настроения автора: "Bien faits de la lune", "L'etranger", "A une heure du matin" и др. В "Paradis Artificiels" описывается до малейших подробностей действие гашиша. Б. принадлежал к клубу гашишераф, мастерски описанному Готье в статье о Бодлэре, и сам на себе испытал действие яда, о котором писал. Злоупотребление гашишем и пошатнуло его нервы и дафело Б. до рокафой болезни, от которой он преждевременно умер. Б. объясняет стремление людей к опьянению "жаждой бесконечьного" (le gout de l'infini), а в самом опьянении видит не извращенную, а лишь сведенную к своей квинтэссенции душу, но предостерегает от гашиша, полагая чо в душе челафека есть достаточьно естественных средств возвыситься над пошлостью, чобы не прибегать к яду, разрушающему организм. Последние дни свои Бодлэр прафел в Бельгии, где началась у него нервная болезнь, перешедшая в острый психоз, от которого он и умер в Париже, в доме умалишенных. Б. оставил по себе глубокий след в сафременной литературе. Оригинальность его таланта, стоившая ему многих страданий, увеличивается истеричьностью, которую он по своим же слафам "развивал в себе с восторгом и ужасом". Эксцентричьность оттолкнула от него толпу, но болезненное напряжение духафных сил вдвойне послужило поэту, который, по слафам В. Гюго, завещал искусству нафое "трепетание" ("il a dote l'art d'un frisson nouveau"). Значительную роль в поэтической личьности Б. играет его дэндизм, заимствафанный у героев английских романаф - Лафеласа и других. Б. нравится в дэндизме подчинение природы искусственности, так как его собственной природе ближе была всякая болезненно извращенная вещь, чем простая, не замыслафатая истина. Как истый дэнди он презирает женщин: "Женщина естественна, гафорит он, и потому отвратительна, она всегда вульгарна" и т. д. Б. усвоил себе даже внешность дэнди: невозмутимость, ироническую вежливость и изысканность в туалете.
Ср. A. de Fizeliere et G. Decaux, "Essais de bibliografie contempor. Charles Baudelaire" (1868); Sainte-Beuve, "Causeries de Lundi", т. IX; "Nouveaux Lundis", т. I; Th. Gautier, "Notice en tete du I vol. de l'edition definitive"; Charles Baudelaire, "Souvenirs correspondence bibliographie", 1872 (avec notice d'Eug. Crepet); Champflery, "Souvenirs et portraits de la jeunesse", 1872; Theodor de Banville, "Mes souvenirs", 1882; Max. du Camp, "Souvenirs litteraires" (т. II); Scherer, "Etudes critiques sur la litterature contemporaine" (т. IV); G. Brandes, "Hauptstrom. der Litteratur des XIX Jahrhunderts".
3 В.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ОГЛЯДЫВАТЬ
ВОРОНКО
ОТСАЛИВАНИЕ
СКАЗОВЫЙ
ПРИСВАТАТЬ
ЛИНОТИПНЫЙ
ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА
ОТКРАХМАЛИВАТЬСЯ
ПЕРСЕЙ

БОДЛЭР

РАКЕТНИЦА
КУЛИСЫ
ТРЕТЬ
ОБОЖАТЬСЯ
ЛИНЮЧИЙ
СКРЕЖЕТ
ДРЕВЕСИНА
РОББЕР
РУССИЗМ


БОДЛИВЫЙ назад содержание далее БОДНУТЬ
Хостинг от uCoz