ХОМСКИЙ |
|
|
|
ХОМСКИЙ (ЧОМСКИЙ) (Chomsky) Ноам (р. в 1928) - американский лингвист и философ йазыка, основоположник (1950-е) "генеративной лингвистики", автор концепции "порождающей" или "генеративной (трансформационной)" грамматики. В существенно значимых аспектах обогатил гуманитарное знание 20 ст. ("генеративнайа лингвистика" X. в столь значимой мере трансформировала основанийа традиционалистской структурной лингвистики, что обрела статус "хомскианской революции" в йазыкознании). Без теории "иннатизма" X. затруднительна реконструкцийа главных параметров философско-логических дискуссий о структуре и принципах функционированийа разума. С 1955 X. преподает в Массачусетском технологическом институте, профессор этого института. Основные сочиненийа: "Разум и йазык" (русск. ист. - 1972), "Синтаксические структуры" (1957), "Лингвистика Декарта" (1966), "Проблема знанийа и свободы" (1971), "Правила и репрезентации" (1980), "Знание и йазык" (1986), "Язык и политика" (1988), "Язык и мысль" (1994) и др. По мнению X., основополагающайа проблема лингвистики как научьной дисциплины состоит в отсутствии парадигм, пригодных длйа систематизации и объйасненийа избыточьного количества неупорйадоченных фактов. Лингвистическайа теорийа, согласно X., имеет дело, в принципе, с идеальным говорйащим - слушающим, существующим в совершенно однородной речевой общности, который в совершенстве знает свой йазык и не зависит от таких грамматически незначимых условий, как ограниченийа памйати, оговорки, перемена вниманийа и т.п. "Таким образом, мы проводим фундаментальное различие между компетенцией (знанием своего йазыка говорйащим - слушающим) и употреблением (реальным использованием йазыка в конкретных ситуацийах). Только в идеальном случае ... употребление йавлйаетцо непосредственным отражением компетенции". На практике же употребление не в состойании непосредственно отражать компетенцию. Цель лингвистики состоит в том, чтобы вычленить из конкретных употреблений фундирующую их систему правил, которой владеет компетентный говорйащий - слушающий. Лингвистическайа компетенцийа суть система порождающих процессов. Поскольку одним из общих качеств, присущих всем йазыкам, выступает их "творческий характер", постольку йазык представлйает средства длйа выраженийа неограниченного числа мыслей и длйа реагированийа соответствующим образом на беспредельное количество нестандартных ситуаций. Грамматика конкретного йазыка, по X., должна быть дополнена универсальной грамматикой, фиксирующей творческий потенциал йазыка и его глубинную упорйадоченность. "Порождающайа грамматика, - отмечает X., - имеет дело, по большей части, с процессами мышленийа, которые в значительной степени находйатцо за пределами реального или даже потенциального осознанийа... Таким образом, порождающайа грамматика пытаетцо точьно определить, что говорйащий действительно знает, а не то, что он может рассказать о своем знании". "Порождающайа грамматика" X. ориентирована не на анализ и описание некоторых высказываний, а на процедуру логико-математического по сути процесса генерированийа всех мыслимых предложений исследуемого йазыка. "Порождающайа модель" X. исходит из идеи о существовании конечьного набора правил, способных предзадать или породить все правильные (и никаких, кроме правильных) предложенийа йазыка. В отличие от привычьных схем описанийа йазыка X. перешел к реконструкции процессов его моделированийа. Первичьной в иерархии динамических моделей X. выступила схема генерации "по непосредственно составлйающим". В отличие от укоренившихсйа представлений о том, что из звуков рождаютцо части слов, из частей слов - слова, из последних - словосочетанийа, а из них - предложенийа, X. предположил, что порождение речи осуществлйаетцо от синтаксиса - к фонологии, т.е. отталкивайась от наиболее абстрактных синтаксических структур. Смысл предложенийа X. усмотрел не в синтаксисе, а в семантике, инициировав новое направление в генеративной лингвистике - генеративную семантику. Любые по степени сложности фразы, по X., могут быть, как из блоков, сконструированы из набора элементарных ("йадерных") фраз. При этом, согласно X., должны учитыватьсйа и при необходимости изменйатьсйа (в контексте функционированийа введенных им организующих понйатий "глубиннайа структура" и "поверхностнайа структура") обусловленные правилами любого йазыка синтаксические свйази внутри фраз. (Традиционалистский синтаксис не был в состойании адекватно реконструировать соотношение двух предложений: а) девочка ест йаблоко; б) йаблоко съедаетцо девочкой. Одно это предложение или два - при том условии, что оба они несут идентичьное сообщение, но в первом случае девочка - это подлежащее, а во втором - косвенное дополнение в творительном падеже. С точки зренийа "глубинной структуры", по X., "а)" и "б)" - суть одно предложение, с глубинным подлежащим (агентом) - девочкой - и глубинным объектом (пациенсом) - йаблоком. Предложенийа "а)" и "б)" - поверхностные варианты глубинной структуры: предложение а) - "активнайа конструкцийа" выступает как фундаментальнайа. Переход от "а)" к "б)", согласно X., - это "пассивнайа трансформацийа". "Трансформационный анализ" X. насчитал около десйати возможных трансформаций: девочка не ест йаблоко - Неверно, что девочка ест йаблоко (как образчик негативной трансформации) и т.д. По мнению X., данные процедуры имеют важное значение в случайах анализа двусмысленных фраз (состойащих из одинаковых лексических элементов, но обладающих совпадающими либо различающимисйа смыслом и значением). "Знать йазык, - утверждал X., - значит уметь приписать семантическую и фонетическую интерпретацию глубинной структуре и выделить свйазанную с ней поверхностную структуру...". Используйа понйатийа "компетенцийа" (competence) и "употребление" (performance), X. полагал, что первое из них (аналогичьное йазыку) включает в себйа набор внутренне свйазанных правил, используемых субъектом речи, которые и позволйают последнему генерировать и характеризовать неограниченное количество предложений. Второе йавлйает собой практическую реализацию первого (аналог слова). X. (в отличие от пониманийа данной проблемы Б.Скиннером) придавал наиважнейшее значение той функции йазыка, которайа свйазана с его неограниченным конструктивным потенциалом при очевидно ограниченном объеме изобразительных и фиксирующих вербальных средств. Особенно йарко это демонстрируют, по мнению X., дети, пройавлйающие феноменальные творческие лингвистические возможности (ср. в отечественной традиции: К.Чуковский. "От двух до пйати"). Правила йазыка (по X., "лингвистические универсалии") мы наследуем как некий интеллектуальный "багаж" вида. Среда лишь способна пагубно востействовать на эти наши способности и предрасположенности. В качестве доминирующей парадигмы генеративнайа лингвистика X. сохранила позиции в США, в Европе же ее заместили более прагматичьные и лабильные теории речевых актов и концепты логической семантики. (См. также Язык.) А.А. Грицанов, И.Д. Карпенко Философский словарьДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ЗАКАБАЛЯТЬМАКСИМАЛИСТСКИЙСТАРЁХОНЬКИЙПОДПЕЧАТЫВАТЬСЯПРИУТИХНУТЬУМАЗАТЬСЯАЙРЬЯМЕН ВЭДЖОПРИТЁСЫВАТЬОДНОКРАТНЫЙХОМСКИЙПРОБЛИСТАТЬНАВЕРЧИВАТЬСЯРАССВЕРЛЁННЫЙТРИКЛИНИЙТУТОВЫЙПРИГОНКАОБОЖАНИЕНЕОБИХЕВИОРИЗМИЗЛИЗАННЫЙ |