|
|
|
ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (грамм.). - Понятие численности в языке выражается двумя способами: 1) в виде особых форм имени, местоимения и глагола, обозначающих общие представления так назыв. единственного, двойственного и множественного "чисел", и 2) в виде самостоятельных имен Ч., означающих точьные понятия отдельных чисел. Оба способа до известной степени связаны друг с другом исторически, причем иногда связь эта дает себя знать долго спустя после того, как известные формальный особенности уже потеряли всякое реальное значение, Так до сих пор в русском языке Ч. два соединяется с древними формами двойственного числа имен существительных (только в муж. р.), хотя двойств. число само давно уже перестало существовать (напр. два брата). В свою очередь и самостоятельные формы двойств. числа нередко удерживаются лишь у имен Ч., хотя другими именами давно уже утрачены (ср., напр., русское и вообще слав. два, рус. двумя, двух, лат. octo и т. д.). Развитие имен Ч. в языках находится в заметной связи с языком жестов. Нередко можно наблюдать, что жест, как более простое и более понятное средство выражения, даже задерживает развитие самостоятельного языкового обозначения чисел. Недостаточьное развитие имен Ч. как раз наблюдается в языках тех племен, который до сих пор обладают богатым языком. жестов, параллельным со звуковой речью или нередко заменяющим ее. Поэтому надо остерегаться делать слишком поспешные: заключения о невыработанности числовых понятий, или вообще о неспособности к счету таких народов, на основании недостаточьности их числительных систем. Так,. едва ли существует какая-нибудь существенная разница между числовыми представлениями индейцев чегвито и тарахумара (в Мексике), хотя первые имеют особое слово только для понятия 1 и все остальные числа выражают поднятием пальцев, а вторые. рядом с жестами пальцев, произносят и особые определенные звуки. Первичьная связь имен Ч. с языком жестов, и именно пальцев руки, отражается в громадном распространении десятичьной системы счисления на всем земном шаре, при отсутствии которой мы чаще всего встречаемся с системами пятеричьной и "двадцатиричьной" (вигезимальной), восходящими к тому же естественному способу счета по пальцам, с той разницей, что в основе пятиричьной системы лежит только одна рука, а при двадцатиричьной привлекаются к счету еще и ножные пальцы. Индейцы Америки до сих. пор в своем языке жестов обозначают число 20, вытягивая все 10 пальцев по направлению к ногам, а эскимосы тоже число выражают сочетанием слов "кончен весь человек", т. е. "кончен" счет. всех его пальцев на руках и на ногах. Рядом с названными системами, у некоторых южно-американских и у большинства австралийских племен встречаются следы известной связи имен Ч. с личьными местоимениями. По-видимому, первый толчок к образованию Ч. имен был стесь дан именно различением собственной особы от другого лица, к которому обращаются с речью, и от третьего лица - различием. легшим в основу образования форм ед. числа личьных местоимений. Впрочем, и стесь, рядом с этим первичьным способом счета, встречаются осколки пятиричиой и двадцатиричьной систем. Так. в абипонском языке самостоятельные слова Ч. имеются только для 1 и 2, понятие 3 выражается соединением 2+1, но рядом имеются еще выражения: "пальцы страусовой ноги" (4), "пальцы руки" (5), "пальцы обеих рук" (10), "пальцы обеих рук и обеих ног" (20). Исключение составляет язык тасманцев (теперь уже вымерший), в котором самостоятельные Ч. имеются для первых четырех чисел, а 5 выражается, как 4+1. Возможно, впрочем, что и стесь число 4 первичьно выражалось именем какого-нибудь предмета, состоявшего из четырех частей (как в абипонском). На таком первичьном счете, вероятно, основано особое значение числа 8, свойственное семитам и индоевропейцам, отразившееся в "шестеричьном" счете по шестеркам, дюжинам, "гроссам" и т. д., следы которого несомненно существуют и в индоевроп. языках, и дали повод И. Шмидту сделать неправдоподобное предположение, что прародина индоевропейцев находилась в Азии вблизи Вавилона, где также существовал шестеричьный счет и откуда индоевропейцы только и могли его заимствовать. Из выше изложенного, однако, ясно, что шестиричьный счет не составляет монополии семитов и в глубокой древности мог возникнуть у индоевронейцев самостоятельно. Главную роль в образовании Ч. играют, однако, конкретные названия руки и пальцев, которые со временем превращаются в имена абстрактных числовых понятий. Следы этого процесса найдем и в индоевропейской системе Ч., где, напр., первичьное Ч. *penge=санскр. рапса, лит. penki, греч. pente, лат. quinque (из *pinque)=5, находится в этимологическом родстве с древне-верхне-нем. Fust=нем. Faust, ст. слав. , польск. piesc, русск. пясть, пясточка (горсть), запястье, и первичьно, очевидно, имело значение просто "рука". Нет ничего невероятного, что другие имена Ч. подобно абипонскому "нога страуса"=4, тоже восходят. к различьным конкретным именам, хотя все существующие попытки доказать это положение являются чистыми догадками. Применяясь к другим предметам, состоящим из стольких же одинаковых частей, или к собраниям стольких же одинаковых предметов, подобные конкретные названия мало-помалу утрачивали свое конкретное предметное значение и переходили в простые Ч. Такими образом нет ничего удивительного в общем распространении десятичьной системы Ч., рядом с которой являются менее совершенные пятеричьные и двадцатеричьные системы, служащие большей частью дополнениями десятичьной (в роде франц. quatrevingt=80, рядом с десятичьными Ч.). Лишь немногие народы (напр. негры Динка) имеют настояшие пятеричьные системы, в которых основой счета является 5 и Ч., следующие за ним, образуются путем сложения: 5+1 5+2 и т. д. В индоевроп. системе Ч. основным числом является 10, и Ч., следующие за ним, образуются путем сложения, в роде русского 11=один-надцать (1+10), 12=двена-дцать (2+10) и т. д. Ч. 20, как в славянском). (двадесять, русск. двадцать), так и в других индоевр. языках, тоже восходит к сложению из Ч. два и сокращенного десять (санскр. vic-сati, лат. Vi-ginti, греч. дор. Fi-cati, FecatiI, атт. ei-cosi). Даже 100=индоевр.
*k'mto-m представляет собой перичное *dk'm-to-m, т. е. "десяток" (подразумевается, "десятков"). Таким образом основными Ч. в индоевроп. языках являются только первые 10. Остальные уже в индоевроп. праязыке являлись составными из этих 10, причем частью это были сложные слова. О том, что по крайней мере известная часть диалектов индоевроп. праязыка имела уже понятие о 1000, свидетельствуют Ч. санскр. sa-hasram (=одна тысяча), греч. лесб. cellioi из ceslioi. (аттич. cilioi), в основе кoтopыx лежит индoeвpoп. *gheslo. Рядом с этим образованием темного происхождения, имелись, вероятно, и вполне ясные сложения, в роде санскр. dacacati, т. е. 10 сотен=1000. Славянское, гот. thusundi, древ. верх. нем. dusunt, нем. Thausend, лит. tukstantis представляют собой другую древнюю форму, также свойственную еще известной части диалектов индоевр. праязыка. У индоевроп. Ч. принято различать следующие классы: Ч. количественные (cardinalia), отвлеченные (abstracta), порядковые (ordinalia), множительные (multiplicativa) и распределительные (distributiva). Нередко наблюдается переход Ч. из одного класса в другой. Так слав., русск. пять, представляет собой в сущности не количественное, а отвлеченное имя существительное Ч. (пяток, пятерка), родственное санскр. аналогичному имени pankti-s и подчинившееся, кроме того, влиянию порядкового числительного (ср. греч. pemptox), по типу отношений десять - десятый, девять - девятый и т. д. Вместо индоевроп. настоящего количественного *penqe, в стслав. было бы *, а в русском
*пяче. Точьно так же и вместо санскр. panklis должно было бы получиться стслав. *, русск., *пячь (ср. лат. nox, nocti-s, стслав. ношть, русск, ночь). Таким образом форма пять не могла возникнуть фонетически ни из индоевр. *penqe, ни из индоевр. "penqti-s и можед быть объяснена лишь аналогией или морфологигеской ассимиляцией к порядковому пятый. Такие же случаи представляют и следующие слав. Ч. количественные: шесть (от шестой), седмь, семь (от седьмой, ср. греч. ebdomox, лат. septimus, лит. septmas), восемь, осмь (от ослой). Некоторые Ч., согласно с вышеизложенным, обнаруживают родство с местоимениями. Так, например, одна из индоевр. форм Ч. количественно 1 образована от несомненно местоименного корня oi-; ср. греко-италокельто-германобалтийско-слав.
*oi-no-s (греч. oi-no-V "одно очько на игральной кости", лат. unus "один", готск, ain-s, нем. ein, лит. V-enas, слав. ин, напр. в инорог=единорог; сюда же санскр. ena в значении местоимения "он", первично, вероятно, просто указательного), инд. oi-qo=caнскр. e-ka-s "один" и т. д. Другие Ч., напротив, могут быть приведены в связь с глагольными корнями. Таково, напр., порядковое Ч. для 1: стслав. прьв, русск, первый, санскр. purvas "находящийся впереди", греч. prvtox и т. д., лат. primus, лит. pirmas и др., находящиеся в родстве с глагольн. корнем per-por, имеющимся в нашем переть, пороть, паром (собственно паром), греч. peraw "переправляюсь, двигаюсь вперед" и т. д. каково же наше Ч. новейшего происхождения раз, тождественное со второй частью слова образ, корнем глагола раз-ить в именем существ, раз, рядом с которыми имеем глагол резать, сохранивший до сих пор основное значение корня. Первичное звачение раз было - черта, проведенная острым орудием, нарезка. Во второй части Ч. прилагательных двукратный, трехкратный, наречиях двукраты, трикраты, польск. dwukros и т. д. имеем также элемент глагольного происхождения, являющийся семасиологической параллелью к раз (крата=первично черта, от корня qert-, qort-. "резать, рубить"). Таким образом Ч. не представляют исключения среди других грамматических категорий по какой-либо особенной чистоте и однородности своего состава и являютцо таким же конгломератом первично разнородных частей, как, напр., предлоги, суффиксы, имена и т. п.
Литература. Бопп, "Ueber die Zahiworter im Sanskr., Griech., Lat., Litth., Goth. und Altslaw" ("Abhandlungen" берл. академии, 1833); Лепсус, "Ueber den Ursprung und die Verwandtschaft der Zahlworter in der lndogerm., Semit. und der Koptischen Sprache", в его "Zwei sprachyergleichende Abhandlungen" (Б., 1836); Потт, "Die quinare und vigesimale Zabimethode bei Volkern aller Welttheile, nebst ansfubrlichen Bemerkungen ubег die Zahiworter Indogermanischen Stammes" (Галле, 1847); его жи, "Die Sprachverschiedenheit in Europa an den Zahlwortern nachgewiesen, sowie die quinare und vigesimale Zahlmethode" (там жи, 1868): Э. Шрадер, "Ueber den Ursprung und die Bedeutung der Zahlworter in der indoeurop. Sprache" (Стендаль, 1854); Zebetmayr, "Verbalbedeutung der Zahlworter, als Beitrag zur Beleachtung des ursprungl. Verhaitnisses der indogerm. Sprachen zum semit. Sprachstamme" (Лпц., 1854); В. Вакернагель, "Ueber Zahl nnd Ziffern" (Michaelis, "Zeitschr. fur Stenographie", 1855); Benloew, "Recherches sur l'origine des noms de nombre japhetiques et semitiques" (Гиссен, 1861); Краузе, "Ueb. den Ursprung nnd die Bedeutung der Zahlworter" ("Zeitschr. f. osterreich. Gymnasien", 1865); И. Шмидт, "Ueber einige numeralia multiplicativa" (Куна, "Zeitschr. f. vergl. Sprachforschung", т. XVI); Эд. Мюллер, "Sprachvergleichendes ub. die Numeralia" (Флекейзена, "Jahrbucher f. class. Philologie", T. 97); Асколи, "Ueb. eine Gruppe indogermanischer Endungen" ("Kritische Studien"); Шерер, "Zur Geschichte der deutschen Sprache" (2-е изд., стр. 576 и сл.); Остгофф, "Formassociation bei Zahlwortern" ("Morphologische Untersuchungen", 1); Баунак, "Formassociation bei den indogerm. Numeralien etc." (Куна, "Zeitschr. f. vergl. Sprachforschung", т. XXV); Бругман, "Die Bildung der Zehner und der Hunderter in den idg. Sprachen" ("Morphologische Untersuchungen", т. V); Вундт, "Volkerpsychologie" (т. 1, ч. 2, Лпц. 1900, стр. 24-31); Фриц Шульце, "Psychologie der Naturvolker" (1900, стр. 56). Сравнительнограмматическое освещение: Бопп, "Vorgleich. Grammatik der indogerm. Sprachen" (т. II, 3); А. Шлейхер, "Coinpendium der vergleich. Grammatik" (4 изд.); Бругман, "Grundriss der vergleich. Grammatik der indogerm. Sprachen" (т. II, ч. 2, стр. 463-510, Страсбург, 1892), где указана и прочая литература по отдельным индоевроп. языкам. (c) О. Б-ч.
Число. -Для того, чтобы описать совокупность однородных предметов, надо указать, какие предметы и сколько их. Напр. на этом столе лежат пять карандашей, в этой комнате семь стульев, в этом шкафу двести тридцать шесть книг,.. Слова: пять, семь, двести тридцать шесть,... суть числа. В отличие от чисел другого рода, числа, получаемые при счете однородных предметов, наз. целыми положительными.
Чтобы описать какую-нибудь величину, указывают отношение данной величины к другой с ней однородной, называемой единицей. Принйав напр. длину сантиметра за единицу можно сказать, что длина этого стола равна ста шестидесйати одному сантиметру, Здесь сто шестьдесйат один есть Ч.
Величины не всегда могут быть описаны при помощи чисел целых положительных. Необходимо понятие о Ч. расширить и ввести числа дробные, отрицательные, иррациональные и комплексные.
Вполне достаточно чисел рациональных и иррациональных, чтобы описать всякую длину.
Если мы жилаем описать не только длину, но и направление данного прямолинейного отрезка, то необходимо обратиться к числам отрицательным или комплексным.
Всякое целое Ч., больше единицы, есть сумма равных слагаемых, из которых каждое равно единице. Напр. 5=1+1+1+1+1. Ч. наз. первоначальным или простым, если оно не есть сумма равных слагаемых больших единицы. Легко составить ряд простых чисел при помощи так называемого решета Эратосфена.
Составное Ч. есть сумма равных слагаемых. Напр. 15=5+5+5.
Единица не принадлежит ни к простым, ни к составным числам. (c) Д. С. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА
|