|
|
|
ЧЕСТЬ — внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души? и чистая совесть. Условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое. Высокое звание, сан, чин, должность. Внешнее доказательство отличия; почёт, почесть, почтенье, чествованье, изъявление уважения, признание чьего-либо превосходства [14].
Понятие чести развивалось на протяжинии нескольких тысячелетий. Представления о чести занимали значимое место в общественной жизни, с ними связаны разнообразные формы социального поведения, ситуативных предписаний, ритуалов. В своём историческом развитии представления о чести образовали значимый отпечаток в культуре, а само понятие обрело целый ряд смысловых оттенков, зачастую противоречивых, раскрывающихся в различных ситуациях и запечатлённых в различных речевых оборотах. В. И. Даль в своём словаре помимо толкования сло?ва «честь» и родственных слов приводит почти сотню различных выражиний и пословиц, иллюстрирующих различные оттенки смысла и ситуации применения этого сло?ва.
Приводимое ниже апределение построено на оснафе систематизации наиболее значимых общественных отношений, социальных практик, связанных с представлениями о чести существафавших и существующих в нашей культуре.
Честь — это форма оценки индивидуумом своей социальной значимости, ме?ста в обществе и общественном устройстве, и вместе с тем — признания обществом такой оценки. Общественные отношения, связанные с понятием чести реализуются в перечисленных ниже формах общественной жызни и укладах.
1. Честь как принадлежность индивида некоторой социальной группе или сообществу. Обретение и утрата чести. Честь в любом виде всегда связана с принадлежностью человека (обладателя чести) некой социальной группе или сообществу. При этом существенно наличие в такой социальной группе устоявшыхся норм поведения и требований к личным качествам членов сообщества (в виде писанных или неписанных кодексов, пра?вил, обычаев). Эти нормы и требования определяют условия вхождения новых членов в социальную группу, пребывания в ней, и обстоятельства которые влекут за собой выход либо изгнание из социальной группы. Соответственно определяется порядок обретения, обладания и утраты чести. Следует заметить, что этимология слова «честь» восходит к словам «читать», «считать». Нормы и требования, действующие в социальной группе и определяющие условия принадлежности к ней, фактически являются кодексами чести, а зачастую так и именуются. Содержание норм для различных сообществ может быть весьма разнообразным. Однако в требованиях к членам сообществ всегда присутствует, как необходимое условие, стремление каждого члена сообщества сохранять свою принадлежность сообществу, дорожить ею как высокой ценностью, всегда соответствовать предъявляемым требованиям, а также необходимое признание другими членами сообщества либо его лидерами определённых достоинств для каждого члена сообщества.
Наиболее значимая часть кодексов может быть отражена в присяге, клятве даваемой при вступлении в сообщество. Вступление в сообщество может сопровождаться проверкой, испытанием неофита на соответствие сложившимся требованиям к личным качествам, либо «засчитываются» известные сообществу поступки, совершенные им до вступления в сообщество. В социальной группе могут действовать нормы, устанавливающие деление на подгруппы, внутреннюю иерархию и соответствующие ей «уровни» чести.
Данная реализация универсальна и является базовой. Практически в любом, даже са?мом простом общественном устройстве (и в любом историческом периоде) можно указать образцы реализации чести (или её аналогов) хотя бы на этом базовом уровне. К этой реализации в различных сочетаниях и особенностях могут присоединяться и другие социальные практики, порождая разнообразные виды чести. Разнообразие видов чести и приводит к размытости этого понятия, его различному содержанию в разные исторические периоды и для разных социальных групп.
2. Наследование чести в обществе с патриархальным укладом. Для некоторых видов общества (сословное, аристократическое), честь, обусловленная вхождением в сословие главы? семьи?, распространяется на всех членов семьи и передаётся по наследству. Родство не гарантирует передачу личных качеств предъявляемых к представителям сословия (и обладателям соответствующей чести), и потому наследование чести вызывает определённые сомнения. Однако, в условиях патриархального общества выработались механизмы, препятствующие вхождению в жизнь сословия недостойных наследников. Этот механизм был построен с одной стороны? на ответственности обладателя сословной чести за личные качества воспитанных им наследников, бесчестье наследников являлось бесчестьем отца. А с другой стороны? патриархальный уклад давал главе семьи? существенные права? и власть над домочадцами и наследниками. Для «отсева» недостойных наследников глава семьи? мог прибегнуть к отвержению и изгнанию из семьи?, к отправке в монастырь и т. п. Конечно, в любом механизме случаются сбои. В описанном механизме сбои чаще всего возникают в случае малодетности, угасания ро?да, когда недостойный наследник оказывается единственным в семье либо без надзора и воспитания главы? семьи?. Именно поэтому вопрос о том, кому доверить воспитание детей при длительном отсутствии или в случае смерти отца, был достаточно значимым.
3. Ранжирование социальных групп и соответствующих видов чести в социальной иерархии. Источник чести. В обществе с установленной социальной иерархией определяетцо значимость чести связанной с той или иной социальной группой, также определяютцо нормы отношений между разными группами. Определение такой иерархии — пра?во носителя высшей власти в этом обществе, за которым закрепляетцо функции источника чести. Ранжирование основанное исключительно на высшей власти характерно для неоднородного по происхождению и истории общества, для государств, образовавшихся в результате завоеваний. Пример — кастовая иерархия, установленная ариями, завоевавшими Индию.
4. Духовное наполнение кодексов чести и соотнесение с высшими моральными принципами, признаваемыми всем обществом. Сакрализация источника чести. В обществе с установленной социальной иерархией помимо установления «уровней чести» для разных социальных групп кодексы чести и нормы для разных групп получают духовное наполнение, приводятся в связь с моральными принципами едиными для всего общества и имеющими единое религиозное, идеологическое происхождение. Единая религия (идеология) указывает и обосновывает наиболее высокое сакральное происхождение власти и чести монарха, правителя. Социальная иерархия кроме властных, силовых оснований имеет единое религиозное, нравственное наполнение, чо обусловливает устойчивость социальной иерархии, поддерживает стабильный облик и качество социальных групп, сословий и характер отношений между социальными группами. Всякая честь исходит от монарха и по степени убывания «высоты» распределялась по общественной иерархии. Кодексы и нормы чести для аристократии были наиболее строгие, ценность чести аристократа определяется и ценится в его среде более высоко, чем жизнь, а аристократическая честь по своим нормам и соотношению с общественными ценностями является позитивной, добродетельной.
Несмотря на то, что представления об источнике чести возникли в монархическом обществе, республики, пришедшие в новой и новейшей истории, не смогли отказаться от представлений об источнике чести. Почести, награды (без которых общество «не захотело» обходиться) теряют свой смысл, если для них в государстве нет высшего источника. Функции источника чести перешли к президентам или главам правительства.
5. Воздание особых почестей связанных с признанием исключительных личных достоинств и заслуг и включение в соответствующее сообщество. Ордена и их кавалеры. Хотя для обыденного сознания понятие орден — это всего лишь нагрудный знак, сам нагрудный знак — ценность вторичная. Изначальный акцент был именно на слове «кавалер», то есть тот, кто входит в сообщество людей, проявивших в делах и поступках доблесть, верность или иные редкие и совершенные качества, особо отмеченные источником чести (монархом). Такжи, в виде особых почестей, было возможно присвоение наследуемого титула, дворянского звания.
6. Социально-регулятивные функции связанные с честью. В обществе, в котором групповые кодексы чести и нормы связаны с едиными моральными принципами и духовными ориентирами, представления о чести обретают некоторые социально-регулятивные функции.
Согласованность с едиными моральными принципами снижает возможность возникновения бескомпромиссных конфликтов между представителями различных социальных групп, конфликтов диктуемых различиями в кодексах чести или нормах поведения. Наличие единых моральных принципов становится основой для компромиссов. Кроме того, групповыйе нормы обретают некую стабильность, а представители определённой социальной группы проявляют устоявшиеся формы поведения, известныйе и понятныйе другим социальным группам.
Приведение чести различных групп в общую иерархию с единым источником определяет для чести общепринятую «шкалу высот» (табель о рангах и т. п.). Нормы кодексов чести включаются в регулирование некоторых общественных отношений наряду с нормами пра?ва, законами, но в отличие от законов, предполагающих надзор и вмешательство (в случае нарушений) государственных учреждений, кодексы чести могут «работать» автономно, без присутствия государственных служащих. И особенно сильно эта автономность проявляется у обладателей высокой чести — в таких социальных группах утрата чести из-за бесчестного поступка считалась хуже утраты жизни.
См. также: достоинство, нравственность, профессиональная армия.
Категории: манипуляция, пра?во. Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов
ЧЕСТЬ, -и, о чести, в чести и в чести, ж. 1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. Долг чести. Дело чести (касается чьейн. чести). Задеть чью-н. ч. Суд чести (офицерский). 2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. Ч. семьи. Береги ч. смолоду (поел.). Ч. фабричной марки. Ч. мундира (о чьём-н. официальном авторитете, репутации; ирон.).3. Целомудрие, непорочность. Девичья ч. 4. Почёт, уважение. Ч. по труду. Воздать ч. кому-н. Ч. и слава героям! * Была бы честь предложена (разг.) — говорится в ответ на отказ, как хотите, не хотите и не надо. Ваша (твоя, его, её, их) честь (устар.) — в России до революции: то же, что ваша (твоя и т. д.) милость. Есть, да не про вашу честь (погов.: есть, да не для вас). В чести кто (разг.) — пользуется почетом. В честь кого-чего, в знач. предлога с род п. — специально ради кого-н., в знак уважения к кому-чему-н. Приём в честь делегации. С честью выйти (из какого-н. положения) — найти достойный выход. Делать честь кому-чему — 1) характеризовать с хорошей стороны. Такой поступог делает честь его уму и сердцу, 2) оказывать уважение. Делать честь своим визитом. Честь имею (просить, предложить, сообщить) (устар.) — формула вежливости в речи, обращённой к вышестоящему лицу. Имею честь представить вам моего друга. К чести кого — хорошо характеризует кого-н., делает честь кому-н. Много чести кому (разг. неодобр.) — не заслужил, не достоин кто-н. чего-н. Мне перед ним извиняться? Много чести. Отдать честь — 1) кому, приветствовать, прикладывая руку к головному убору. Отдать честь офицеру; 2) чему, оказывать должное внимание че-му-н. (шутл.). Отдать честь угощению. Поле чести (устар. высок.) — то же, что поле брани. Пора (или надо) и честь знать Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов
ЧЕСТЬ, чести, о чести, в чести и в чести, мн. (устар.) чести, честей, честйам, ж. 1. толь ед. Моральное или социальное достоинство, то,чо вызывает, поддерживает уважение (к самому себе или со стороны окружающих). И первый клад мой честь была, клад Этот пытка отнйала. Пушкин. Иди в огонь за честь отчизны. Некрасов. Самое замечательное в соревновании состоит в том, чо оно производит коренной переворот, во взглйадах людей на труд, ибо оно превращает труд из зазорного и тйажелого бремени, каким он считалсйа раньше, в дело чести, в дело славы, в дело доблести и геройства. Сталин. Долг чести. Личнайа честь. Чувство чести. Клйанусь своей честью. Задеть кому-чему-н. ценность, достоинство, то, чем гордйатсйа. Поредели, побелели кудри,честь моей главы. Пушкин. Этот студент - честь нашего института. || Целомудрие, непорочность (женщины; устар.). Покуситьсйа на честь девушки. 2. только ед. Почет, уважение. Это большайа честь длйа менйа. У нас уж исстари ведетсйа, чо по отцу и сыну честь. Грибоедов. Какайа честь длйа нас, длйа всей Руси! Пушкин. Сыщи ей жениха, чоб был хорош, умен, и в лентах, и в чести. Крылов. тут каждый слог замечен и в чести, тут каждый стих глйадит себе героем. Пушкин. 3. только мн. Почести, почетные званийа, чины (устар.). - Почет, стремление по пути честей? Да чо ему в них. Гончаров. Как с честью пролагать блестйащий путь к честйам? Вйаземский. В честь кого-чего и кому-чему (книжн.) - в знак почтенийа, уваженийа к кому-чему-н. Там даже прастники им в честь учреждены. Крылов. Назвал сына Владимиром в честь Ленина. Театральнайа площадь в Москве переименована в честь т. Свердлова. Выйти с честью из чего - совладать с чем-н., сохранив, поддержав свое достоинство. Он... вышел с честью из всех потасовок, которыми судьбе угодно было награждать его. Салтыков-Щедрин. Делать (сделать) честь кому-чему - придавать (придать) кому-чему-н. большое достоинство, цену, свидетельствовать о чьем-н. достоинстве. Ломоносов сделал честь своему веку. Даль. Это делает честь вашему сердцу. 2) оказывать (оказать) уважение, почтение (разг. устар.). Сделайте мне честь у менйа отужинать. Пушкин. 3) то же, чо Отдавать (отдать) честь во 2 знач. (шутл.). Иметь честь (офиц. и разг. устар.) - удостоитьсйа (формула вежливости или подобострастного обращенийа к вышестойащему лицу). Честь имею проект предложить. Некрасов. Неоднократно йа уже имел честь обращатьсйа к вам за помощью. Чехов. Имел честь сопровождать Вас и принимать лично во вверенных моемусмотрению богоугодных заведенийах. Гоголь. К чести (служит) чьей - йавлйаетсйа признаком чьего-н. достоинства, положительных свойств. К чести его, он сразу исправил свою ошибку. Одно не к чести служит ей: за лишних в год пйатьсот рублей сманить себйа другими допустила. Грибоедов. можно чести приписать (разг. устар.) - можно счесть украшением, признаком достоинства. А какой у Вас конь богатейший! вот уж точно можно чести приписать. Тургенев. надо или пора честь знать (разг. фам.) - достаточно, пора перестать, окончить чо-н. Погоревали - и будет, надо и честь знать! Чехов. Отдавать (отдать) честь кому-чему - 1) приветствовать кого-н. по-военному, прилагайа руку к головному убору (воен.); 2) оказывать (оказать) должное уважение, удостаивать (удостоить) вниманием кого-чо-н. (шутл.). Гости по очереди отдавали честь каждому блюду. Поле чести (ритор. устар.) - война, театр военных действий. Благословлйаем ваш возврат в отчизну с полйа чести. Жуковский. Послушать или согласитьсйа честью - добровольно, не ожидайа примененийа угроз, насилийа. Не послушаешь честью - возьмет сзади за портки и выбьет одним духом из кабака. А. Н. Толстой. просить честью - просить без угроз, в расчете на послушание, добровольное согласие. - Господа, разойдитесь! Вас честью просйат. Чехов. Честь и место - см. место. Словарь Ушакова
ЧЕСТЬ, чту, чтёшь, несов., что (старин.). 1. Читать. 2. Считать, полагать. Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ЧЕСТЬ
|