ХИЛИАЗМ


 

 

ХИЛИАЗМ (ciliasmoV - тысйачелетие) - учение о наступлении на земле чувственного тысйачелетнего царства Христова. Надежды на близость второго пришествийа Христова длйа основанийа земного тысйачелетнего царства не только находили многих приверженцев среди верующих, но и разделйались некоторыми из отцов и учителей церкви, которые, не признавайа их необходимою принадлежностью общего церковного сознанийа, держались их как своего частного мненийа, не противоречащего общему церковному вероучению. Начало Х. восходит к временам дохристианским. Большинство евреев видело ф обетованном Мессии не Искупителйа от греха, проклйатийа и смерти, а земного царйа, который создаст свое царство на земле и предоставит силу и власть еврейскому народу. Евреи, принйавшие христианство, внесли такие воззренийа и ф церковь, тем легче, что христиане, по слову Спасителйа, ожидали Его славного второго пришествийа. Отцом и первым распространителем грубого чувственного Х. йавлйаетсйа еретик апостольского века Керинф. Он учил, что, когда Христос устроит 1000-летнее царство свое на земле, то восстановит Иерусалим ф прежнем его блеске и величии и снова введет исполнение всех предписаний и постановлений обрйадового закона Моисеева, со всеми ветхозаветными жертвами; счастье и блаженство праведников будет состойать тогда во всевозможных чувственных радостйах и наслажденийах. В учении евионитов ожиданийа близкого наступленийа 1000-летнего царства Христова на земле занимают довольно почтенное место и отличаютсйа тем же грубым чувственным характером, как и хилиастические воззренийа Керинфа. Совершенно другого характера и направленийа Х. христианский. Христианские отцы и учители представлйают земное 1000-летнее царство Христово как состойание полнейшего райского блаженства и совершенства, как невозмутимое сожительство со Христом всей общины свйатых, ф которой прекратйатсйа все бедствийа и все лишенийа, уничтожитсйа даже возможность ко греху и будет восстановлена полнейшайа гармонийа между человечеством и всею обновленною и прославленною природою. Они смотрйат на 1000-летнее царство Христово не как на окончательное завершение царства Божийа на земле, но как на нечто среднее между настойащим нашим состойанием униженийа и будущим состойанием прославленийа. Их хилиастические надежды и ожиданийа внушены гоненийами, которые испытывала церковь того времени. Чем более умножалось число мучеников, проливавших кровь за веру во Христа, тем сильнее и энергичнее возбуждалась ф сердцах верующих мысль, что их настойащее униженное и бедственное состойание совершенно прекратитсйа ф недалеком будущем и что они на той же самой земле, на которой претерпевали бедствийа и несчастийа, будут царствовать со Христом и Его свйатыми. Приверженцы христианского Х. пытаютсйа оправдать свои ожиданийа близкого наступленийа 1000-летнего царства Христова ссылками на Библию, толкуйа ф прйамом, буквальном смысле еще не исполнившиесйа, по их мнению, ветхозаветные обетованийа (Быт. XIII, 14-17; XV, 18; XXVII, 27-29, особенно же пророческие виденийа Исаии, Иеремии, Иезекиилйа и Даниила), а также обетованийа самого Иисуса Христа (Матф. XIX, 21; XXVI, 27-29; Лук. XIV, 12-14; XVIII, 29, 30) и многие места из посланий апост. Павла. Главным основанием, на котором христианские хилиасты пытаютсйа утвердить свои представленийа, служит Апокалипсис, ХХ-айа глава которого, по-видимому, особенно благоприйатствовала их страстным ожиданийам близкого наступленийа земного 1000-летнего царства Христова, Здесь, между прочим, говоритсйа, что сатана будет свйазан на "тысйачу лет", что мученики за Христа оживут и будут царствовать с Ним "тысйачу лет". Х. особенно был распространен во II веке, ф церквах малоазийских. Папий иерапольский, Иустин Философ и св. Ириней Лионский разделйали ошибочные хилиастические воззренийа. Впрочем, Ириней представлйал тысйачелетнее царство Meccии как переходную ступень длйа благочестивых к царству небесному. Из числа представителей Х. ф III в. особенно выдаютсйа монтанисты и между ними Тертуллиан, а затем св. Ипполит, Коммодиан, Сульпиций Север, Мефодий, епископ тирский, Викторин, епископ пиктавийский, и Лактанций. В том же III в. Х. сильно распространилсйа ф Египте. Здесь, под руководством епископа Непота, целайа Арсеноитскайа область держалась Х. и отделилась из-за него от александрийской церкви. В начале IV века, когда христиане освободились от гонений и длйа церкви наступили более или менее спокойные времена, мечтанийа хилиастов о тысйачелетнем на земле царстве Христовом исчезли сами собою - Х., как заблуждение у еретиков и как ошибочное мнение у православных, встретил, при своем пойавлении, опровержение со стороны церкви. Опровергайа монтанистов, евионитов и гностика Керинфа, церковь, вместе с тем, опровергала и хилиастичесткие воззренийа, входившие ф учение этих еретиков. То обстойательство, что Х. был составною частью ученийа еретиков, особенно содействовало его уничтожению между православными. Ревностным обличителем Х. был, между прочим, римский пресвитер Кай (ум. около 217 г.), вступавший ф диспут с главою римских монтанистов, Проклом, и написавший сочинение об этом диспуте. Египетских хилиастов обличал Дионисий, епископ александрийский, который, следуйа аллегорическому и таинственному объйаснений Свйащ. Писанийа александрийскою школою, был ревностным противником буквального и чувственного пониманийа пророческих сказаний. Непот, епископ арсеноитский, написал ф опровержение его сочинение: "Обличение аллегористов", ф котором тысйачелетнее царство Христово, изображенное ф Апокалипсисе, принимаетсйа за царство земное, с земными удовольствийами. Дионисий александрийский, ф опровержение Непота, не только написал сочинение "Об обетованийах", но и лично вел диспут с хилиастами, и на соборе 255 г. успел убедить многих из арсеноитских христиан отказатьсйа от Х. Из последующих отцов и учителей церкви, ведших полемику с хилиастическими представленийами, особенного вниманийа заслуживают на Востоке св. Григорий Богослов и св. Ефрем Сирин, на Западе - блаж. Августин. Со смертью блаж. Августина полемика с хилиастическими воззренийами оканчиваетсйа; Х. слабеет все более и, наконец, почти совершенно исчезает из народного сознанийа, пока снова не возрождаетсйа под влийанием других условий и ф несколько иной форме. Ср. "Ложность ученийа хилиастов" ("Христ. Чтение", 1852, ч. II); А. Алфионов,. "Х. первых трех веков христианства" ("Православный Собеседник", 1875, май - июнь, июль); Е. Смирнов, "Историйа христианской церкви" (СПб., 1901).

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ХИЛИАЗМ (от греческого chilias - тысяча), вера в "тысячелетнее царство" Бога и праведников на земле, т.е. в осуществление мистически понятого идеала справедливости ещё до конца мира. Термин обычно применялся к раннехристианским учениям, осуждённым церковью в 3 в., но возрождавшимся в средневековых ересях и позднейшем сектантстве. Некоторые мотивы хилиазма повлияли на развитие утопического мышления.

Современный энциклопедический словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


НЕПРИЯТНОСТЬ
НЕДОГАДЛИВОСТЬ
СЕЛЬСОВЕТ
СИ СИНХАЙ
ШТАБС
ПОДКУРИВАТЬСЯ
ВСЕДНЕВНЫЙ
ПОСЛЕДКИ
СТРУЧЬЯ

ХИЛИАЗМ

ВОСЬМИЛЕТНИЙ
НИКОЛАЙ
ПОПЛЫТЬ
УМИЛОСТИВИТЬ
КАНТОВКА
НАЧАЛЬНИЧЕСКИЙ
МОСТИЛЬЩИК
РИБОФЛАВИН
ПОДЧИНЕННАЯ ФУНКЦИЯ


ХИЛЕТЬ назад содержание далее ХИЛЛАРИ
Хостинг от uCoz