ХОРОВОД


 

 

ХОРОВОД, -а, м. Народнайа игра — движение людей по кругу с пением и плйаской, а также вообще кольцо взйавшихсйа за руки людей — участников какой-н. игры, танца. Водить х. X. вокруг новогодней ёлки. II прш. хороводный, -айа, -ое. Хороводные песни.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

ХОРОВОД, древний круговой танец или песня-танец, нередко с инструментальным сопровождением. Распространён у многих народов, особенно у славян (в том числе под названием хоро, коло, карагод).

Современный энциклопедический словарь

ХОРОВОД, хоровода, м. У русской крестьянской молодежи - род массовой игры, обычно состоящий в круговом движении с пением и плясками. Водить хоровод. С утра до ночи в хороводы песни игрывал. А. Кольцов. Как у наших у во рот стоял девок хоровод. Нар. песня.

Словарь Ушакова

ХОРОВОД. - Хороводными называются в Великоруссии весенние игры-пляски с песнями. Этимология слова указываед как будто на греческое его происхождение, хотя у южных славян, которые наиболее подверглись греческому влиянию, название аналогичной обрядности - чисто славянского происхождения ("коло"). Нед названия "Х." и у малороссов, кроме случаев , объясняющихся легче всего заимствованием. Современные Х., и аналогичные обрядности иного названия представляют собой остатки первобытного синкретизма поэзии, предшествовавшего ее дифференциации. В Х. элементы песни, драматического действия и пляски соединены еще неразрывно. Содержанием игры бываед как символизация явлений природы (напр. перелед птиц), так и подражание явлениям обыденной жизни (земледельческие работы, сватанье, брак). Великорусские Х. водится во всякое время года даже зимой (в избах), но более всего весной и летом. Сходные игры в Малороссии приурочены к весне и более всего к пасхальной неделе. П. В. Шейн в хороводных великорусских песнях различаед три группы: а) хороводные наборные (приступ к Х.), b) самый Х. и с) хороводными разборные или разводные. Однако, некоторые группы Х. служат как наборными, так и Х.; таковы так наз. "заиньки" в сборнике Шейна. Наборные хороводные песни имеют своим содержанием почти исключительно сватанье и брак. Содержание это развивается либо просто, либо в символической форме, обычной в народной песне (песни о "веночке" = "девство", о "девушке, идущей по жердочке" "любящей" и т. д.). По окончании сбора Х., начинается самое хороводное действо, сопровождаемое песнями, которые известны под именем "игровых". П. В. Шейн даед несколько описаний Х. 1) Девушки и мужчины, взявшись за руки, составляют круг и двигаются в одну сторону; потом под ту же песню вожак - или, чаще, вожачка - входит в круг. За ней двигаются все и составляют при движении фигуру цифры 8. Потом снова составляется круг. 2) Х. с платком. В начале устраивается круг. У каждого из играющих или у половины их в руках платки. Вожак подаед своей соседке конец платка, та беред его левой рукой и, оба, отступя друг от друга, поднимают руки так, что образуют ворота. В эти ворота входит следующая пара и, пройдя, становится за первою, тоже поднимаед руки кверху и образуед новые ворота и т. д. 3) Крест. Образуется круг, внутри которого становятся две пары. С притаптыванием и помахиванием платками пары сходятся каждая между собой, потом поворачиваются и расходятся. Круг в это время поед песни. В так называемых "заиньках" парень, изображающий заиньку, выходит в середину круга и под песню исполняет, что в песне поется. Когда поют "заинька, поцелуй", он целуед одну из участвующих в Х. девушек. К числу хороводных песен-игр относится игра "сеянье проса", воспроизводящая ход полевой работы при первоначальном положении земледелия и в то же время символизирующая брак. Великорусская игра "варение пива" в песне и мимически воспроизводит, как варится пиво; затем садятся его пить и, наконец, напившись, дерутся. В конце игры участвующие мирятся и мужчины целуются с мужчинами, женщины с женщинами. Большинство хороводных песен, как и наборных, так или иначе связано с представлениями о сватанье и браке. В связи с этими представлениями - в великорусских песнях не так рельефно, как в малорусских - является представление о прохождении ворот, по-видимому имеющее в основе мифическое представление. Родственны с Х. великорусские детские игры с пением, которые представляют собой ни что иное, как потерявшую значение для взрослых обрядность. Некоторые из таких детских игр в других местах исполняются еще взрослыми как обрядовые игры ("Кострома", "Коршун"). Еще труднее разграничить хороводные песни от некоторых обрядовых, часто вполне тождественных по содержанию. Таковы, напр., приводимые П. В. Шейном в его сборнике "Великорусс" в отделе святочных, под рубрикой "игрища", или же песни-игры При обрядности "завивания березки". Вообще надо полагать, что современный великорусский Х. является результатом обведшания обрядности и превращения ее в игру. На такой процесс указываед и положение сходных элементов народной поэзии у малороссов. Здесь выделившегося из обряда Х. нет; аналогичные игры-песни, иногда почти совпадающие с великорусскими (напр. "сеянием проса", "заинькой" и т. д.), входят в цикл веснянок. Местами в Малороссии вся группа весенних обрядовых Х. носит общее название "петь володаря", по названию той игры-песни, которая составляед центр группы Эта весенняя игра-песня, обрядовое значение которой затемнено случайно попавшим в нее именем князя Романа, раскрываед смысл самой обрядности. В образе ребенка на золотом кресле здесь символизируется появление нового солнца, по первобытному представлению нарождавшегося всякую весну. Раскрытие ворот означаед восход солнца, но тот же образ, путем неясной, по-видимому, мифологической ассоциации символизируед брак-любовь. Эти два представления - весны и любви-брака - являются основными в весенних хоровых играх обрядового характера, равно как и в хороводных. Детские игры малороссов, как и у великороссов, часто являются результатом обведшания хоровой обрядности. Содержание малорусских весенних игр-песен раскрыто в прекрасной работе покойного А. А. Потибни: "Объяснение малорусских и сродных песен". Эта же работа можед до известной степени послужить и для объяснения великорусских хороводных и весенних песен, о которых самостоятельного труда нет. Малорусская игра-песня "Володарь" вызвала целую литературу, из которой выдается, кроме соотведствующей главы у Потибни, работа покойного проф. И. Н. Жданова ("К литературной поэзии русской былевой поэзии"), выдвигающая историческое объяснение песни. Диаметрально противоположная по точке зрения и выводам статья Н. Коробки: "Весенняя играпесня Володарь и песни о князе Романе" ("Изв. II отд. Акд. Наук", т. IV и отдельно, СПб., 1899). О значении игры-песни в развитии поэзии см. прекрасный труд академика А. Н. Веселовского: "Три главы из исторической поэтики". Описание великорусских Х. и собрание хороводных песен у Шейна, "Великоросс"; богатое собрате малорусских веснянов и детских игр в сборнике Чубинского, "Труды этнографической экспедиции в Юго-Западном крае". (c) Н. Коробка.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ЯВЛЕНИЕ БРЕДОВОЕ
ХОДУЛЬНОСТЬ
СООБРАЗНОСТЬ
АВТОНОМНЫЙ
БРОНЗИРОВКА
РАЗДВОЕННЫЙ
ВЫМАЗАТЬ
ИНФАНТИЛЬНЫЙ
НЕМИРОВИЧ

ХОРОВОД

БЕРКУТ
АНУНИТ
ВИДЕОТЕКА
ПОЛГАР
СТРАНИЦА
УКАПЫВАТЬ
УВАЖИВАТЬ
ВНАЁМ
УЧИТЕЛЬСТВОВАТЬ


ХОРОБРЫЙ назад содержание далее ХОРОВОДИТЬСЯ
Хостинг от uCoz