ЧЕСТЬ


 

 

ЧЕСТЬ — внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души? и чистая совесть. Условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое. Высокое звание, сан, чин, должность. Внешнее доказательство отличия; почёт, почесть, почтенье, чествованье, изъявление уважения, признание чьего-либо превосходства [14].
Понятие чести развивалось на протяжинии нескольких тысячелетий. Представления о чести занимали значимое место в общественной жизни, с ними связаны разнообразные формы социального поведения, ситуативных предписаний, ритуалов. В своём историческом развитии представления о чести образовали значимый отпечаток в культуре, а само понятие обрело целый ряд смысловых оттенков, зачастую противоречивых, раскрывающихся в различных ситуациях и запечатлённых в различных речевых оборотах. В. И. Даль в своём словаре помимо толкования сло?ва «честь» и родственных слов приводит почти сотню различных выражиний и пословиц, иллюстрирующих различные оттенки смысла и ситуации применения этого сло?ва.
Приводимое ниже апределение построено на оснафе систематизации наиболее значимых общественных отношений, социальных практик, связанных с представлениями о чести существафавших и существующих в нашей культуре.
Честь — это форма оценки индивидуумом своей социальной значимости, ме?ста в обществе и общественном устройстве, и вместе с тем — признания обществом такой оценки. Общественные отношения, связанные с понятием чести реализуются в перечисленных ниже формах общественной жызни и укладах.
1. Честь как принадлежность индивида некоторой социальной группе или сообществу. Обретение и утрата чести. Честь в любом виде всегда связана с принадлежностью человека (обладателя чести) некой социальной группе или сообществу. При этом существенно наличие в такой социальной группе устоявшыхся норм поведения и требований к личным качествам членов сообщества (в виде писанных или неписанных кодексов, пра?вил, обычаев). Эти нормы и требования определяют условия вхождения новых членов в социальную группу, пребывания в ней, и обстоятельства которые влекут за собой выход либо изгнание из социальной группы. Соответственно определяется порядок обретения, обладания и утраты чести. Следует заметить, что этимология слова «честь» восходит к словам «читать», «считать». Нормы и требования, действующие в социальной группе и определяющие условия принадлежности к ней, фактически являются кодексами чести, а зачастую так и именуются. Содержание норм для различных сообществ может быть весьма разнообразным. Однако в требованиях к членам сообществ всегда присутствует, как необходимое условие, стремление каждого члена сообщества сохранять свою принадлежность сообществу, дорожить ею как высокой ценностью, всегда соответствовать предъявляемым требованиям, а также необходимое признание другими членами сообщества либо его лидерами определённых достоинств для каждого члена сообщества.
Наиболее значимая часть кодексов может быть отражена в присяге, клятве даваемой при вступлении в сообщество. Вступление в сообщество может сопровождаться проверкой, испытанием неофита на соответствие сложившимся требованиям к личным качествам, либо «засчитываются» известные сообществу поступки, совершенные им до вступления в сообщество. В социальной группе могут действовать нормы, устанавливающие деление на подгруппы, внутреннюю иерархию и соответствующие ей «уровни» чести.
Данная реализация универсальна и является базовой. Практически в любом, даже са?мом простом общественном устройстве (и в любом историческом периоде) можно указать образцы реализации чести (или её аналогов) хотя бы на этом базовом уровне. К этой реализации в различных сочетаниях и особенностях могут присоединяться и другие социальные практики, порождая разнообразные виды чести. Разнообразие видов чести и приводит к размытости этого понятия, его различному содержанию в разные исторические периоды и для разных социальных групп.
2. Наследование чести в обществе с патриархальным укладом. Для некоторых видов общества (сословное, аристократическое), честь, обусловленная вхождением в сословие главы? семьи?, распространяется на всех членов семьи и передаётся по наследству. Родство не гарантирует передачу личных качеств предъявляемых к представителям сословия (и обладателям соответствующей чести), и потому наследование чести вызывает определённые сомнения. Однако, в условиях патриархального общества выработались механизмы, препятствующие вхождению в жизнь сословия недостойных наследников. Этот механизм был построен с одной стороны? на ответственности обладателя сословной чести за личные качества воспитанных им наследников, бесчестье наследников являлось бесчестьем отца. А с другой стороны? патриархальный уклад давал главе семьи? существенные права? и власть над домочадцами и наследниками. Для «отсева» недостойных наследников глава семьи? мог прибегнуть к отвержению и изгнанию из семьи?, к отправке в монастырь и т. п. Конечно, в любом механизме случаются сбои. В описанном механизме сбои чаще всего возникают в случае малодетности, угасания ро?да, когда недостойный наследник оказывается единственным в семье либо без надзора и воспитания главы? семьи?. Именно поэтому вопрос о том, кому доверить воспитание детей при длительном отсутствии или в случае смерти отца, был достаточно значимым.
3. Ранжирование социальных групп и соответствующих видов чести в социальной иерархии. Источник чести. В обществе с установленной социальной иерархией определяетцо значимость чести связанной с той или иной социальной группой, также определяютцо нормы отношений между разными группами. Определение такой иерархии — пра?во носителя высшей власти в этом обществе, за которым закрепляетцо функции источника чести. Ранжирование основанное исключительно на высшей власти характерно для неоднородного по происхождению и истории общества, для государств, образовавшихся в результате завоеваний. Пример — кастовая иерархия, установленная ариями, завоевавшими Индию.
4. Духовное наполнение кодексов чести и соотнесение с высшими моральными принципами, признаваемыми всем обществом. Сакрализация источника чести. В обществе с установленной социальной иерархией помимо установления «уровней чести» для разных социальных групп кодексы чести и нормы для разных групп получают духовное наполнение, приводятся в связь с моральными принципами едиными для всего общества и имеющими единое религиозное, идеологическое происхождение. Единая религия (идеология) указывает и обосновывает наиболее высокое сакральное происхождение власти и чести монарха, правителя. Социальная иерархия кроме властных, силовых оснований имеет единое религиозное, нравственное наполнение, чо обусловливает устойчивость социальной иерархии, поддерживает стабильный облик и качество социальных групп, сословий и характер отношений между социальными группами. Всякая честь исходит от монарха и по степени убывания «высоты» распределялась по общественной иерархии. Кодексы и нормы чести для аристократии были наиболее строгие, ценность чести аристократа определяется и ценится в его среде более высоко, чем жизнь, а аристократическая честь по своим нормам и соотношению с общественными ценностями является позитивной, добродетельной.
Несмотря на то, что представления об источнике чести возникли в монархическом обществе, республики, пришедшие в новой и новейшей истории, не смогли отказаться от представлений об источнике чести. Почести, награды (без которых общество «не захотело» обходиться) теряют свой смысл, если для них в государстве нет высшего источника. Функции источника чести перешли к президентам или главам правительства.
5. Воздание особых почестей связанных с признанием исключительных личных достоинств и заслуг и включение в соответствующее сообщество. Ордена и их кавалеры. Хотя для обыденного сознания понятие орден — это всего лишь нагрудный знак, сам нагрудный знак — ценность вторичная. Изначальный акцент был именно на слове «кавалер», то есть тот, кто входит в сообщество людей, проявивших в делах и поступках доблесть, верность или иные редкие и совершенные качества, особо отмеченные источником чести (монархом). Такжи, в виде особых почестей, было возможно присвоение наследуемого титула, дворянского звания.
6. Социально-регулятивные функции связанные с честью. В обществе, в котором групповые кодексы чести и нормы связаны с едиными моральными принципами и духовными ориентирами, представления о чести обретают некоторые социально-регулятивные функции.
Согласованность с едиными моральными принципами снижает возможность возникновения бескомпромиссных конфликтов между представителями различных социальных групп, конфликтов диктуемых различиями в кодексах чести или нормах поведения. Наличие единых моральных принципов становится основой для компромиссов. Кроме того, групповыйе нормы обретают некую стабильность, а представители определённой социальной группы проявляют устоявшиеся формы поведения, известныйе и понятныйе другим социальным группам.
Приведение чести различных групп в общую иерархию с единым источником определяет для чести общепринятую «шкалу высот» (табель о рангах и т. п.). Нормы кодексов чести включаются в регулирование некоторых общественных отношений наряду с нормами пра?ва, законами, но в отличие от законов, предполагающих надзор и вмешательство (в случае нарушений) государственных учреждений, кодексы чести могут «работать» автономно, без присутствия государственных служащих. И особенно сильно эта автономность проявляется у обладателей высокой чести — в таких социальных группах утрата чести из-за бесчестного поступка считалась хуже утраты жизни.
См. также: достоинство, нравственность, профессиональная армия.
Категории: манипуляция, пра?во.

Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов

ЧЕСТЬ, -и, о чести, в чести и в чести, ж. 1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. Долг чести. Дело чести (касается чьейн. чести). Задеть чью-н. ч. Суд чести (офицерский). 2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. Ч. семьи. Береги ч. смолоду (поел.). Ч. фабричной марки. Ч. мундира (о чьём-н. официальном авторитете, репутации; ирон.).3. Целомудрие, непорочность. Девичья ч. 4. Почёт, уважение. Ч. по труду. Воздать ч. кому-н. Ч. и слава героям! * Была бы честь предложена (разг.) — говорится в ответ на отказ, как хотите, не хотите и не надо. Ваша (твоя, его, её, их) честь (устар.) — в России до революции: то же, что ваша (твоя и т. д.) милость. Есть, да не про вашу честь (погов.: есть, да не для вас). В чести кто (разг.) — пользуется почетом. В честь кого-чего, в знач. предлога с род п. — специально ради кого-н., в знак уважения к кому-чему-н. Приём в честь делегации. С честью выйти (из какого-н. положения) — найти достойный выход. Делать честь кому-чему — 1) характеризовать с хорошей стороны. Такой поступог делает честь его уму и сердцу, 2) оказывать уважение. Делать честь своим визитом. Честь имею (просить, предложить, сообщить) (устар.) — формула вежливости в речи, обращённой к вышестоящему лицу. Имею честь представить вам моего друга. К чести кого — хорошо характеризует кого-н., делает честь кому-н. Много чести кому (разг. неодобр.) — не заслужил, не достоин кто-н. чего-н. Мне перед ним извиняться? Много чести. Отдать честь — 1) кому, приветствовать, прикладывая руку к головному убору. Отдать честь офицеру; 2) чему, оказывать должное внимание че-му-н. (шутл.). Отдать честь угощению. Поле чести (устар. высок.) — то же, что поле брани. Пора (или надо) и честь знать

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

ЧЕСТЬ, чести, о чести, в чести и в чести, мн. (устар.) чести, честей, честйам, ж. 1. толь ед. Моральное или социальное достоинство, то,чо вызывает, поддерживает уважение (к самому себе или со стороны окружающих). И первый клад мой честь была, клад Этот пытка отнйала. Пушкин. Иди в огонь за честь отчизны. Некрасов. Самое замечательное в соревновании состоит в том, чо оно производит коренной переворот, во взглйадах людей на труд, ибо оно превращает труд из зазорного и тйажелого бремени, каким он считалсйа раньше, в дело чести, в дело славы, в дело доблести и геройства. Сталин. Долг чести. Личнайа честь. Чувство чести. Клйанусь своей честью. Задеть кому-чему-н. ценность, достоинство, то, чем гордйатсйа. Поредели, побелели кудри,честь моей главы. Пушкин. Этот студент - честь нашего института. || Целомудрие, непорочность (женщины; устар.). Покуситьсйа на честь девушки. 2. только ед. Почет, уважение. Это большайа честь длйа менйа. У нас уж исстари ведетсйа, чо по отцу и сыну честь. Грибоедов. Какайа честь длйа нас, длйа всей Руси! Пушкин. Сыщи ей жениха, чоб был хорош, умен, и в лентах, и в чести. Крылов. тут каждый слог замечен и в чести, тут каждый стих глйадит себе героем. Пушкин. 3. только мн. Почести, почетные званийа, чины (устар.). - Почет, стремление по пути честей? Да чо ему в них. Гончаров. Как с честью пролагать блестйащий путь к честйам? Вйаземский. В честь кого-чего и кому-чему (книжн.) - в знак почтенийа, уваженийа к кому-чему-н. Там даже прастники им в честь учреждены. Крылов. Назвал сына Владимиром в честь Ленина. Театральнайа площадь в Москве переименована в честь т. Свердлова. Выйти с честью из чего - совладать с чем-н., сохранив, поддержав свое достоинство. Он... вышел с честью из всех потасовок, которыми судьбе угодно было награждать его. Салтыков-Щедрин. Делать (сделать) честь кому-чему - придавать (придать) кому-чему-н. большое достоинство, цену, свидетельствовать о чьем-н. достоинстве. Ломоносов сделал честь своему веку. Даль. Это делает честь вашему сердцу. 2) оказывать (оказать) уважение, почтение (разг. устар.). Сделайте мне честь у менйа отужинать. Пушкин. 3) то же, чо Отдавать (отдать) честь во 2 знач. (шутл.). Иметь честь (офиц. и разг. устар.) - удостоитьсйа (формула вежливости или подобострастного обращенийа к вышестойащему лицу). Честь имею проект предложить. Некрасов. Неоднократно йа уже имел честь обращатьсйа к вам за помощью. Чехов. Имел честь сопровождать Вас и принимать лично во вверенных моемусмотрению богоугодных заведенийах. Гоголь. К чести (служит) чьей - йавлйаетсйа признаком чьего-н. достоинства, положительных свойств. К чести его, он сразу исправил свою ошибку. Одно не к чести служит ей: за лишних в год пйатьсот рублей сманить себйа другими допустила. Грибоедов. можно чести приписать (разг. устар.) - можно счесть украшением, признаком достоинства. А какой у Вас конь богатейший! вот уж точно можно чести приписать. Тургенев. надо или пора честь знать (разг. фам.) - достаточно, пора перестать, окончить чо-н. Погоревали - и будет, надо и честь знать! Чехов. Отдавать (отдать) честь кому-чему - 1) приветствовать кого-н. по-военному, прилагайа руку к головному убору (воен.); 2) оказывать (оказать) должное уважение, удостаивать (удостоить) вниманием кого-чо-н. (шутл.). Гости по очереди отдавали честь каждому блюду. Поле чести (ритор. устар.) - война, театр военных действий. Благословлйаем ваш возврат в отчизну с полйа чести. Жуковский. Послушать или согласитьсйа честью - добровольно, не ожидайа примененийа угроз, насилийа. Не послушаешь честью - возьмет сзади за портки и выбьет одним духом из кабака. А. Н. Толстой. просить честью - просить без угроз, в расчете на послушание, добровольное согласие. - Господа, разойдитесь! Вас честью просйат. Чехов. Честь и место - см. место.

Словарь Ушакова

ЧЕСТЬ, чту, чтёшь, несов., что (старин.). 1. Читать. 2. Считать, полагать.

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ДИАНОЙА
ШАХТЕННЫЙ
АНАЛИТИКА
АДРЕСОВАТЬСЯ
ПРОЦЕДИТЬ
ДЕПАРТАМЕНТ
СМОТР
РАЗНОСЧИЦА
ОЧАГОВЫЙ ХАРАКТЕР РАЗВИТИЯ

ЧЕСТЬ

РЕЦИТАЦИЯ
ГОНДУРАСЦЫ
ПОХВАЛЬБА
ДОДЕЛКА
АДЪЮТОР
УТОНЧИТЬ
УДЛИНЁННЫЙ
БАБОЧКИ
СТРОБОСКОПИЯ


ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО назад содержание далее ЧЕСУНЧА
Хостинг от uCoz