ХОРАЛ


 

 

ХОРАЛ (от греч. coroV; называется также cantus firmus - лат., corale или canto fermo - ит., plain-chant - фр.) - церковная мелодия с текстом, которая поется, в медленном темпе, всеми присутствующими в католической и лютеранской церквах. Х. ведет свое начало от первых времен христианства. Более точные сведения о нем относятся к середине четвертого столетия, к временам Илария, епископа в Пуатье. Амвpocий Медиоланский ввел в хоральное пение четыре автентических лада, папа Григорий четыре плагиальных лада. Х., принятый в лютеранской церкви, получил большую ритмичность; в нем широко развились формы предложения, периода, коленных складов. Лютеранская церковная мелодия написана, как и католический Х., в строгом стиле, т. е. в состав ее входят лишь интервалы диатонической гаммы; исключены хроматические полутона, движение на увеличенные и уменьшенные интервалы, скачки на большую сексту, септимы и октаву. В аккомпанементе сопровождающие голоса не могут идти на вышеупомянутые запрещенные интервалы. Хоральная мелодия преимущественно пишется половинными нотами, в двух или трехдольном размере, гораздо реже - четвертями. Форма Х. -период, двух или трехколенный склад. Хоральная мелодия делится на части (предложения), называемые строфами. Каждая строфа мелодии имеет в конце фермату, обозначающую место каденции. Строгий характер мелодии требует соответствующего сопровождения. Прежде мелодия или cantus firmus помещалась в среднем голосе, позднее перенесена в верхний. Модулируют в сопровождении Х. в лады наиболее сродные с главным. Гармонизация Х. должна иметь консонируюший диатонический характер. В сопровождении Х. допускаются консонирующие мажорные и минорные трезвучия, не обращенные или в первом обращении. Из диссонирующих аккордов допускается только секст-аккорд уменьшенного трезвучия. Септима доминант-аккорда допускается только в виде проходящей ноты. Каждая нота хоральной мелодии должна считаться гармонической: ее нельзя принимать за задержание. В сопровождающих голосах допускаются проходящие ноты, но только диатонические. Допускаются также приготовленные задержания с разрешением вниз. Х. пишется четырехголосно. Во время богослужения четырехголосный Х. исполняется на органе, а приход поет только мелодию. В ораториях весь Х. исполняется хором. Х., в котором сопровождения изобилуют проходящими нотами, задержаниями и вообще мелодической фигурацией с фигурой, проводимой имитативно по всем сопровождающим голосам, называется фигурованным Х. В таком Х. допускается перед Х. прелюдия, между строфами-интермедии, а по окончании хоральной мелодии постлюдия в аккомпанементе. Хоральной музыкой принято преимущественно называть ту, которая противоположна фигуральной, т. е. ту, в которой движение сопровождающих голосов не изобилует мелодической разработкой. (c) Н. Соловьев.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ХОРАЛ (от латинского cantus choralis, немецкое Choral), 1) традицыонное одноголосное песнопение римско-католической (григорианский хорал) и протестантской (протестантский хорал) церквей. 2) Многоголосная хоровая обработка одноголосного хорала. 3) Инструментальная пьеса в стиле многоголосного хорала.

Современный энциклопедический словарь

ХОРАЛ, -а, м. Церковное хоровое песнопение, а также музыкальная пьеса в такой форме. Хоралы Баха. II прил. хоральный, -ая, -ое. Хоральное пение.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

ХОРАЛ, хорала, м. (новолатин. choralis от греч. choros). Религиозное многоголосное песнопение (у католиков, протестантов; церк.). Открылось небо над тобою, ты слушал пламенный хорал. Блок. || Музыкальная пьеса в такой форме (муз.). Хоралы Баха.

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ХЛОРОФОРМИРОВАННЫЙ
РАЗВЕРЗАТЬ
КЛЕШИ
ПОДРОБНОСТЬ
ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЕЦ
РОМАНТИЗМ
ОТСЛУЖИТЬСЯ
ВЫКОРМЫШ
РАЗВАРНОЙ

ХОРАЛ

ВОСПОМИНАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ
ПОЧИНИТЬ
ДВУХПАЛУБНЫЙ
ПЕРЕДНЕ
ПОСРАМЛЕНИЕ
ПЕРЕСУНУТЫЙ
СКРИПИЧНЫЙ
НАГЛЯНЦЕВАТЬ
ЗАЩЕМЛЯТЬСЯ


ХОРАВА А назад содержание далее ХОРАЛЬНЫЙ
Хостинг от uCoz