ХОРАЛ |
|
|
|
ХОРАЛ (от греч. coroV; называется также cantus firmus - лат., corale или canto fermo - ит., plain-chant - фр.) - церковная мелодия с текстом, которая поется, в медленном темпе, всеми присутствующими в католической и лютеранской церквах. Х. ведет свое начало от первых времен христианства. Более точные сведения о нем относятся к середине четвертого столетия, к временам Илария, епископа в Пуатье. Амвpocий Медиоланский ввел в хоральное пение четыре автентических лада, папа Григорий четыре плагиальных лада. Х., принятый в лютеранской церкви, получил большую ритмичность; в нем широко развились формы предложения, периода, коленных складов. Лютеранская церковная мелодия написана, как и католический Х., в строгом стиле, т. е. в состав ее входят лишь интервалы диатонической гаммы; исключены хроматические полутона, движение на увеличенные и уменьшенные интервалы, скачки на большую сексту, септимы и октаву. В аккомпанементе сопровождающие голоса не могут идти на вышеупомянутые запрещенные интервалы. Хоральная мелодия преимущественно пишется половинными нотами, в двух или трехдольном размере, гораздо реже - четвертями. Форма Х. -период, двух или трехколенный склад. Хоральная мелодия делится на части (предложения), называемые строфами. Каждая строфа мелодии имеет в конце фермату, обозначающую место каденции. Строгий характер мелодии требует соответствующего сопровождения. Прежде мелодия или cantus firmus помещалась в среднем голосе, позднее перенесена в верхний. Модулируют в сопровождении Х. в лады наиболее сродные с главным. Гармонизация Х. должна иметь консонируюший диатонический характер. В сопровождении Х. допускаются консонирующие мажорные и минорные трезвучия, не обращенные или в первом обращении. Из диссонирующих аккордов допускается только секст-аккорд уменьшенного трезвучия. Септима доминант-аккорда допускается только в виде проходящей ноты. Каждая нота хоральной мелодии должна считаться гармонической: ее нельзя принимать за задержание. В сопровождающих голосах допускаются проходящие ноты, но только диатонические. Допускаются также приготовленные задержания с разрешением вниз. Х. пишется четырехголосно. Во время богослужения четырехголосный Х. исполняется на органе, а приход поет только мелодию. В ораториях весь Х. исполняется хором. Х., в котором сопровождения изобилуют проходящими нотами, задержаниями и вообще мелодической фигурацией с фигурой, проводимой имитативно по всем сопровождающим голосам, называется фигурованным Х. В таком Х. допускается перед Х. прелюдия, между строфами-интермедии, а по окончании хоральной мелодии постлюдия в аккомпанементе. Хоральной музыкой принято преимущественно называть ту, которая противоположна фигуральной, т. е. ту, в которой движение сопровождающих голосов не изобилует мелодической разработкой. (c) Н. Соловьев. Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕфронаХОРАЛ (от латинского cantus choralis, немецкое Choral), 1) традицыонное одноголосное песнопение римско-католической (григорианский хорал) и протестантской (протестантский хорал) церквей. 2) Многоголосная хоровая обработка одноголосного хорала. 3) Инструментальная пьеса в стиле многоголосного хорала. Современный энциклопедический словарьХОРАЛ, -а, м. Церковное хоровое песнопение, а также музыкальная пьеса в такой форме. Хоралы Баха. II прил. хоральный, -ая, -ое. Хоральное пение. Толковый словарь русского языка С.И.ОжеговХОРАЛ, хорала, м. (новолатин. choralis от греч. choros). Религиозное многоголосное песнопение (у католиков, протестантов; церк.). Открылось небо над тобою, ты слушал пламенный хорал. Блок. || Музыкальная пьеса в такой форме (муз.). Хоралы Баха. Словарь УшаковаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ХЛОРОФОРМИРОВАННЫЙРАЗВЕРЗАТЬКЛЕШИПОДРОБНОСТЬЗЕМЛЕВЛАДЕЛЕЦРОМАНТИЗМОТСЛУЖИТЬСЯВЫКОРМЫШРАЗВАРНОЙХОРАЛВОСПОМИНАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕПОЧИНИТЬДВУХПАЛУБНЫЙПЕРЕДНЕПОСРАМЛЕНИЕПЕРЕСУНУТЫЙСКРИПИЧНЫЙНАГЛЯНЦЕВАТЬЗАЩЕМЛЯТЬСЯ |