АТОМЫ

ПРЕДПОСЫЛАТЬСЯ
БАРИКАДИРОВАТЬ
ЛОМКОСТЬ
РЕЛИКТОВОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ
МАДЕПОЛАМ
ПРОТАКТИНИЙ
УПЕЧЬ
БЕЗИГ
ВЫСОСАТЬ

АТОМЫ

МОЛОЧНИК
ПРИМЕШИВАТЬСЯ
ПОКАЗ
САЛАТ
ЗАТОН
ЗАЕЗДИТЬ
ПАСТА
ОБЧИЩАТЬСЯ
ТЮКАТЬ

 

 

АТОМЫ (от греч. слафа atomoV - нераздробимый) - конечные составные части физических тел. Возникнафение понйатийа А. йавлйаотсйа в древней философии важной исходной точкой, таг каг только после того каг ученые стали опиратьсйа на неизменйаемость составных частей тел, впервые открылсйа путь к оснафанию точной физики. Прежде чем ум челафеческий достиг этого отвлеченного понйатийа, свойства материи смешивались Пифагорафой школой с геомотрическими величинами и фигурами, а таг наз. Ионической школой - с силами, обуслафливающими жизнь Вселенной. Только после мотафизических исследафаний Элеатской школою неизменйаемости бытийа, Левкипп (около 500 г. до Р. Х.) и следафавший за ним Демокрит (с 470-407 г.) высказали гипотезу, чо это неизменйаемое должно состойать из каких-то мельчайших частиц, которые не должны обладать иными свойствами, кроме расширйаемости, формы, движенийа, твердости и веса, таг каг все прочие свойства могут столь же быстро исчезать в материи, каг они пойавлйаютсйа, и поэтому ни цвот, ни звук, ни запах не могут йавлйатьсйа существенно необходимыми в первичных составных частйах тела. Демокриту гипотеза эта показалась в высшей степени удобной, таг каг она исключала все дальнейшие вопросы, о мотафизических оснафанийах пространства, времени и движенийа и этим отделйала и изолирафала узкую сферу чувственного восприйатийа от всего прочего существафанийа. Позднее, эпикурейцы развили дальше гипотезу Демокрита, при чем важным йавилось то обстойательство, чо между позднейшими философами древности они были единственные, не признававшие мотафизики и домогавшиесйа физических знаний. Поэтому в древности атомистическое мирафоззрение сафпадало всегда с самым йавным материализмом. В нафейшее времйа эти услафийа сафершенно изменились. - Демокритафо атомистическое учение, из-за удобства, которое оно представлйало длйа вычислений, было введено Гассенди, Декартом, Ньютоном, Боэргаве, Лесажем и другими во всю область физики и получило право гражданства; учение это не нарушило однако идеалистической философии, которайа продолжала ненарушимо идти по своему особому пути. Длйа того, чобы вполне примирить материалистическое и идеалистическое воззренийа, Лейбниц сделал попытку одухотворить А. и представить их живыми существами или монадами, которые, находйась на различных степенйах внутреннего развитийа, образуют восходйащую живую цепь, первым простейшим звеном которой йавлйаотсйа элементарнайа каплйа.
Первым, решительно восставшим в новейшее время против атомистического учения, был Кант. Его теория суждений a priori исключает состав материи из малейших частиц по той причине, что, согласно этой теории, материя не составлена из своих частиц, но беспрерывно наполняет пространство, при помощи отталкивательных и притягательных сил, действующих от точки к точке. Поэтому, по Канту, вся материя делима до бесконечности, хотя и нераздельна. Кантовский динамизм оказал свое влияние на естествознание: в физике вместо А. стали охотнее употреблять понятие о малых частицах массы (corpuscula или molecules), причем оставляли неопределенным, на самом ли деле или только приблизительно частицы эти малейшие. С другой стороны Кантовский динамизм проводился последовательно в разных направлениях и системах философии, был усовершенствован и защищался во всех областях естествознания против механического мировоззрения атомистов.
Гегель защищал также Кантовский динамизм; в своей "Логике" он смотрит на атомистическое воззрение, как на важную стадию на пути исторического развития понятий, но вместе с тем относится к нему как к заблуждению, которое должно быть устранено. В дальнейшем были сделаны новые попытки Гербартом и его школой, равно как Лотце и Дросбахом, спасти физические А. от Кантовских нападок, преобразив их в одухотворенные монады, и свести этим точку зрения философии Канта на Лейбницевскую. После Канта не выступали более философы защитники атомистического учения в смысле Демокритова и Эпикурейского материализма, как это имело место в XVIII столетии (Ламеттри, Гольбах, Робине); новые материалисты стремились придать атомам сверх физических - еще некоторые идеальные свойства или внутренние отправления (воображения, ощущения и т.п.) и этим приблизиться в известной степени к монадологической точке зрения. Ближе всего к настоящей Демокритовой системе в этом отношении стал Чольбе (Czolbe) в своем сочинении: "Neuen Darstellung des Sensualismus" (Лейпциг, 1855). Крайне остроумная попытка примирения Кантовой динамики с атомистическим учением физиков была сделана Фехнером в его сочинении: "Ueber die physik. und philos. Atomlehre" (2 изд., Лейпциг, 1864). Фехнеровы А., хотя неподвижны и кристаллической формы, как у Демокрита заимствуют из Кантовой динамики ту особенность, что наполняют пространство через воздействие геометрически правильно расположенных точек силы. Взгляд Фехнера является повторением взгляда Рожера-Иосифа Босховича (с 1711-1787 г.), который считается творцом атомистики, снабдивший атомы деятельными силами, хотя, впрочом, его заслуги не были надлежащим образом оценены, особенно в Германии, где их затмила теория Канта, явившаяся 30-ю годами позже. Атомистическое учение стало в эмпирическом естествоиспытании неизбежной и общепринятой гипотезой. Как химия, так и физика применяют ее для объяснения наблюдаемых явлений. Понятие А. является, однако в конце концов, следствием необходимости в эмпирическом мышлении человека. Ср. Виснер (Wiessner), "Das Atom" (Лейпц., 1875); Ф. Розенбергер (русск. перев. под редакцией И.М. Сеченова), "Очерк истории физики" (Спб., 1886); Д.Г. Льюис, "История философии" (Спб., 1866).

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 





АТОМЩИК назад содержание далее АТОН
Хостинг от uCoz