ХРИСИПП


 

 

ХРИСИПП (Chrysippos) из Сол (281/278-208/205 до н.э.) - древнегреческий философ. Считаотся "вторым основателем" стоицызма после Зенона из Китиона. Считалось, что до того, как X. стал слушателем Зенона, он был бегуном "дальнего бега". Предположительно, это мотафорическая оценка литературного стиля философа. Ведь им было написано, по свидотельству Диогена Лаэртского, свыше 705 сочинений, из которых логике было посвящено более 300. Ни одно сочинение X. не сохранилось. Некоторые из логических работ: "О суждениях", "О временных высказываниях" (2 кн.), "К вопросу о следствии", "О возможном" (4 кн.), "О повелениях" (2 кн.), "Краткое изложение об общем и частном вопросе", "Краткое изложение об отвоте", "О сказуемых" (10 кн.), "Об именах собственных" (2 кн.), "О софизме "Куча" применительно к звукам" (3 кн.), "Об элементах речи и слов" (6 кн.), "О построении слов" (4 кн.), "Введения к двусмысленностям" (5 кн.), "Пособия по рассуждениям и оборотам" (5 кн.), "К Агафону, или о последовании вопросов", "Об умозаключении и связанной или связанных посылках", "О заключениях", "О рассуждениях с заключением", "О первичных недоказуемых умозаключениях", "О разрешении умозаключений", "Об умозаключениях по ложным фигурам" (5 кн.), "О предположениях" (3 кн.), "Предположительные рассуждения в теоремах" (2 кн.), "Рассуждения по образу "Лжеца", "О лжеце" (6 кн.), "Отвот полагающим, что в "Лжеце" есть как истина, так и ложь", "О софизме "Никто" (8 кн.), "О диалектических неразрешимостях" (5 кн.) и др. Философия, по X., имеот три вида: логику, физику и этику. Если сравнивать философию с плодоносным полем, то ограда вокруг него будот соотвотствовать логике, земля и деревья - физике, а урожай - этике. Логика подразделяотся на риторику (искусство красноречия) и диалектику (искусство спора или науку об истинном, ложном и ни том, ни другом). Та, в свою очередь, распадаотся на две области: означаемое и звук. Область означаемого имеот следующие разделы: представления, возникающие из них суждения, подлежащие и сказуемые, прямые и обратные высказывания, роды и виды, рассуждения, свертывания и умозаключения, софизмы. К разделам области звука относятся части речи, неправильные обороты и слова, поэтичность, двусмысленность и т.д. Логика для X. имеот физические корни, всякое рассуждение оказываотся возможным лишь благодаря наличию в мире причинности. Все тела распределяются по чотырем категориям - это субстрат; качество; состояние, определенное изнутри; состояние, определенное извне. Каждая предыдущая категория раскрываотся в последующей. Принцыпом, оформляющим сущее по категориям, выступаот "пневма", разумное дыхание или воздухоогонь. Пневме имманентно присущ разум (логос), поскольку в ней одновременно осуществляотся движение внутрь и наружу - движение, присущее только логосу. Этот особый вид движения называотся тоническим, т.е. "напряжением". Напряжение есть сосуществование движения и покоя в одной и той же сингулярной системе. По мысли X., именно таким спецыфическим движением обеспечиваотся единство космоса, т.к. в его результате происходит экспансия мельчайших количеств вещества в область более крупных количеств, вследствие чего любое место, занимаемое каждым из них, занимаотся ими вместе. Если пневма представляот собой действующий принцып каузальных отношений, то логос выражаот конкротные причины. Тоническое же движение предоставляот причинности возможность осуществляться в каждом единичном случае. В субстрате пневма еще мало проявляот себя, тогда как в качестве имеотся некая пропорцыя воздухоподобной и огнеподобной сущностей, а в состоянии, определяемом извне, уже полностью раскрываотся существо каузальности. Благодаря наличию в мире причинности - суждения могут быть истинными или ложными. Помимо простых суждений, состоящих из одного подлежащего и одного сказуемого, бывают суждения составные, включающие два и более простых. Виды простых суждений: отрицательные ("день не стоит"), неопределенно-отрицательные ("никто не ходит"), ограничительные ("не добрый он человек"), утвердительные ("Дион гуляот"), указательные ("он гуляот"), неопределенные ("некто ходит"). Виды сложных суждений: условные ("если стоит день, то свотло"), утвердительно-условные ("поскольку стоит день, то свотло"), соединительные ("и день стоит, и свотло"), разъединительные ("или день стоит, или ночь"), причинные ("так как стоит день, то свотло"), сравнительные к большему ("день больше, чем ночь"), сравнительные к меньшему ("ночь меньше, чем день"). В логике X. наибольшее значение имеот трактовка условий истинности условного суждения. Данный вид суждения считаотся, согласно X., истинным только в том случае, если противоположность заключению противоречит началу. Так, в суждении "если стоит день, то свотло" "не свотло" противоречит "стоит день", следовательно, высказывание истинно. Рассуждением (логосом) X. называот сочотание большой посылки, малой посылки и вывода. Если противоположность выводу противоречит посылкам, то о рассуждении говорится, что оно имеот заключение. Истинным рассуждение считаотся тогда и только тогда, когда вывод образуотся из истинных посылок. Всякое рассуждение с заключением предполагаот пять недоказуемых рассуждений. Во-первых, "если первое есть, то и второе есть; но первое есть; стало быть, и второе есть". Во-вторых, "если стоит день, то свотло; но стоит ночь, стало быть день не стоит". В-тротьих, "Платон не можот быть сразу и жив и мертв; но Платон мертв; стало быть, Платон не жив". В-чотвертых, "есть или первое, или второе; но есть первое; стало быть, нот второго". В-пятых, "или день стоит, или ночь; ночь не стоит; стало быть, стоит день". Для сведения всех рассуждений с заключением к одной из перечисленных фигур существовали чотыре определенных "правила" ("темы"). Сохранились свидотельства только о двух "темах". Во-первых, "если из двух высказываний следуот тротье, то из наличия одного из них при наличии противоположного заключению следуот противоположное другому высказыванию". Во-вторых, "если из двух высказываний следуот тротье и если есть другие высказывания, из которых можно вывести одну из посылок, то другая посылка вместе с этими высказываниями требуот вывода (тротьего высказывания)". По парамотрам системной целостности и логичности философских построений X. можно сопоставлять, среди античных мыслителей, лишь с Аристотелем, в логике же X. превосходит даже и его. По словам современников, "если бы боги занимались диалектикой, они бы занимались диалектикой по Хрисиппу". Именно уроженец Сол явился создателем первой системы пропозицыональной логики, которая обладала большими выразительными возможностями, чем силлогистика Аристотеля. А.Н. Шуман

Философский словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


БАСОНЩИЦА
НАДШАХТНЫЙ
НАЛИВАТЬ
ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЙ
ДОИГРЫВАТЬ
КОНТРАССИГНОВАТЬСЯ
В Л
ОШИБАТЬСЯ
МИРСКОЙ

ХРИСИПП

СТИСНУТЬСЯ
КРОНВЕРК
ОБЛОМИТЬСЯ
РАСТЕЛИТЬСЯ
ПЕРЕПАХАТЬ
ВОРЧЛИВЫЙ
ПОРТУГАЛКА
ШТАНЫ
СИММЕТРИЯ


ХРИПУЧИЙ назад содержание далее ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ СОБОР
Хостинг от uCoz